Суда Северного УГМС вернулись в Архангельск, достойно выполнив научно-исследовательские и социально значимые задачи в интересах развития Российской Арктики. С мая по ноябрь этого года НИС «Профессор Молчанов», НИС «Иван Петров» и НЭС «Михаил Сомов» преодолели в суровых арктических условиях в общей сложности около 40 тысяч морских миль.
Как сообщил начальник Северного УГМС Роман Ершов, в течение навигационного периода 2023 года было проведено десять морских экспедиций в Арктическом регионе РФ общей продолжительностью более 360 суток.
— Суда Северного УГМС выполнили поставленные задачи на достойном, качественном уровне, — подчеркнул Роман Ершов, — Особо отмечу успешную реализацию совместного с Северным Арктическим федеральным университетом проекта «Арктический плавучий университет-2023». Очередная экспедиция в рамках этого проекта планируется совместно с САФУ летом 2024 года на научно-исследовательском судне Северного УГМС «Профессор Молчанов».
Отметим, в
этом году экспедиция по программе
Арктического плавучего университета
работала на НЭС «Михаил Сомов» и НИС
«Профессор Молчанов». В период высадок
на берег ученые провели целый ряд
различных исследований. К примеру, для
уточнения Геологической карты Арктических
территорий РФ они организовали наземные
геологические работы на территории
побережья Баренцевоморско-Карского
региона, а также архипелагов Земля
Франца-Иосифа и Новая Земля. Особое
внимание в ходе работы уделялось
подготовке молодых кадров САФУ и других
ведущих вузов России.
Роман Ершов также отметил важную экологическую составляющую ряда морских экспедиций 2023 года. В частности, на судне «Иван Петров» в целях выполнения госзадания по программе морских научных исследований «Охрана окружающей среды» ученые НПО «Тайфун» Росгидромета совместно со специалистами Северного УГМС провели изучение радиационного фонового режима в окрестностях острова Кильдин — в районе, прилегающем к месту затопления атомной подводной лодки К-159. Напомним, субмарина затонула 20 лет назад при буксировке на утилизацию. Ученые провели отбор проб воды, грунта, биоты (водоросли, мидии) и оперативную радиометрию.
Добавим, на НИС «Иван Петров» также были проведены гидрографические работы (в том числе промеры глубин). Эти данные необходимы для повышения уровня безопасности мореплавания и будут использованы при составлении новых карт Северного морского пути.
В числе социально значимых задач, которые выполнило судно «Михаил Сомов» — доставка на труднодоступные арктические станции генерального груза и полярников для жизнеобеспечения станций управления (северный завоз). В период рейсов НЭС «Михаил Сомов» в рамках проекта «Модернизация и техническое переоснащение учреждений и организаций Росгидромета-2» на ряд станций были доставлены новые приборы и оборудование, а также солнечные электростанции, сообщает пресс-служба Северного УГМС.
Заместитель начальника Северного УГМС Алексей Бараков отметил профессиональную и слаженную работу экипажей всех трех судов в навигационный период 2023 года.
— Внутренний стержень, северная закалка и профессионализм наших мореплавателей даже в самых сложных ситуациях позволяли им выполнять все задачи качественно и в срок, — сказал Алексей Бараков.
В числе самых опытных кадров Северного УГМС — капитан НИС «Профессор Молчанов» Сергей Хохлов, который работает на этой должности уже десять лет.
— Вместе со мной все десять лет работают на «Профессоре Молчанове» старший помощник капитана Игорь Плахин и повар судна Марина Казанцева, — добавил Сергей Хохлов. — Общая численность нашего экипажа составляет 22-24 человека.
Сергей Хохлов и капитан НИС «Иван Петров» Александр Светоносов рассказали: в летний период навигации-2023 ледовая обстановка и погодные условия весьма благоприятствовали мореплаванию. А осенью судам приходилось порой «прятаться» от штормов.
Но в особых случаях шторм может сыграть на руку морякам. Так, экипажу НИС «Профессор Молчанов» запомнится 21 октября, когда самый опасный участок Северного морского пути — пролив Бориса Вилькицкого — оказался забит льдами. Пробить мощный ледовый панцирь было под силу только атомному ледоколу. Но благодаря южному ветру шторм отогнал льды на север и открыл проход «Профессору Молчанову».
Напомним, что последний научный рейс «Профессор Молчанов» выполнил в начале ноября.
На его борту находились океанологи и гидрохимики Северного УГМС, которые провели ежегодную гидрологическую и гидрохимическую съемку.