В январе телеканал «Культура» показал сериал «Россия молодая», отснятый ещё в 80‑х годах по одноимённому роману Юрия Германа, вышедшего в свет в 1952 году. Переполняет чувство гордости за вклад Архангельска в историю России.
Итак, летом 1701 года в дельту Двины зашла шведская эскадра… Цель её – разрушение Архангельска и уничтожение на его верфях строящегося военно-морского флота России. Наперекор неминуемой беде встал кормщик Иван Рябов, посадивший шведский флагман на мель под выстрелы орудий Новодвинской крепости. От героизма помора и от исхода того боя на Двине зависело многое: не только судьба Архангельска, но и будущее всей России. Это был самый первый шаг России к Балтийскому морю, победе в Северной войне, к закладке и строительству Санкт-Петербурга. Вот сколь высока ценность подвига Ивана Рябова!
А представьте жесточайшие нравы тех давних времён: Архангельск на три дня отдавался победителю на разграбление. Деревянный город мог вспыхнуть, как вселенских размеров костёр.
Сегодня иные либеральные историки могли бы мне возразить, высказать иную версию той давней истории. Дескать, всё могло быть наоборот: «Скандинавские братья-шведы, добрые наши соседи, шли на Русский Север с мирным визитом. Хотели полюбоваться видами Двины, поднять на мачтах флаги, дать приветственный залп да чайку попить с архангельским воеводой Прозоровским, а затем под ликование восторженной городской толпы отбыть восвояси»…
На это есть аргументы из поморских историй – былей, некогда записанных Борисом Шергиным. Напомню жуткие сцены из рассказа «Ингвар». Шли «свеи» (шведы) на Соловки, но, запутавшись в морской навигации, осушили вёсла, пристав в поморском селе, где поголовно все мужики и подростки отправились на морской промысел. В деревеньке остались жёны, старухи и дети. Перечитаем те жуткие сцены, дошедшие до нас с тех давних времён: «Свеи начали ломать заборы у амбара. Завопили бабки, ребятишки подняли неизреченный вой… шибают о землю ребят, стегают воющих старух и кидают из амбара кожу, обувь, сбрую и холсты… Весть о свейском нагоне полетела далеко». И далее: «Про породу свейскую слава в мире носится самая зазорная!» И эти факты набегов свеев и каян Борис Шергин продолжал описывать в рассказах «Ворон» и «Рядниковы рукавицы».
По случаю подвига Ивана Рябова во славу России Пётр I присвоил ему высокое звание первого лоцмана и первого матроса русского флота! А как мы с вами чтим подвиг героического земляка, который спас город, подарил вторую жизнь нашему Архангельску?!
Роман Юрия Германа и снятый на его основе одноимённый фильм «Россия молодая» поставили немало вопросов, и самый первый из них: «Почему же нет памятника кормщику Ивану Рябову, спасшему от уничтожения город Архангельск?»
К тому же фильм мог быть «визуальным пособием» на уроках истории в нашем Поморье. И почему бы подвиг кормчего Ивана Рябова не мог стать одним из важнейших туристических брендов Архангельской области?
Хочется пригласить читателей к этой дискуссии, и вполне возможно, что найдутся интересные и совершенно новые идеи.