Накануне, в
День Военно-Морского Флота России, в
Карском море с борта научно-экспедиционного
судна «Михаил Сомов», находящегося в
рейсе по обеспечению полярных станций
Росгидромета, был спущен памятный венок
в память о погибшем в этих водах в годы
Великой Отечественной войны ледокольном
пароходе «Александр Сибиряков».
В ходе торжественного митинга капитан НЭС «Михаил Сомов» Виктор Гиль напомнил участникам экспедиции и членам экипажа историю трагической гибели корабля.
25 августа 1942 года «Александр Сибиряков» выполнял рейс по обслуживанию полярных станций. На борту находились гражданский и военный экипаж, а также пассажиры — строители и персонал станций — всего чуть более 100 человек. Кроме этого, судно перевозило 349 тонн грузов (собаки, коровы, оснащение, провиант, топливо). Следуя из порта Диксон к Северной Земле, у острова Белуха ледокол встретился с немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер».
Пароход,
вооруженный парой пушек, вступил в
неравный бой с вражеским военным
крейсером и погиб, успев дать в эфир
радиограмму. Таким образом «Сибиряков»
спас порт Диксон, из которого увели
суда, а береговые батареи приготовились
к приходу врага. Уничтожение Диксона
сорвало бы завоз грузов по всей Арктике
и парализовало бы ее. Из 104 человек,
находившихся на борту «Сибирякова»
спаслись только 23.
— «Александр Сибиряков» известен также тем, что в 1932 году впервые в истории преодолел Северный морской путь за одну навигацию. Это судно — предшественник «Михаила Сомова», обеспечивавшее снабжением полярные станции в Арктике. И сегодня, спустя много лет после трагической гибели корабля, мы чтим героизм его экипажа, — отметил капитан Виктор Гиль.
В память о подвиге «Александра Сибирякова» прозвучал гудок, а участники экспедиции и экипаж почтили память погибших минутой молчания и спустили на волны Карского моря памятный венок от Северного управления гидрометслужбы и Императорского Православного Палестинского общества, сообщает пресс-служба Северного УГМС.
Напомним, научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» продолжает свой путь по арктическим морям, обеспечивая расположенные по Севморпути метеостанции жизненно важными грузами.
Ранее были
доставлены грузы метеорологам на Диксон
и на мыс Сопочная Карга.
Напомним, в рейс по снабжению жизненно важными грузами полярных станций «Михаил Сомов» вышел из Архангельска в начале июля.
Отметим, что это уже второй рейс «Михаила Сомова» в текущем году. В ходе первого завозного рейса судно доставило грузы снабжения на 20 полярных станций Северного и Мурманского управлений Росгидромета.
В первом рейсе также принял участие экологический десант — 20 волонтеров из нескольких регионов России провели уборку на четырех арктических территориях — Зимнегорский Маяк, Моржовец, Канин Нос и Колгуев. Экспедиция организована при поддержке Губернаторского центра Архангельской области, движения «Чистый Север — чистая страна», Северного УГМС, МИРЭА — Российского технологического университета.
Также с борта «Михаила Сомова» спустили венок в память о погибшем в годы Великой Отечественной корабле.
Каждый год НЭС «Михаил Сомов» обеспечивает труднодоступные станции по всей трассе Северного морского пути, снабжая полярников грузами на предстоящую арктическую зиму вплоть до следующего лета.
Всего в навигацию 2024 года НЭС «Михаил Сомов» совершит три рейса по обеспечению полярных станций.
Возвращение «Сомова» в Архангельск планируется в начале августа.
Напомним, что в рейс по обеспечению полярных станций судно Северного УГМС вышло ещё в конце мая.
Это первый рейс после ремонта на соломбальской «Красной Кузнице».
Ранее в 2023 году НЭС «Михаил Сомов» сел на мель в районе острова Земля Вильчека и Комсомольские острова, входящих в архипелаг Земля Франца-Иосифа.
На помощь «Михаилу Сомову» из Архангельска вышло научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов».
С борта севшего на мель «Михаила Сомова» эвакуировали почти всех членов экспедиции: ученых и художников переправили на научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов».
В итоге «Михаил Сомов» самостоятельно сошел с мели. Привлечение морского спасательной буксира — такой вариант рассматривался как один из возможных — не потребовалось.
Добавим, ранее прозвучало предложение сделать «Михаила Сомова» плавучим музеем.
Добавим,
в прошлую летнюю навигацию все научные
суда Северного УГМС преодолели в суровых
арктических условиях в общей
сложности около
40 тысяч морских миль.