Отряд волонтеров отбыл домой на борту научно-исследовательского судна «Михаил Сомов».
На полярной станции добровольцы не только занимались уборкой территории от оставшегося с советских времен железного мусора, загрязняющего Арктику, но и отремонтировали помещение одного из зданий полярной станции, в котором в дальнейшем планируется размещать участников проекта.
В составе группа — шесть человек. В нее вошли волонтеры с определенными специальностями: строители, электрики, инженеры.
На мыс Челюскин волонтеры прибыли в начале октября 2024 года и практически сразу же приступили к провели разведку местности — на двух квадроциклах.
На Челюскине
скопилось порядка 40 тысяч бочек из-под
горюче-смазочных материалов. Топливо
завозили сюда в летний период для
обеспечения работы дизель-генераторных
станций, а бочки не вывозили
обратно. Чтобы емкости не примерзли
друг к другу, их складывают
штабелями. Отгружаться на научно-экспедиционное
судно «Михаил Сомов» они будут сетками
по 50 — 80 штук.
Расчет сделан исходя из того, что в среднем бочка весит 25 — 40 кг, а вертолет, который будет их доставлять, может за один раз поднять 2,5 тонны. Помимо бочек, добровольцы обнаружили большое количество и других отходов. Территория загрязнения — порядка 40 гектаров.
— Очень много металлолома! Остатки техники, оборудования, конструкции жизнеобеспечения: вышки, лестницы, площадки. На мысе в советское время было много смонтировано топливных емкостей. Эти конструкции тоже требуют утилизации, — рассказывал руководитель экспедиции «Чистой Арктики» на мыс Челюскин Виталий Калиничев.
Экспедиция на мыс Челюскин самая сложная в истории проекта «Чистая Арктика», она проводится при поддержке госкорпорации «Росатом». Предполагается, что походы на полуостров станут регулярными. В следующем году они запланированы на летний сезон.
Общественный экологический проект «Чистая Арктика» занимается уборкой северных территорий с 2021 года. В поле зрения волонтеров — наследие, которое осталось от СССР. Вывоз отходов — это сложная технологическая работа с учетом природных особенностей арктического региона. В общей сложности за три сезона добровольцы проекта собрали 12 тысяч тонн отходов.
Также на борт
«Михаила Сомова» погрузилась бригада
специалистов, выполнявшая работы по
бурению термометрической скважины для
Арктического и Антарктического
научно-исследовательского института.
В рамках инновационного проекта
государственного значения «Единая
национальная система мониторинга
климатических веществ» термометрические
скважины оборудованы также на территории
метеостанций Колгуев Северный, Малые
Кармакулы, им. Е. К. Федорова на о. Вайгач,
Варандей и Амдерма. С помощью таких
скважин ученые смогут вести наблюдения
за состоянием вечной мерзлоты.
Ну, а «Михаил Сомов» продолжает путь домой. Ранее экипаж судна завершил снабжение труднодоступных станций Якутского УГМС.
В
конце октября легендарное судно дошло
до крайней точки маршрута, острова
Врангеля, и легло
на обратный курс.
Напомним, в третий в этом году рейс по обслуживанию полярных станций Росгидромета «Михаил Сомов» отправился в начале сентября.
За семь недель выполнено снабжение почти двух десятков труднодоступных станций побережья и островов Баренцева, Карского, Восточно-Сибирского, Чукотского морей, а также моря Лаптевых. Доставлены топливо, продукты, лекарства, строительные материалы, оборудование и новая смена сотрудников на полярные станции Северного, Якутского и Чукотского УГМС.
Прибытие в порт Архангельска ожидается в середине ноября, сообщает пресс-служба северного УГМС.
Добавим, в Архангельск из предыдущего рейса по обеспечению полярных станций научно-экспедиционное судно Севгидромета «Михаил Сомов» вернулось 3 августа.
Судно прошло большой путь по северным морям. Так, в Карском море экипаж и члены экспедиции почтили память экипажа легендарного парохода «Александр Сибиряков»: памятные венки в мести гибели спустили на воду с борта «Михаила Сомова».
А в ходе первого завозного рейса судно доставило грузы снабжения на 20 полярных станций Северного и Мурманского управлений Росгидромета.
В первом рейсе также принял участие экологический десант — 20 волонтеров из нескольких регионов России провели уборку на четырех арктических территориях — Зимнегорский Маяк, Моржовец, Канин Нос и Колгуев. Экспедиция организована при поддержке Губернаторского центра Архангельской области, движения «Чистый Север — чистая страна», Северного УГМС, МИРЭА — Российского технологического университета.
Также с борта «Михаила Сомова» спустили венок в память о погибшем в годы Великой Отечественной корабле.
Каждый год НЭС «Михаил Сомов» обеспечивает труднодоступные станции по всей трассе Северного морского пути, снабжая полярников грузами на предстоящую арктическую зиму вплоть до следующего лета.