Волонтеры «Чистой Арктики» завершили экологическую миссию на мысе Челюскин

На полярной станции имени Федорова добровольцы провели уборку территории от накопленного с советских времен металлолома
Фото: Александр Фанталов/Северное УГМС
Фото: Александр Фанталов/Северное УГМС
Фото: Александр Фанталов/Северное УГМС

Отряд волонтеров отбыл домой на борту научно-исследовательского судна «Михаил Сомов».

На полярной станции добровольцы не только занимались уборкой территории от оставшегося с советских времен железного мусора, загрязняющего Арктику, но и отремонтировали помещение одного из зданий полярной станции, в котором в дальнейшем планируется размещать участников проекта.

В составе группа — шесть человек. В нее вошли волонтеры с определенными специальностями: строители, электрики, инженеры.

На мыс Челюскин волонтеры прибыли в начале октября 2024 года и практически сразу же приступили к провели разведку местности — на двух квадроциклах.

На Челюскине скопилось порядка 40 тысяч бочек из-под горюче-смазочных материалов. Топливо завозили сюда в летний период для обеспечения работы дизель-генераторных станций, а бочки не вывозили обратно. Чтобы емкости не примерзли друг к другу, их складывают штабелями. Отгружаться на научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» они будут сетками по 50 — 80 штук.

Расчет сделан исходя из того, что в среднем бочка весит 25 — 40 кг, а вертолет, который будет их доставлять, может за один раз поднять 2,5 тонны. Помимо бочек, добровольцы обнаружили большое количество и других отходов. Территория загрязнения — порядка 40 гектаров.

— Очень много металлолома! Остатки техники, оборудования, конструкции жизнеобеспечения: вышки, лестницы, площадки. На мысе в советское время было много смонтировано топливных емкостей. Эти конструкции тоже требуют утилизации, — рассказывал руководитель экспедиции «Чистой Арктики» на мыс Челюскин Виталий Калиничев.

Экспедиция на мыс Челюскин самая сложная в истории проекта «Чистая Арктика», она проводится при поддержке госкорпорации «Росатом». Предполагается, что походы на полуостров станут регулярными. В следующем году они запланированы на летний сезон.

Общественный экологический проект «Чистая Арктика» занимается уборкой северных территорий с 2021 года. В поле зрения волонтеров — наследие, которое осталось от СССР. Вывоз отходов — это сложная технологическая работа с учетом природных особенностей арктического региона. В общей сложности за три сезона добровольцы проекта собрали 12 тысяч тонн отходов.

Также на борт «Михаила Сомова» погрузилась бригада специалистов, выполнявшая работы по бурению термометрической скважины для Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. В рамках инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатических веществ» термометрические скважины оборудованы также на территории метеостанций Колгуев Северный, Малые Кармакулы, им. Е. К. Федорова на о. Вайгач, Варандей и Амдерма. С помощью таких скважин ученые смогут вести наблюдения за состоянием вечной мерзлоты.

Ну, а «Михаил Сомов» продолжает путь домой. Ранее экипаж судна завершил снабжение труднодоступных станций Якутского УГМС.

В конце октября легендарное судно дошло до крайней точки маршрута, острова Врангеля, и легло на обратный курс.

Напомним, в третий в этом году рейс по обслуживанию полярных станций Росгидромета «Михаил Сомов» отправился в начале сентября.

За семь недель выполнено снабжение почти двух десятков труднодоступных станций побережья и островов Баренцева, Карского, Восточно-Сибирского, Чукотского морей, а также моря Лаптевых. Доставлены топливо, продукты, лекарства, строительные материалы, оборудование и новая смена сотрудников на полярные станции Северного, Якутского и Чукотского УГМС.

Прибытие в порт Архангельска ожидается в середине ноября, сообщает пресс-служба северного УГМС.

Добавим, в Архангельск из предыдущего рейса по обеспечению полярных станций научно-экспедиционное судно Севгидромета «Михаил Сомов» вернулось 3 августа.

Судно прошло большой путь по северным морям. Так, в Карском море экипаж и члены экспедиции почтили память экипажа легендарного парохода «Александр Сибиряков»: памятные венки в мести гибели спустили на воду с борта «Михаила Сомова».

А в ходе первого завозного рейса судно доставило грузы снабжения на 20 полярных станций Северного и Мурманского управлений Росгидромета.

В первом рейсе также принял участие экологический десант — 20 волонтеров из нескольких регионов России провели уборку на четырех арктических территориях — Зимнегорский Маяк, Моржовец, Канин Нос и Колгуев. Экспедиция организована при поддержке Губернаторского центра Архангельской области, движения «Чистый Север — чистая страна», Северного УГМС, МИРЭА — Российского технологического университета.

Также с борта «Михаила Сомова» спустили венок в память о погибшем в годы Великой Отечественной корабле.

Каждый год НЭС «Михаил Сомов» обеспечивает труднодоступные станции по всей трассе Северного морского пути, снабжая полярников грузами на предстоящую арктическую зиму вплоть до следующего лета.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.