Во втором рейсе научно-исследовательского судна Северного УГМС «Михаил Сомов» по обеспечению полярных станций Росгидромета принимает участие экспедиция фонда «Люди моря». Ее задача — обследование и аэрофотосъемка историко-культурных объектов, гидрометеорологических станций и навигационных сооружений, расположенных в Арктике вдоль Северного морского пути. По заданию фонда аэрофотосъемку и описание интересных объектов по всему маршруту выполняют сотрудники морской инженерной компании «Фертоинг».
Итогом экспедиции станет создание цифровых трехмерных моделей полярных станций, маяков и других сооружений труднодоступных уголков Арктики. Результаты работы будут размещены на ГИС-портале «Россия — от моря до моря» фонда «Люди моря». Панорамные кадры аэросъемки планируется использовать для создания уникальных виртуальных туров по самым удаленным и недоступным для туристов местам Арктики.
В ходе рейса специалистам предстоит обследовать более 60 объектов, составляющих морское и научное достояние России, среди них — 20 полярных станций, 22 навигационных знака и 25 мемориальных сооружений.
Это уже второй этап обследования историко-культурных объектов в Арктике. Начало проекта было положено в ходе первого в этом году рейса «Михаила Сомова», который проходил в мае–июне 2024 г. Специалисты провели аэрофотосъемку более 14 гидрометеорологических станций и 9 навигационных знаков.
Напомним, накануне, 2 июля, легендарное судно вышло из Архангельска в рейс по снабжению жизненно важными грузами полярных станций.
Отметим, что это уже второй рейс «Михаила Сомова» в текущем году. В ходе первого завозного рейса судно доставило грузы снабжения на 20 полярных станций Северного и Мурманского управлений Росгидромета.
В первом рейсе также принял участие экологический десант — 20 волонтеров из нескольких регионов России провели уборку на четырех арктических территориях — Зимнегорский Маяк, Моржовец, Канин Нос и Колгуев. Экспедиция организована при поддержке Губернаторского центра Архангельской области, движения «Чистый Север — чистая страна», Северного УГМС, МИРЭА — Российского технологического университета.
Также с борта «Михаила Сомова» спустили венок в память о погибшем в годы Великой Отечественной корабле.
Каждый год НЭС «Михаил Сомов» обеспечивает труднодоступные станции по всей трассе Северного морского пути, снабжая полярников грузами на предстоящую арктическую зиму вплоть до следующего лета.
Всего в навигацию 2024 года НЭС «Михаил Сомов» совершит три рейса по обеспечению полярных станций.
Возвращение «Сомова» в Архангельск планируется в начале августа.
Напомним, что в рейс по обеспечению полярных станций судно Северного УГМС вышло ещё в конце мая.
Это первый рейс после ремонта на соломбальской «Красной Кузнице».
Ранее в 2023 году НЭС «Михаил Сомов» сел на мель в районе острова Земля Вильчека и Комсомольские острова, входящих в архипелаг Земля Франца-Иосифа.
На помощь «Михаилу Сомову» из Архангельска вышло научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов».
С борта севшего на мель «Михаила Сомова» эвакуировали почти всех членов экспедиции: ученых и художников переправили на научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов».
В итоге «Михаил Сомов» самостоятельно сошел с мели. Привлечение морского спасательной буксира — такой вариант рассматривался как один из возможных — не потребовалось.
Добавим, ранее прозвучало предложение сделать «Михаила Сомова» плавучим музеем.
Добавим, в прошлую летнюю навигацию все научные суда Северного УГМС преодолели в суровых арктических условиях в общей сложности около 40 тысяч морских миль.