В Архангельске на судоремонтном заводе началась подготовка к установке нового ремонтного дока

Плавучий дока придет на замену одному из старых портовых сооружений, построенному в 1953 году
Фото: Кирилл Иодас
Фото: Кирилл Иодас
Фото: Кирилл Иодас

Сегодня на месте будущей стройплощадки побывал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, который также посетил цеха завода, где продолжается строительство четырех судов ледового класса. Они будут выполнять пассажирские перевозки в акваториях областной столицы и Онеги в период ледохода и ледостава.

По словам директора архангельского предприятия Михаила Дерябина, одно из главных преимуществ нового дока заключается в том, что его можно будет использовать в течение всего года. Увеличенные габариты и мощности дока также позволят верфи выполнять больше заказов, поскольку одновременно на ремонт смогут встать два судна.

Созданием плавучего дока будет заниматься Судоремонтно-судостроительная корпорация, договор с которой заключен в декабре прошлого года в рамках форума «Арктические проекты: сегодня и завтра». С подрядчиком уже достигнуты договоренности о привлечении к сборке дока региональных предприятий.

– Сам плавучий док построят в Нижнем Новгороде, мы уже выбрали место, где он будет стоять. Проект дока нам хорошо знаком, и сейчас он дорабатывается под наши северные широты. Завершить строительство дока должны к концу 2025 года, – сообщил директор судоремонтного завода «Красная Кузница» Михаил Дерябин.

Проект по строительству плавдока также вошел в доковую программу Объединенной судостроительной корпорации, а объем привлеченных инвестиций составит 4,8 млрд рублей.

Во время осмотра доковых мощностей предприятия глава региона отметил, что 2024 год даст серьезный толчок развитию отрасли судоремонта и судостроения в Архангельской области, в том числе с учетом более активного использования Северного морского пути.

– В этом году уже начинаются работы на наших основных судостроительных и судоремонтных предприятиях, – сказал Александр Цыбульский. – На Севмаше в прошлом году заключен контракт на строительство нового сухого дока, что даст совершенно другие возможности и объемы выполнения работ. «Красной Кузницей» подписан контракт на строительство нового плавучего дока на 5 тысяч тонн – это практически удвоит возможности для выполнения судоремонтных работ на заводе. Кроме того, северодвинское предприятие «Арктика» начинает строительство нового цеха, что тоже даст возможность обслуживать в первую очередь наш подводный атомный флот в плановом режиме и, соответственно, увеличит прибыль предприятия.

Вместе с тем на производственной площадке «Красной Кузницы» продолжается строительство четырех судов с ледовым усилением, предназначенных для перевозки пассажиров на внутригородских линиях.

Проект разработан специалистами Северного филиала Российского речного регистра с учетом современных требований к комфорту и безопасности, а также климатических особенностей региона. Эксплуатацией новых судов будет заниматься региональная транспортная служба.

– Хорошими темпами идет строительство четырех судов, которые мы заказали для Архангельской области: одно предполагается к работе в Онеге, а три других будут работать на маршрутах в Архангельске. Это суда усиленного ледового класса, они смогут работать и в шугу, и в колотый лед. Это позволит нам доставлять людей на острова – период навигации будет существенно расширен, и, конечно, это даст серьезное улучшение качества и комфорта жизни в первую очередь для жителей островных территорий. Одно из судов уже на 75% готово, к концу этого года два судна уже должны приступить к работе, – сказал Александр Цыбульский.

Губернатор отметил, что строительство пассажирских судов было осложнено введением санкционных ограничений, из-за чего их пришлось перепроектировать, чтобы заменить все импортные детали на российские или на аналогичные, но произведенные в дружественных странах. В дальнейшем это позволит избежать трудностей с обслуживанием судов.

Говоря о перспективах развития судоремонтной и судостроительной отрасли, губернатор Архангельской области подчеркнул, что регион рассчитывает в ближайшие годы существенно нарастить свой потенциал. Это связано с обсуждаемым на государственном уровне вопросом строительства новых верфей в России.

– Думаю, что 2024 год можно считать серьезной точкой нового отсчета для развития судостроительной и судоремонтной отрасли. Теперь у нас задача, если государство примет решение о строительстве новых верфей на территории России, конечно, обратить внимание на то, что лучшего места, чем Северодвинск, для этого сегодня найти сложно. Это связано и с тем, что у нас уже существующие мощности, есть очень профессиональные люди, которые работают на предприятиях. Ну и самое главное – есть хорошо работающая система подготовки кадров в отрасли судостроения и судоремонта. Следующим важным этапом, если будет принято такое государственное решение, нам надо постараться, чтобы новая верфь была расположена на территории Архангельской области, – подытожил Александр Цыбульский.

Фото: Кирилл ИодасФото: Кирилл Иодас

Напомним, ранее суда проекта РЕГК.126 получили первую партию винтов со «Звёздочки».

Закладка первого судна состоялась в июне 2022 года. Для «Красной кузницы» это стало первое за тридцать лет пассажирское судно, заложенное на заводе.

Всего соломбальские корабелы построят четыре судна. Три из них предназначены для комфортного и безопасного сообщения жителей островных территорий Архангельска (по 100 мест), один для левобережья Онеги (65 мест).

Заказчиками выступили АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» и ГБУ Архангельской области «Региональная транспортная служба». При разработке проекта были учтены современные требования комфорта и безопасности, а также климатические особенности региона. Средства на строительство выделяются в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы», а финансирование осуществляется в рамках Программы лизинга морских и речных гражданских судов АО «ОСК» при непосредственном участии Минпромторга России.

Напомним, что подготовка к строительству третьего пассажирского судна проекта РЕГК.126 стартовала в Архангельске на «Красной Кузнице» в ноябре прошлого года.

Планируется, что всего серии будет состоят из четырех аналогичных судов. Для акватории Архангельска будет построено три таких судна. Еще одно судно аналогичного класса предназначено для Онеги.

Как ожидается пассажиры смогут подняться на борт первого из целой серии судна в навигацию 2025 года.

Напомним, что решение о строительстве судов было принято в 2020 году по итогам визита министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Благодаря усилиям губернатора и правительства региона было получено федеральное финансирование.

Проекты судов были разработаны специалистами Северного филиала Российского речного регистра с учётом современных требований комфорта и безопасности, а также климатических особенностей региона и не имеет современных аналогов в России. Модель прошла проверку в мелкобитом, сплошном и тёртом льду. Испытания показали, что класс ледового усиления и мощность двигателя подходят для работы в акватории морских портов Архангельск и Онега в периоды ледостава и ледохода.

Одним из прототипов будущего судна послужил буксир «Николай Баскаков», который успешно эксплуатируется на внутренних водных путях региона. Кроме того, облик судна напоминает символы водных пассажирских перевозок столицы Поморья — теплоходы «Балхаш» и «Коммунар».

Закладка первого судна состоялась в июне 2022 года. Для «Красной кузницы» это стало первое за тридцать лет пассажирское судно, заложенное на заводе.

В апреле прошлого года на «Красной Кузнице» началась сборка корпуса второго пассажирского судна ледового класса.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.