Торжественная церемония закладки судна стала частью форума «Судостроение в Арктике» и состоялась в День кораблестроителя.
До сих пор в период ледостава и ледохода жителям островных территорий Архангельска и левобережья Онеги приходится пользоваться услугами буксиров — судов надежных, но не особо комфортабельных. Им на смену и должны прийти суда нового проекта.
Стоит напомнить, что договорённость о строительстве подобных судов была достигнута во время рабочей поездки в Архангельскую область министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова — необходимость обновления парка речных пассажирских судов была одной из ключевых тем визита.
В итоге, было принято решение и о строительстве, и том, что строится суда будут именно в Архангельской области. При финансовой поддержке министерства — в рамках программы льготного лизинга.
Для судостроительной отрасли региона это было знаковое решение — последний раз сугубо гражданские суда строились в Поморье почти три десятка лет назад.
Финансирование строительства ведется в рамках программе льготного лизинга при поддержке федерального ведомства.
— Закладка головного в серии из четырех кораблей — это историческое событие и для «Красной Кузницы», и для всей Архангельской области, — подчеркнул глава Поморья Александр Цыбульский, открывая торжественную церемонию. — Это та самая диверсификация производства в действии, о которой мы сегодня много говорили в рамках форума. Зная профессионализм работающих на «Красной Кузнице» людей, у меня нет никаких сомнений в том, что уже в конце 2024 года суда встанут на службу жителей Архангельской области.
Проекты судов были разработаны специалистами Северного филиала Российского речного регистра с учётом современных требований комфорта и безопасности, а также климатических особенностей региона и не имеет современных аналогов в России. Модель прошла проверку в мелкобитом, сплошном и тёртом льду. Испытания показали, что класс ледового усиления и мощность двигателя подходят для работы в акватории морских портов Архангельск и Онега в периоды ледостава и ледохода.
Одним из прототипов будущего судна послужил буксир «Николай Баскаков», который успешно эксплуатируется на внутренних водных путях региона. Кроме того, облик судна напоминает символы водных пассажирских перевозок столицы Поморья — теплоходы «Балхаш» и «Коммунар».
Как рассказал
Михаил Катаев, руководитель конструкторского
отдела Северного филиала Российского
речного регистра, разработаны две
модификации судна, отличающиеся
пассажировместимостью. Первая,
предназначенная для Архангельска,
рассчитана на сто посадочных мест,
вторая, на 65 пассажиров, будет
эксплуатироваться в Онеге.
Впрочем, Российский речной регистр не только создал проект, но и ведет разработку рабочей документации непосредственно для завода. Как подчеркивает Михаил Катаев, антироссийские санкции не скажутся на строительстве.
— Да, изначально в проекте присутствовали импортные составляющие, но сейчас все оборудование заменено на отечественное, — отмечает он.
По контракту, который был подписан в декабре 2021 года, первые два судна серии будут сданы в 2023 году, вторая пара — в ноябре 2024 года. Собственно, предварительные работы начались в марте этого года: закуплены необходимые материалы, подготовлена так называемая «постель» для головного судна.
— На данный момент, мы начинаем формирование корпуса первого судна, метал для этих целей закуплен в полном объеме, — рассказал директор Архангельского филиала СРЗ «Красная Кузница» центра судоремонта «Звездочка» Михаил Дерябин. — Идем в строгом соответствии с графиком, работаем в тесном контакте и с проектантом, и с заказчиком — Региональной транспортной службой. Думаю, на головном судне отработаем все нюансы, и уже на следующих кораблях проекта сможем ускорить выполнение работ.