Несмотря на то что остров Линский Прилук, на котором крепость стоит, относится к территории Архангельска, многие архангелогородцы поехали к ней впервые. Ведь, чтобы добраться туда, нужно преодолеть два рукава Северной Двины: Маймаксанский и Березовский — и сменить на этом пути три транспорта, каждый из которых в обычное время ходит нечасто. В праздник же из центра города до первой переправы, на остров Бревенник, пустили дополнительные автобусы, на которые можно было попасть по предварительной записи. Но самое главное — дополнительные автобусы поставили также на участок пути от этой переправы до моста «на Новодвинку». И эти автобусы брали всех, и тех, кто на трансфер не записывался, тоже.
Первое, что мы видим, высаживаясь у моста «на Новодвинку», — это информационная табличка, указывающая на место, где стоял штаб исправительной колонии, размещавшейся на территории крепости до того, как она стала памятником федерального значения. Гости, прибывшие из других городов, очень удивляются: многие, оказывается, не знали о том, что здесь долгое время была колония. Впрочем, бойцы сводного студенческого отряда, который приступил к работе на территории крепости около недели назад, много сделали для того, чтобы на территории фестиваля об исправительном учреждении ничего не напоминало.
– На месте, где теперь фестивальные шатры, было много битого кирпича и колючей проволоки. Мы всё это убрали, — рассказывает встретившийся нам по пути мастер студенческой стройки Иван Яковлев.
Кстати, кирпич оставили на острове — и, выйдя на площадь перед Двинскими воротами, мы понимаем — почему. Из этого самого кирпича вперемешку с известняком, выпавшим из стен крепости и уже никуда не годным, архангельский художник Рашид Сагадеев прямо на глазах у публики — и при её участии — складывает год основания «Новодвинки» — 1701‑й. Каждому гостю предлагается вложить в металлический каркас цифры «свой камень».
– Идею подсказало выражение «Время собирать камни», — говорит Рашид Махмудтович. — Мы рассчитываем оставить этот арт-объект перед Двинскими воротами и надеемся, что камни, которые сегодня складываем, не будут со временем растащены.
Бойцы возрождённого в прошлом году архангельского студенческого отряда экскурсоводов «Биармы» ведут сегодня бесплатные экскурсии по крепости и набирают группы слушателей прямо на месте, среди прибывшей на фестиваль публики. И, надо сказать, каждый раз собирают огромное количество желающих.
– Именно здесь крепость поставили неслучайно. Только в этом месте — между островом Линский Прилук и стоящим напротив островом Марков — могли проходить суда с большой осадкой, — доносятся их голоса.
Но в блуждающих за ними группах много местных, и основных исторических фактов им мало — интересуют подробности. Один из участников вспоминает, что его отец ещё в советские годы видел на крупной мели рядом с Линским Прилуком остатки старинного парусника. Его занимает, мог ли это быть шведский флагман, посаженный на мель Иваном Рябовым, или второй корабль шведов, налетевший на первый и так же оставшийся на мели.
– Есть сведения только о том, что с расстрелянных из пушек шведских кораблей захватили богатые трофеи. Сами корабли, вернее, их остатки, по всей видимости, остались в воде, — строят предположения экскурсоводы.
– Такого интереса к теме со стороны населения мы не ожидали, — говорит член Архангельского клуба исторической реконструкции «Двинской град» Александр Тарасов, постоянно участвующий в организации Дня Новодвинской крепости с тех пор, как он появился — вот уже пять лет.
– Но и с таким размахом отмечаем праздник в честь крепости впервые, — отмечает Александр. — Особенно это бросается в глаза на контрасте с двумя предыдущими годами, в которые из‑за пандемии мы не могли разбивать «исторический» лагерь у стен крепости и вынуждены были переводить праздник в онлайн, выкладывая в сеть лишь записи мастер-классов по ремёслам петровского времени. Прежде всего, увеличить размах смогли благодаря финансированию. В этом году этому поспособствовала большая дата — 350 лет со дня рождения Петра I, но и в будущем, мы надеемся, фестиваль поддержат, ведь сегодня стало очевидно: интерес к родной истории у людей есть.
В клуб «Двинской град», который занимается непосредственно реконструкцией архангельского гарнизона стрельцов, базировавшегося в Новодвинской крепости, принимают с 18 лет. Раньше не имеют права, ведь специфика предполагает обращение с оружием и его изготовление, объясняет Александр Тарасов. Но детей история «в лицах и предметах» привлекает не меньше, чем взрослых. Именно для них, говорит Александр, важно организовывать такие площадки, которые в этом году доминируют на фестивале, — не только демонстрирующие быт и условия службы в гарнизоне того времени, но и позволяющие самим попробовать какие‑то из тогдашних занятий, какие только возможно.
Вот, например, учат стрелять из лука. В другом конце целая очередь выстроилась к туго набитым мешкам — здесь можно брать устрашающего вида топорики на древках — бердыши — и отрабатывать колющие и режущие удары. Попутно, как бы между прочим, на каждой из площадок рассказывают об особенностях этих видов оружия и технике ведения боя во времена стрельцов:
– Война была тогда очень неспешная. Бойцы ходили медленно, и сами стычки были короткими, огнестрельное оружие только зародилось, и после перестрелки быстро переходили к рукопашному бою.
– Да вы не бойтесь взять в руки этот бердыш. Это настоящий весит порядка полутора килограмм, а этот — лёгкий, изготовлен специально для таких площадок, — рассказывает Александр публике.
Бердыш, действительно, оказывается очень лёгким. Дети — в восторге.
– А так и начинаешь в это втягиваться, — говорит мне Константин Полюбин, член межрегионального объединения клубов исторической реконструкции «Московские стрельцы», — Сначала мы с родителями ездили «просто смотреть» танковые бои времён Второй мировой войны, которые разыгрывались у нас под Кубинкой. Были исключительно зрителями. А сегодня всей семьёй занимаемся исторической реконструкцией. Вот мама моя — она сегодня боярыня. А вот отец — стрелец.
Андрей Купченков из пензенского клуба «Засека», ведущий площадку, где представлены разнообразные виды артиллерии начала XVIII века и инструменты, с помощью которых изготовляли в то время орудия, рассказывает, почему детям так нравится на ней «работать» — брать «старые» инструменты и пробовать их в деле, а главное, почему у них это получается.
– В XVII‑м и в начале XVIII века появилось очень много инструментов, которые дожили до наших дней, однако «старые» проще и легче, чем их современные аналоги, работающие по тому же принципу. Современной дрелью ребёнок работать не сможет: она тяжёлая, и иного взрослого может «прокатить». А ручным сверлом работать легче и можно работать не торопясь. При этом уровень ручной отделки был потрясающий — такой и на станке‑то сложно сделать порой. Такая отделка, конечно, занимала больше времени, зато вещь получалась настолько приятной, что многие современные изделия ей уступают, — рассказывает Андрей Михайлович.
Сотрудники культурного центра «Маймакса» установили прямо на площадке перед Двинскими воротами стол и разложили гигантскую игру-ходилку.
– Мы взяли за основу настоящую карту рубежа XVIII–XIX веков и с помощью графического редактора нанесли на неё разметку игрового поля. Правда, от традиционной бродилки наша игра всё же отличается: мы придумали дополнительные задания. Они разные. Например, с заданием «разложить оружие в хронологическом порядке» справляются и младшие школьники. А есть такие вопросы, над которыми и взрослые ломают голову, — рассказывает заинтересовавшимся игрой Никита Хребтов, заведующий сектором по досуговой работе культурного центра.
– «Новодвинку» мы любим особенно, потому что территориально она относится к нашему округу. Поэтому в начале этого года написали просветительский проект «Загадки Новодвинской крепости». Он направлен на то, чтобы рассказывать школьникам о наследии Новодвинской крепости через игру, — поясняет он нам. — Перед вами только одна из таких игр. Ещё у нас есть «новодвинское судоку», «русско-шведские шашки». Для совсем маленьких детей закуплен квест-бокс, в котором можно удочками половить «пороховые шашки». В рамках проекта у нас в культурном центре открылось историческое пространство «Крепость», и оно работает каждый день. По гранту мы закупили планшеты, с помощью которых ребята «строят» Новодвинскую крепость в компьютерной игре. К нам можно приходить каждый день и играть.
Кроме того, прямо сейчас в культурном центре «Маймакса», по его словам, рождается новый исторический клуб.
– Костяк у нас есть, это ребята 5–6‑х классов, но набор ещё продолжается, беру всех, кому интересно. — рассказывает Никита Андреевич. — Вы можете увидеть сегодня на фестивале школьников с логотипами нашего проекта — это участники нашего клуба. Силой никого сюда не тащили. Кто сегодня приехал, все приехали по доброй воле — потому что им интересно.
А под одним из навесов женщины, одна в русском, другая в башкирском костюме, вместе лепят маленькие бублики из теста — «пряженцы». Проходящей мимо публике башкирка Дилара Акбулатова шутливо поясняет:
– Башкирская жена учит русскую русского мужа кормить!
Тем, кто удивляется поговорке и просит пояснить, рассказывает, что и Уфа, и её родной Бирск были основаны московскими стрельцами, присланными для укрепления восточных границ государства. Многие стрельцы, по словам Дилары, брали тогда в жёны местных девушек… Вот почему башкиры в лагере, посвящённом архангельскому гарнизону стрельцов, — это совсем не удивительно: история стрельцов — это и их история тоже.
Многие восторгаются богатым на отделку костюмом Дилары. Как это принято в среде реконструкторов, она собирала костюм сама.
– Просто купить и надеть для реконструкторов мало — нужно, чтобы к этому прилагались любовь к истории и знание. Ты должен понимать, что ты носишь и как всё это изготовлялось. А ещё желательно приложить к изготовлению свою руку, — рассказывает Дилара. — Конечно, не все могут сделать костюм полностью самостоятельно. Поэтому в каждом клубе кто‑то специализируется на одном элементе, кто‑то — на другом. И не зазорно обращаться за помощью к участникам своего клуба либо к единомышленникам из других клубов. Но просто взять что‑то похожее, чтобы облегчить себе труд изготовления, — это у нас неприемлемо.
– Вообще, люди начинают интересоваться той или иной эпохой, когда появляется больше материала, на основе которого эпоху можно реконструировать, — поясняет «стрелец» Константин Полюбин.
– Действительно, много чего сохранилось материального, — соглашается Олег Курбатов, сотрудник Государственного архива древних актов и крупнейший специалист по XVII веку у нас в стране. — Но тут ещё много письменных источников сохранилось. И многие вещи, которые не сохранились, мы можем восстановить по описаниям.
– Раньше документы сгорали в московских пожарах, выживали единицы, а с 1626 года большая часть документов разрядного приказа, стрелецкого приказа сохранилась, — поясняет Олег Александрович. — Правда, в них ещё предстоит разбираться и разбираться, потому что это миллионы документов, и они далеко не так структурированы, как сейчас. К сожалению, от, скажем так, академических историков многие бытовые детали ускользают: этих историков интересуют глобальные процессы. Ведь, чтобы выяснить, как выглядел солдат в таком‑то году в таком‑то походе, нужно затратить столько же усилий, как для того, чтобы выяснить какой налог собирался в определённый период с какой‑нибудь губернии. А ценность этой информации для академического историка, изучающего глобальные процессы, разная. Но для нас эти детали ценны. То, чем мы занимаемся, называется «микроистория» и она тоже позволяет многое прояснить.
Показательные выступления «стрельцов» собирают народ со всех фестивальных площадок. Они демонстрируют порядок ведения боя, перестроения, разные ружейные приёмы… «Ура!» ещё не переняли, поэтому в атаку идут молча.
– Основная задача стрельцов была — стрелять. В то время оружие стреляло максимум на пятьдесят метров и разлёт был очень большой, так что, если бы они стреляли по очереди, вероятность, что они попадут в цель на таком расстоянии, была бы меньше 50 процентов. А вот если одномоментно стрелял весь строй, вероятность попадания повышалась до 80 и свыше процентов, — рассказывает ведущий.
Но особенно заостряют гости-реконструкторы внимание архангелогородцев на форме гарнизона.
– Запомните, архангелогородцы: треуголки — это не про вас! — комментирует ведущий. — Привычный вам образ солдата в треуголке, зелёном кафтане и в красных чулках появился не раньше 1704 года. Но не всю армию успевали переодеть в короткие сроки. И здесь, в Архангельске, русская армия ещё долго была одета в так называемый венгерский кафтан. Он отличался прежде всего тем, что был коротким. Вместо треуголок были красные шапки с овчиной. Поэтому те наши ребята, которые изображают форму предыдущей эпохи, — в жёлтых кафтанах — больше похожи на ваших стрельцов, и с таким же вооружением.
– Скорее всего, цвета могли быть другие, — уточняет Олег Курбатов. — Скорее всего, у них были сермяги, в том числе некрашеные. Вообще, амуниция у архангельских стрельцов одновременно использовалась и новая, и старая. У них могло и вообще не быть формы, потому что далеко не во все гарнизонные полки выделялись средства на то, чтобы одевать всех одинаково. По крайней мере, нет таких сведений, что кто‑то выдавал архангельским стрельцам деньги на цветные кафтаны. Скорее всего, они покупали одежду на своё жалованье и могли носить в летнее время то же, что носили местные, и к этому ещё общеармейскую амуницию и атрибуты трёх полков: знамёна, барабаны, подзнаменные копья — то, что парадное.
Кстати, мушкеты у «стрельцов» на празднике в основном фитильные, лишь у единиц — кремнёвые. И тут тоже требуются комментарии.
– В начале XVIII века почти вся армия перешла уже на кремнёвые, но я опять же говорю об основной армии, о первой Нарве, — пояснят ведущий. — А несмотря на то что Архангельск уже имел очень серьёзное значение, он был далеко от центральной губернии, от баз снабжения, поэтому прежде чем сюда дошли указания на то, чтобы переодеть и перевооружить полки, в логистике того времени потребовался не один год.
Без комментариев специалистов, оказывается, вообще никуда. Однако публике интересно разобраться в истории, которую ей пытаются представить. После демонстрации боя люди ещё долго не расходятся, задают «стрельцам» вопросы. Они охотно отвечают. И так же задают вопросы местным о деталях архангельской истории.
– Фестиваль «Новодвинская крепость» объявлен как главный фестиваль года Петра, поэтому у многих он, конечно, вызвал интерес. Тем более, Новодвинская крепость — первая построенная в Северную войну и первая принимавшая сражение, — говорит реконструктор Константин Полюбин. — Но в организации таких мероприятий также немаловажно, как относится к мероприятию администрация муниципального образования. Не везде администрация идёт навстречу и помогает в организации мероприятия. А здесь контакт есть. Есть плюсы и есть минусы, но в целом мы понимаем, что для вас это первый опыт. Самое главное пожелание на будущее — отладить вопрос с доставкой участников и гостей. В этот раз мы с организаторами друг друга не поняли. Они пообещали организовать трансфер, и мы подумали, что нам, участникам-реконструкторам, выделят в пользование «личный» автобус, так как обычно на фестивалях реконструкции делается именно так. А вышло, что на переправе пришлось выгружаться, перетаскивать всю атрибутику на теплоход, затем на другом берегу снова перегружать всё уже в новый автобус. Ничего страшного, но всё‑таки неудобно: груз у нас достаточно тяжёлый. Можно было бы избежать этого, оставив груз в автобусе и переправив автобус на пароме.