«Михаил Сомов» отправился в самый длительный в текущей навигации завозной рейс

Легендарное научно-экспедиционное судно пройдет по Севморпути от Архангельска до Чукотки и острова Врангеля
Фото: пресс-служба Северного УГМС
Фото: пресс-служба Северного УГМС

«Михаил Сомов» доставит на труднодоступные станции Северного, Якутского и Чукотского УГМС топливо, продовольствие, расходные аэрологические материалы, стройматериалы и другой груз, а также смену полярников.

Маршрут экспедиции пройдёт по Северному морскому пути через шесть арктических морей: Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. Крайней точкой станет остров Врангеля.

На полярных станциях специалисты Северного УГМС проведут техническое обслуживание метеорологического оборудования, средств связи и энергетики, программного обеспечения, инспекцию морских станций, нивелировочные работы.

На ряд станций будет доставлено новое оборудование. В частности, на МГ-2 им. Г. А. Ушакова появится новое модульное здание дизельной и вышка для ледовых наблюдений. На труднодоступные станции Чукотки — Айон, Валькарий, Рау Чуа, Амбарчик и Врангеля — судно доставит новые дизель-генераторные установки. Всего планируется обслужить восемь станций Северного УГМС, три станции — Якутского и шесть — Чукотского управлений гидрометслужбы.

Также на борту «Сомова» на мыс Челюскин отправилась экспедиция проекта «Чистая Арктика». Волонтеры займутся уборкой территории от отходов, оставшихся с советских времен: металлолома, бочек из-под ГМС и другого мусора, загрязняющего Арктику. Кроме того, в задачи волонтеров входит восстановительный ремонт одного из зданий полярной станции, в котором в дальнейшем планируется размещать участников проекта. Предполагается, что волонтерские экспедиции на Челюскин станут регулярными.

— Мыс Челюскин — знаковое место в советской истории освоения Севморпути. Там есть замечательные исторические объекты, которые необходимо сохранить и восстановить, но остались и объекты накопленного вреда, которые нужно собрать и вывезти. В этом мы имеем определенный опыт и готовы с радостью помогать в данном проекте, — отметил на торжественном мероприятии, посвященном старту экспедиции, заместитель начальника Северного УГМС Алексей Бараков.

В ходе рейса на судне будет работать съемочная группа, которая занимается созданием документального фильма об истории, подвигах и сегодняшнем дне легендарного судна «Михаил Сомов». Фильм приурочен к его 50-летнему юбилею, который будет отмечаться в следующем году.

Арктическая экспедиция продлится два месяца. Это уже третий в этом году и самый длительный завозной рейс «Михаила Сомова». Планируется, что в Архангельск судно вернется в ноябре, сообщает пресс-служба Северного УГМС.

Напомним, в Архангельск из предыдущего рейса по обеспечению полярных станций научно-экспедиционное судно Севгидромета «Михаил Сомов» вернулось 3 августа.

Судно прошло большой путь по северным морям. Так, в Карском море экипаж и члены экспедиции почтили память экипажа легендарного парохода «Александр Сибиряков»: памятные венки в мести гибели спустили на воду с борта «Михаила Сомова».

Ранее были доставлены грузы метеорологам на Диксон и на мыс Сопочная Карга.

Напомним, в рейс по снабжению жизненно важными грузами полярных станций «Михаил Сомов» вышел из Архангельска в начале июля.

А в ходе первого завозного рейса судно доставило грузы снабжения на 20 полярных станций Северного и Мурманского управлений Росгидромета.

В первом рейсе также принял участие экологический десант — 20 волонтеров из нескольких регионов России провели уборку на четырех арктических территориях — Зимнегорский Маяк, Моржовец, Канин Нос и Колгуев. Экспедиция организована при поддержке Губернаторского центра Архангельской области, движения «Чистый Север — чистая страна», Северного УГМС, МИРЭА — Российского технологического университета.

Также с борта «Михаила Сомова» спустили венок в память о погибшем в годы Великой Отечественной корабле.

Каждый год НЭС «Михаил Сомов» обеспечивает труднодоступные станции по всей трассе Северного морского пути, снабжая полярников грузами на предстоящую арктическую зиму вплоть до следующего лета.

Всего в навигацию 2024 года НЭС «Михаил Сомов» совершит три рейса по обеспечению полярных станций.

Напомним, что в рейс по обеспечению полярных станций судно Северного УГМС вышло ещё в конце мая.

Это первый рейс после ремонта на соломбальской «Красной Кузнице».

Ранее в 2023 году НЭС «Михаил Сомов» сел на мель в районе острова Земля Вильчека и Комсомольские острова, входящих в архипелаг Земля Франца-Иосифа.

На помощь «Михаилу Сомову» из Архангельска вышло научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов».

С борта севшего на мель «Михаила Сомова» эвакуировали почти всех членов экспедиции: ученых и художников переправили на научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов».

В итоге «Михаил Сомов» самостоятельно сошел с мели. Привлечение морского спасательной буксира — такой вариант рассматривался как один из возможных — не потребовалось.

Добавим, ранее прозвучало предложение сделать «Михаила Сомова» плавучим музеем.

Добавим, в прошлую летнюю навигацию все научные суда Северного УГМС преодолели в суровых арктических условиях в общей сложности около 40 тысяч морских миль.

Видео: пресс-служба Северного УГМС

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.