Виктор Аскенов: Вся жизнь в электросетевом строительстве

Ветеран отрасли электросетевого строительства Виктор Валентинович Аксенов почти полвека строил высоковольтные линии электропередачи в самых удаленных уголках нашей большой страны

Официально трудиться Виктор Валентинович Аксенов начал в возрасте 16 лет. Если не считать двух лет, проведенных в должности подсобного рабочего 1-го разряда на Соломбальском бумажно-деревообрабатывающем комбинате города Архангельска сразу после школы, в трудовой книжке Виктора Валентиновича, по сути, лишь две записи о приеме на работу. Первая, датированная 14 сентября 1971 года, гласит, что после срочной службы в армии он принят на работу в Механизированную колонну № 88 треста «Севзапэлектросетьстрой» «в качестве электролинейщика 2 разряда и зачислен на курсы электролинейщиков». И вторая, спустя 29 лет (17 октября 2000 года), о приеме «электромонтером-линейщиком 6 разряда по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети» в Мехколонну № 6, санкт-петербургский филиал к тому моменту уже акционерного общества «Севзапэлектросетьстрой». И все! С рабочим коллективом Мехколонны № 6 с берегов Невы он пережил несколько преобразований и уволился, когда она уже была Санкт-Петербургским филиалом ООО «ЛЭМ». Случилось это 6 июня 2018 года. Нашему герою к тому моменту было 67 лет. Решил, говорит, что хватит уже кататься по лесам и полям, пора и на заслуженный отдых. В электросетевом строительстве, получается, Виктор Валентинович Аксенов проработал без малого 47 лет.

— И ведь ни разу за это время даже мысли не было, чтобы уйти куда-то, — признается Виктор Валентинович. — Как уехал сразу после окончания курсов в составе бригады Мацюры на Украину строить ЛЭП 750 кВ, так и остался в электросетевом строительстве. От добра, как говорят, добра не ищут. Сама работа мне сразу понравилась, дело важное и нужное, платили опять же хорошо, семью обеспечивал, да еще и побывал в самых разных уголках нашей большой страны — от Калининграда до Дальнего Востока. Что еще надо?

Ну, а о том, как работал Виктор Валентинович, свидетельствуют многочисленные записи о наградах и поощрениях в его трудовой книжке. Их на порядок больше, чем отметок, связанных с рабочими моментами. Уже в апреле 1973 года он занесен на Доску почета Мехколонны № 88. А потом благодарности, почетные грамоты, денежные премии… В советские времена, когда эти виды поощрений были в ходу, Виктор Валентинович практически всегда был в наградных списках, в том числе и в честь профессионального праздника Дня энергетика. Были в его карьере и более значимые успехи. Так в декабре 1975 года ему, цитируем, «За достижение высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании и досрочное выполнение плана 9-й пятилетки, а также плана 1975 года, присвоено звание Победитель социалистического соревнования 1975 года».

А 17 мая 1977 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Виктор Валентинович Аксенов был награжден государственной наградой — медалью «За трудовую доблесть».

В последующие годы отметим Почетную грамоту Обкома КПСС и облисполкома «как особо отличившийся на строительстве ВЛ 220 кВ Микунь-Коряжма» (18.02.1983); звание «Ударник одиннадцатой пятилетки» и юбилейный значок Минэнерго СССР «50 лет первого Всесоюзного слета стахановцев-энергетиков» (19.12.1985); знак «Ветеран труда треста „Севзапэлектросетьстрой“ — 15 лет» (15.12.1989); звание «Заслуженный строитель треста» и знак «Ветеран труда треста „Севзапэлектросетьстрой“ — 20 лет» (20.12.1991).

Доска, треска, тоска

— Родился я 6 марта 1951 года в поселке Первых Пятилеток, на берегу реки Кузнечиха, — начинает рассказ о себе Виктор Валентинович. — Когда-то он был Молотовским, но в народе его всегда называли по-простому — Сульфатом. Видимо, из-за нахождения на его территории Соломбальского сульфат-целлюлозного завода (позже был переименован в целлюлозно-бумажный комбинат, а в декабре 2012 года прекратил свою деятельность — прим. авт.). Сейчас это уже район Архангельска, находится рядом с ныне элитным микрорайоном Соломбала. Отец работал в доке, на буксире. В то время по воде много леса сплавляли, потом подавали на берег в районе комбината и там уже распиливали. Почти все взрослое народонаселение поселка так или иначе было связано со сферой деревообработки. Тогда в народе гуляла такая поговорка: «Архангельск — это доска, треска и тоска». Мама трудилась кассиром в местном банно-прачечном комбинате. В семье было четыре ребенка — два мальчика и две девочки. Я — третий по счету, у меня две старшие сестры и младший брат. Чтобы как-то обеспечить нормальные условия для такой большой семьи, родителям приходилось много работать. Мать, помню, постоянно какую-то подработку брала. У каждого из детей, естественно, был свой круг обязанностей. Я и дрова рубил, и воду носил с колонки, и печку топил, и огородик помогал возделывать — там в основном картошку садили. Никогда не забуду, как мама учила меня топором замерзшую колонку чистить: обухом в нужном месте тюкнешь, и весь лед в стороны разлетается.

Учился я еще в деревянном здании школы № 51, потом нас перевели в 37-ю. Детство мое, по сути, кончилось с момента получения аттестата о восьмилетнем образовании. Про дальнейшую учебу как-то даже и не думал, сразу пошел работать. Отец по своим каким-то каналам помог мне устроиться на Соломбальский бумажно-деревообрабатывающий комбинат (так в то время, по записи в трудовой книжке нашего героя, называлось предприятие — прим. авт.). Случилось это в сентябре 1967 года. Пилил в цеху досочки, брусочки, колотил ящики из них. Вот так два года деньги и зарабатывал. Платили за эту в общем-то нехитрую работу рублей 200, наверно. Совсем неплохо, согласитесь, для подростка. У меня отец с его опытом и стажем ненамного больше получал.

Ну, а дальше подошел срок отдать долг Родине — призвали в ряды Вооруженных сил СССР. Служил в Германии, в танковой бригаде, которая базировалась недалеко от города Гюстров. К технике, правда, никакого отношения не имел — попал в мотострелковую роту сначала автоматчиком, а потом снайпером.

Тут надо, наверное, немного пояснить, а для этого вернуться назад, в мое детство. Я же охотой с 14 лет занимался. Отец сначала помог мне охотничий билет выправить, а потом разрешение на покупку ружья написал и денег на это дело дал. Тогда все проще было: пришел в магазин, показал соответствующие бумаги, заплатил и все, ты уже обладатель настоящего гладкоствольного оружия. Причем, ружье Иж-16, которое я тогда приобрел, стоило очень недорого, что-то в районе 15-16 рублей. Самое интересное, что мой отец сам никогда охотником не был. А я вот уже пацаном бегал по болотам, да озерам, стрелял уток и рябчиков. Вот в армии на первых же стрельбах из автомата и засветился: знал же, где мушка находится (улыбается), ну и попал куда надо. Через какое-то время командир вызывает вручает мне СВД (снайперская винтовка Дегтярева) и говорит: «Будешь теперь снайпером.» Так и служил в этой должности до демобилизации.

Вернулся домой летом 1971 года. Встал вопрос: чем заняться? На прежнее место возвращаться не собирался, хотелось уже чего-то посерьезнее. И тут в газете увидел объявление, что в архангельскую Мехколонну № 88 требуются электролинейщики. На учебные курсы нужно было ехать в Ленинград, вернее в Тосно. Интересно стало: дай, думаю, попробую… Как итог — вся жизнь в электросетевом строительстве. Почти полвека, занимался «электрификацией всей страны».

ЛЭП 750 кВ на Украине

— Уехал в Тосно, — продолжает Виктор Валентинович. — Два месяца в учебном комбинате треста «Севзапэлектросетьстрой» получал первичные знания по профессии «элетромонтажник-линейщик». В основном, конечно, нас теорией грузили. Практика началась, когда меня в составе команды из ленинградской Мехколонны № 6 на Украину отправили — причем, сразу на линию 750 кВ. Белая Церковь, Тальное… Фундаментами тогда, помню, занимались ребята из Молдавии, опоры ставили коллеги из еще одной бригады Мехколонны № 6, я же попал на монтаж проводов к легендарному бригадиру Петру Кузьмичу Мацюре.

Боязни высоты, как оказалось, у меня не было: спокойно залез на опору и начал делать то, что сказал бригадир и чему нас учили в Тосно. Как мне уже тогда объяснили старшие товарищи: опасаться надо высоты до 10 метров — с нее если упадешь, то можешь инвалидом на всю жизнь остаться; а если свалишься, к примеру, с 30-40 метров, то шансов никаких — «лепешка». Такой вот черный юмор. Ну, а чтобы избежать неприятностей, есть действенное средство — страховка. Кстати, за свою длинную карьеру я не раз видел, как соблюдение мер техники безопасности спасало людям жизнь.

Месяца четыре я тогда провел на Украине. Вахты у нас там коллективные были: всей бригадой приезжали на работу и в полном составе потом уезжали на отдых. Любопытная зарисовка с того времени: в строительном городке многие вахтовики держали какую-то живность. Нет, не кошек или собак, а кур и поросят. Сколотят из досок обрешетки, в которой разное оборудование и материалы на объект привозили, какую-никакую сараюшку и занимаются в свободное от работы время «улучшением продовольственной программы». Ну, а когда время подходило, везли в родные края сумки, набитые мясом. Я однажды тоже домой украинскую свининку доставил, но не выращивал — просто купил у местных крестьян. Сейчас с теми ограничениями, которые существуют на воздушном транспорте, такое было бы невозможно, а тогда — никаких проблем.

На берегах Северной Двины

— В общем, перезимовал на Украине, а потом попросился поближе к дому, — вспоминает Виктор Валентинович. — Дело в том, что к тому моменту успел жениться, ну и, понятно, хотелось почаще видеться с семьей. Мою просьбу услышали и отправили в Малиновку недалеко от Плесецка. Там мы ВЛ 110 кВ строили с бетонными столбами высотой 22 и 26 метров. Ну и завертелось, понеслось… Затем дочь Наталья родилась, через два года сын Владик. Старался первое время сильно далеко от дома и надолго в командировки не ездить. В те годы Мехколонна № 88 только начинала развиваться — даже строительной базы своей не было. Ее начинали строить на пустыре возле ТЭЦ. Я принимал в этом деле самое активное участие. В составе бригады возводил столовую, гаражи, боксы, другие помещения. Периодически, впрочем, меня и в область посылали на строительство ЛЭП.

Сейчас по прошествии более чем полувека, все названия объектов и точную хронологию, конечно же, не вспомню. Тем более строили мы тогда очень и очень много. Проблем было море — не хватало буквально всего. Постоянные перебои с оборудованием и материалами, из-за чего сроки строительства постоянно срывались, объекты замораживались на неопределенный срок. Скажу так, физические объемы, которые сейчас электросетевые строители могут закрыть за год, у нас могли растянуться иной раз и на пять лет.

Чаще всего в бригаде Владимира Васильевича Ашаева трудился. К АрхБуму, помню, мы линию электропередачи тянули. Сейчас это уже полноценный город — Новодвинск, а тогда был просто поселок рядом Архангельским целлюлозно-бумажным комбинатом. Кстати, именно на том объекте меня впервые назначили «старшим». Это считалось большим доверием со стороны начальства и, по сути, было равноценно назначению «бригадиром».

Несмотря на трудности, работать было интересно. Постоянно что-то придумывали, чтобы свести к минимуму производственные простои, назовем их так. От этого ведь зависела наша зарплата. Чтобы доставить фундаменты и опоры в труднодоступные места, пользовались вертолетами. Тогда это была обычная практика. Опоры, кстати, разные ставили — в зависимости от профиля местности. Где грунт помягче был, там закапывали фундаменты, собирали и ставили металлические конструкции, ну, а где грунт хороший, твердый, бурили шурфы на глубину три с лишним метра и вставляли в них бетонные опоры. До сих пор все стоят, не падают.

Вертолеты — это, конечно, здорово. Но мы, бывало, и к помощи лошадей прибегали. Однажды работали с Борисом Пономаревым в Большой Товре, это поселок в Холмогорском районе рядом с Северной Двиной, и сломался у нас трактор. Пошли к председателю и попросили у него коней. «Зачем?» — спрашивает. «Да будем провод тянуть, чтоб простоя не было». Там сначала похохотали вдоволь, но тягловой силой нас все-таки обеспечили. Запрягли, привязали к лошадкам проводов и ведь сделали, что хотели, в итоге. Это еще в начале моей карьеры линейщика было, а линия, по-моему, 10 кВ была с деревянными опорами. Провод тонкий и легкий, так что животные справились.

Состояние электросетей в Архангельской области в то время было просто удручающим. В основном деревянные опоры, много уже подгнивших, покосившихся. Практически везде медные провода, с алюминием раньше ведь непросто было — мало выпускали. Так мы и меняли дорогую и тяжелую медь на более дешевый и легкий алюминий. Помню, ЛЭП 220 кВ из Архангельска в Северодвинск реконструировали, демонтировали старые опоры, ставили новые, провод медный убирали буквально тоннами… А куда его девать? Это сейчас везде пункты приема цветных металлов, а тогда их ведь не было. Приказ начальства: закопать! Ну что, вырыли большую яму экскаватором, побросали туда старый провод, землей засыпали, тракторами заровняли. И так неоднократно делали. Если б сейчас найти такие «захоронения», озолотиться можно! Но кто ж теперь вспомнит, да и где-то уже давно застроили такие участки многоэтажными домами.

Что еще из того периода запомнилось? Как переход линии электропередачи через реку Пинегу делали — сами опоры ставили, сами провод тянули. Опыта строительства подобных переходов еще не было, так что трудностей хватало. Лучшие силы Мехколонны № 88 туда стянули, руководил бригадой Владимир Васильевич Ашаев.

А монтаж провода на большом переходе через Северную Двину в 1978 году сначала мне поручили. Ашаев к тому времени уже в ИТР (инженерно-технические работники — прим. авт.) ушел. Опору 106-метровую возле деревни Трепузово поставили, на противоположном берегу такую же к приему провода подготовили. Переход почти полтора километра, представляете! Со сроками, правда, немного затянули. На дворе апрель, начальство приказывает раскатывать провод по льду. Я возражаю: говорю, что не успеем поднять, а через неделю по реке пойдет ледокол (это по плану из года в год происходило перед началом весеннего ледохода для предотвращения ледовых заторов на Северной Двине между Холмогорами и Архангельском) и провода сметет. Так что все наши старания будут коту, сами знаете куда. Мне сказали примерно следующее: «Ну, если ты отказываешься, то сделают другие.» Сняли меня с бригадирства и назначили Владимира Анатольевича Миронова. Я остался у него в команде линейщиком. В итоге все получилось примерно так, как я и предсказывал. Провод на лед положили, но поднять его не успели — возникли какие-то сложности.

Ледокол пошел, и пришлось разрубать концы посередине троса, и растаскивать провода в разные стороны. Потом уже по открытой воде пришлось работать — с баржами, катерами. Сделали, конечно — куда деваться-то! Но сил и средств затратили гораздо больше, чем, если бы ту же работу выполняли зимой по льду.

На этом переходе случай был. Это сейчас его вспоминаем с улыбкой, а тогда не до шуток было. Катились мы по проводам с одним товарищем, распорки между фазами ставили. Перед началом спрашиваю у парня: «Ты раньше-то такую работу выполнял?» Отвечает, что справится, ничего в этом сложного нет. Ну, ладно, едем на люльках, ставим распорки, и вдруг он, бух, вместе с люлькой сваливается. Хорошо пристегнут был надежно. В итоге люлька в метре от провода висит, а он еще ниже метра на полтора. Что делать? Внизу вода. Назад уже не проехать — распорки расставлены, впереди на подъем надо метров 400 в люльке катиться. «Повиси, — говорю, — и не дергайся.» А сам по-быстрому, насколько это возможно, вперед рванул. Часа полтора в итоге пришлось товарищу на проводах над водой висеть. Ощущение не из приятных. Я его потом снимал с буксира. «Режь, — кричал ему, — свой фал, не бойся». Все в итоге закончилось благополучно, однако парень, видимо, сильно разочаровался в профессии монтажника. Решил судьбу больше не испытывать. Через несколько дней рассчитался и уехал искать более спокойную и безопасную работу.

Таежные университеты

— Не погрешу против истины, если скажу, что работа для нас тогда была в радость, — рассказывает Виктор Валентинович. — Молодые были, здоровые, активные. Занимались интересным и самое главное очень нужным в то время делом. Это ж золотые времена были для электросетевого строительства в Архангельской области! Именно тогда были построены многие ключевые для электроснабжения региона подстанции и линии электропередачи. Столько лет прошло, а они до сих пор работают.

А еще работа творческая у нас была. Мы ведь университетов не заканчивали, учились, можно сказать, в тайге, да в болотах, то есть непосредственно на рабочем месте. Проектная документация в то время не всегда идеальная была, приходилось иногда ее дорабатывать прямо на объекте. Добавьте сюда плачевное состояние техники, нехватку материалов, отсутствие разного оборудования. Все это компенсировалось смекалкой и разного рода придумками. А вот романтики было хоть отбавляй. И работали в удовольствие, и отдыхали. Соберемся, бывало, большой компанией, начальство нам транспорт выделит, и едем на рыбалку. Дружные были.

Что касается меня, то мне профессия электросетевого строителя как-то легко давалась — бригадирам мне по два раза повторять не надо было. Схватывал, как говорят, на лету. Потом уже и сам других начал понемногу учить. Наверное, в то время можно было и о соответствующем образовании подумать. Но куда там! Да и смысла большого не видел. У инженеров в ту пору, если не путаю, оклад 260 рублей был, а самый простой линейщик меньше 400 не получал, а если уж с высоким разрядом, да со стажем, так и 500 с лишним получалось. Ну и зачем мне это образование?!

В городе Сольвычегодске (Котласский район Архангельской области) на фоне Благовещенского собораВ городе Сольвычегодске (Котласский район Архангельской области) на фоне Благовещенского собора

В основном, конечно, мы в Архангельской области строили, но, когда было нужно, нас и в соседние регионы отправляли — помогали коллегам по тресту «Севзапэлектросетьстрой» в Ленинградской, Мурманской, Псковской, Новгородской областях, Республиках Карелия и Коми. В 1997 году, когда в тресте собирали команду для поездки в Сибирь на большой проект по протяжке волоконно-оптической линии связи, я оказался в числе тех, кого начальник нашей мехколонны Лев Алексеевич Тарасевич оставил дома, аргументировав свое решение словами: «А кто у нас здесь-то будет работать?» В итоге я через какое-то время отправился в город Порхов Псковской области, где у нас стояла строительная база — строили линию электропередачи 330 кВ от Псковской ГРЭС. Так получилось, что эта командировка в какой-то степени стала для меня судьбоносной… Не буду вдаваться в подробности, но очень скоро я переехал в Порхов на постоянное место жительства, а в 2000 году уволился из архангельской Мехколонны № 88, где проработал почти 30 лет, и устроился в санкт-петербургскую Мехколонну № 6.

От Калининграда до Дальнего Востока

— Приехал, помню, на свой первый объект в новой организации — строительная база была в поселке Перово недалеко от Выборга, там ЛЭП строили. Сергей Николаевич Тарасевич, который сейчас возглавляет Санкт-Петербургский филиал ООО «ЛЭМ», а тогда был начальником строительного участка, спрашивает меня: «Что делать умеешь?» «Да все умею, — отвечаю, — и фундамент устанавливать, и опоры поднимать, и провод монтировать.» «Ну, молодец, будешь копать фундаменты, » — сказал начальник. Ну я и пошел копать. Мне ж тогда уже «под пятьдесят» было, лазить по верхам уже не особо-то и хотелось, в молодости налазился. Собирать опоры? То еще удовольствие, особенно зимой. А фундаменты — это ж красота! Все на земле происходит. Кран, экскаватор, бульдозер и два линейщика… Второй, как мы тогда шутили, нужен только для того, чтобы помочь выбраться первому, если того вдруг в котловане грунтом привалит.

На первом объекте в новой для себя организации, Мехколонне № 6. Строительная база в поселке Перово недалеко от Выборга. 2000 год.

В Мехколонне № 6 в итоге я проработал почти два десятка лет — до 2018 года. Вот где по стране-то покатался! Все поездки уже не припомню, но вот те, которые сразу на ум приходят. За хронологию не ручаюсь.

В Вологодской области строили линию 750 кВ от Калининской АЭС в Череповец, большие такие опоры П-образные ставили. В поселке Суда наш строительный городок находился. В Саяногорске (Республика Хакасия) на алюминиевый завод три линии электропередачи вели от подстанции. Там я везде отметился: и опоры ставил, и фундаменты, и на монтаж провода лазил. Линии, в общем-то, короткие были, всего километров 6-7, однако мощные — 750 кВ, провод АС 300.

Поездка в Нерюнгри (Республика Саха-Якутия), где мы ВЛ 220 кВ на прииск тянули, запомнилась экстремальными морозами. Помню, объявление у нас висело, где было написано, что при температуре «минус 51» на работу можно не выходить — техника все равно отказывается работать. А вот при «минус 50» работали. Помогали механизаторам технику отогревать с помощью факела: под поддон его просунешь и смотришь, чтобы масло не загорелось. А сами-то особо и не мерзли — там воздух сухой и низкие температуры, если хорошо одеться, спокойно переносятся. Это не как у нас в Архангельске, где при высокой влажности уже в «минус 30» окочуриться можно.

Даже за Полярным кругом бывал. В вахтовом поселке Варандей (Ненецкий автономный округ) на побережье Баренцева моря как-то жили. Строили там линию электропередачи для нефтяников. В самом западном регионе страны, в Калининградской области, тоже работать приходилось — принимал участие в строительстве ЛЭП и перехода через реку Приголь. А самой восточной точкой на карте для меня стал поселок Облучье в Еврейской АО, где Мехколонна № 6 строила линию электропередачи.

«В вахтовом поселке Варандей, который находится за полярным кругом, к нам в городок часто олени забредали. Мы их подкармливали хлебом»«В вахтовом поселке Варандей, который находится за полярным кругом, к нам в городок часто олени забредали. Мы их подкармливали хлебом»

В мае 2015 года значительная часть коллектива санкт-петербургской Мехколонны № 6 перешли в ООО «ЛЭМ». Меня сразу отправили на строительство стратегически важного для страны объекта — ВЛ 220 кВ Тамань — Кафа, которая является частью энергомоста в Крым. Там я фундаментами в основном занимался, арматуру для монтажников собирал на складе, а иногда и по проводам лазил. Ну да, в 64 года! А куда деваться? Нужно, значит, нужно.

Потом в Забайкальском крае ВЛ 220 кВ Бугдаинская — Быстринская строили. Там большое месторождению молибдена. Это такой материал, который издавна добавляли в сталь, чтобы клинки были прочные, а сейчас его в самых разных областях промышленности применяют. На реконструкции большой подстанции 330 кВ Кингисеппская в Ленинградской области отметился. Ну, а заключительным объектом в моей долгой карьере стало строительство ВЛ 500 кВ Ростовская — Андреевская — Вышестеблиевская (Тамань). Оттуда была перспектива снова в Якутию отправиться, но я решил, что хватит кататься по вахтам, как никак уже 67 лет, пора на заслуженный отдых. Произошло это в июне 2018 года. С тех пор вот и отдыхаю. Впрочем, ребята, с которыми я когда-то здесь в Порхове работал, иногда по старой памяти зовут на какие-то работы по моему профилю. Раньше соглашался иной раз. Но сейчас уже оказываюсь: навык-то никуда не делся, а вот силы, конечно, уже не те.

«На переходной опоре в Архангельске. Замена перебитого грозой провода, в оранжевой каске Виктор Насонов»«На переходной опоре в Архангельске. Замена перебитого грозой провода, в оранжевой каске Виктор Насонов»
«В Североонежске на карьере бокситового рудника. Линию там тянули»«В Североонежске на карьере бокситового рудника. Линию там тянули»

Дружба длиной в полвека

Владимир Анатольевич Миронов, ветеран отрасли электросетевого строительства с 50-летним стажем:

— Про Виктора Валентиновича могу рассказывать только хорошее. Он один из немногих людей, с кем я при своем веселом, скажем так, характере за всю жизнь ни разу не поругался. А ведь знакомы мы с Витей уже больше полувека. Могу ошибаться, но, скорей всего, мы пересекались с ним по работе еще в 1972 году — еще до того, как я ушел в армию. Ну, а познакомились и крепко подружились уже в конце 1974 года. Вместе работали в архангельской Мехколонне № 88 в бригаде у Владимира Васильевича Ашаева. Можно сказать, что вместе поднимались по карьерной лестнице. И пусть лестница эта оказалась не особо высокой — оба остановились на бригадирском уровне, но, поверьте, в своем деле, монтаже проводов, мы стали настоящими Барсами. В моем понимании это высший класс! Потом, пока работали в архангельской Мехколонне № 88, мы часто менялись с ним местами — то он у меня в бригаде трудился, то я под его руководством. Специалистом Виктор Валентинович всегда был крутым. Это при том, что до всего сам доходил — он ведь кроме курсов линейщиков в Тосно ничего больше и не заканчивал. Но из любой даже самой сложной ситуации на объекте мог выкрутиться — делал такие вещи, которые до него никто не делал. Авторитет среди ребят у него всегда был непререкаемый. Настоящий бугор, в самом лучшем значении этого слова!

Помню в 1976-м году переход через Пинегу строили, и чтобы изоляцию, арматуру и другие материалы на противоположный берег перевезти, мы с Витей строили плоты и потом гребли колами, как веслами. Подплывали к берегу, раздевались и потом в холодной воде тянули эти плоты вдоль берега, до места назначения.

На том же объекте, когда уже начали провод монтировать, пошел ледоход — дело осенью было. Провод под льдины уходил и там примораживался. Там мы договаривались с лодкой, и потом катались к проблемным местам и с помощью больших палок, этаких дубин, отбивали, освобождали этот провод. Причем, топорами пользоваться было нельзя, ведь так можно было провод повредить. Вот так работали! Для нынешнего поколения электросетевых строителей эти истории покажутся забавными, но мы в таких условиях жили и строили. Постоянно чего-то не хватало — приходилось включать смекалку.

А еще у нас была традиция отмечать окончание важных этапов работы небольшим пикничком прямо на берегу. Причем, пили в то время исключительно шампанское. Ну, а что, красиво жить не запретишь (смеется)!

Когда начали строительство большого перехода через Северную Двину в районе деревни Трепузово, Виктор Валентинович был бригадиром монтажников, а я у него в первых замах ходил, как ребята шутили. Потом Витя имел неосторожность поспорить с начальником мехколонны и его с должности сняли, ребята в этой ситуации высказались за мою кандидатуру на роль бригадира. Вот честно, я даже и не знаю, как повел бы себя, окажись тогда на его месте. А Виктор Валентинович спокойно отнесся к этом решению и работал потом, как ни в чем не бывало обычным линейщиком. И в этом он весь — для него дело всегда на первом месте. И не случайно, что Виктор Валентинович постоянно был в передовиках производства, о чем говорят его многочисленные почетные грамоты и другие знаки отличия.

Почти четверть века мы в Виктором Валентиновичем бок о бок трудились в Мехколонне № 88. Потом наши пути разошлись — сначала я в 1997 году уехал в длительную командировку в Сибирь (на ВОЛС), а потом он перебрался на постоянное место жительства в Порхов (Псковская область). Через какое-то время вновь оказались в одной организации — в питерской Мехколонне № 6, но там уже по работе пересекались не так часто. А общались в основном во время отпусков, когда он приезжал в родной Архангельск к детям и внукам. Естественно, при первой возможности срывались на рыбалку. У Вити был катер с мотором, на нем мы катались и по реке, и на море. Причем, свою сообразительность он и здесь нередко проявлял. Привязывал, к примеру, лодку к барже, которую тянет буксир по Северной Двине, и так мы плыли на халяву километров по 60-70 км вверх по течению, не включая мотора. Он, кстати, хорошим рыбаком был. Научил вот меня ловить на «шарамыгу» (приспособление для ловли рыбы — из себя представляет мормышку, только увеличенную раз в пять, с парным крючком, на который насаживаются обычные дождевые черви или другая приманка — прим. авт.).

Как уже сказал, мы с ним крепко дружим еще с молодых лет. Он настоящий! Друган, который никогда не предаст и не бросит в трудную минуту. Я хорошо знал его родителей, его брата, сестру. Он в деревню к моим родителям часто приезжал. Мамка моя его очень любила, всегда повторяла: «Да вы, ребята, так похожи друг на друга, прям, как родные братья!»

Фундамент с помощью одной линейки

Алексей Борисович Няников, ветеран архангельской Мехколонны № 88, в настоящее время прораб в ООО «ЛЭМ»:

— Виктор Валентинович был моим первым бригадиром. В 1986 году я был направлен к нему в бригаду монтажником. Строили мы тогда ВЛ 110 кВ под Архангельском. Трасса — не сахар. Болота, канавы, ручьи… Помню, у нас спецы на тракторах работали, умудрялись переезжать через реку буквально по одним сваям деревянного моста. Виктор Валентинович, кстати, за техникой всегда следил и нас учил, чтобы берегли ее. Чтобы помогали трактористам, обеспечивали технике по возможности более-менее комфортный проезд через разные препятствия. Не уставал повторять, что, если посадим трактор, то сначала время потеряем на его вызволение, потом еще ремонт последующий потребует больших затрат, а все это в итоге скажется на нашей же зарплате. Техникой-то мы тогда совсем не богаты были. Вот и старались: лежнили болота, дороги бревнами выкладывали и т. д.

Впоследствии под руководством Виктора Валентиновича мы построили много линий электропередачи (от 10 кВ до 500 кВ) и в Архангельской области, и за ее пределами. Мне всегда нравилось и работать с ним, и одновременно учиться у него. Он мог с ювелирной точностью устанавливать фундаменты, даже иной раз не пользуясь геодезическими приборами, при наличии одной только метровой линейки. Был большим мастером по сборке металлоконструкций. Это сейчас комплекты опор приходят, и там все размер в размер, дырочка в дырочку, а были времена, когда во избежание возможных проблем сначала надо было тщательно вымерить всю расшивку и отверстия. Виктор Валентинович это делал грамотно и точно.

Ну и монтажник он был просто от Бога. Голова светлая. Трудности его не пугали. Мне кажется, ему даже нравилось, когда что-то шло не так, когда чего-то не хватало, и нужно было придумывать какие-то новые решения. Работа с блоками, тросами, полиспастами и веревками ему приносила настоящее удовольствие.

Человек очень спокойный, уверенный в себе и своих действиях. На людей, с которыми работал, он никогда голос не повышал, по крайней мере я этого не слышал. Объяснял все доходчиво и понятно. Спасибо ему огромное за его уроки и знания, которыми он с нами делился.

Падающая стрела из лиственницы

Анатолий Леонидович Тарасов, ветеран архангельской Мехколонны № 88, в настоящее время начальник строительного участка в Санкт-Петербургском филиале ООО «ЛЭМ»:

— Первое, что приходит на ум, когда говоришь о Викторе Валентиновиче, это то, что он очень надежный человек. Если уж что-то пообещал, то сделает обязательно. Я с ним много работал еще в архангельской Мехколонне № 88. Познакомились мы с ним где-то в 1990 году. Я тогда мастером был, а он приехал к нам на строительный участок со своей бригадой. Специалист, конечно, классный. Уровень очень высокий. Его главная фишка в том, что для него нет безвыходных ситуаций — при любом, даже совсем безнадежном случае, всегда найдет какое-то решение. А нестандартные ситуации тогда у нас часто случались — чтобы выполнить какие-то работы так, как надо, как этого требует проектная документация, постоянно не хватало то оборудования, то каких-то материалов, то техники. Виктор Валентинович из множества вариантов всегда находил наиболее оптимальный. Иногда весьма оригинальный. Наверное, при строительстве больших ЛЭП, таких как 500 кВ или 750 кВ, некоторые вольности, которые он себе позволял, были бы невозможны, но мы же тогда в основном строили некрупные линии — 110 кВ, ну максимум 220 кВ. Они и полегче, и попроще.

Один из примеров. Делали переход через реку Мезень, где-то на отшибе Архангельской области. Опору собрали, а ставить ее нечем. Стрелу не успели привезти до распутицы, ждать пришлось бы долго, а это потеря времени и денег. Виктор Валентинович тогда пошел в лес, вырубил две лиственницы, связал их тросом, и с помощью этого подобия «падающей стрелы» поставил опоры. Они, конечно, не стометровые были, но тоже достаточно массивные.

Когда мы с ним работали уже в Мехколонне № 6, тоже часто пересекались. Здесь он часто работал на фундаментах, и тоже не раз находил какие-то нестандартные решения при возникновении неожиданных проблем. Очень доброжелательный человек, к которому в любое время можно было обратиться по любому вопросу — всегда подсказывал, помогал.

Сделано на совесть

Виктор Павлович Харчук, главный инженер Мехколонны № 6, в настоящее время начальник строительства Санкт-Петербургского филиала ООО «ЛЭМ»:

— С Виктором Валентиновичем мы познакомились уже в XXI веке, когда оба перешли работать в Мехколонну № 6. И он, и я уже имели серьезный опыт в области электросетевого строительства. В первую очередь отмечу универсальность Виктора Валентиновича — он работник, который знает все виды операций в нашей сфере. Может без проблем выставить фундаменты, собрать опору и установить ее. Большой специалист в монтаже провода. Шустрый такой, несмотря на то что ему к тому времени уже больше пятидесяти было. А еще, что меня тогда удивило и одновременно вызвало чувство уважения к нему — он никогда, скажем так, не плакался по поводу зарплаты. Есть работники, особенно сейчас, которые еще ничего не умеют, еще ничего не сделали, а уже интересуются сколько будет стоить та или иная работа. Виктор Валентинович из той породы людей, у которых на первом месте дело. Я даже у него как-то поинтересовался: «Неужели тебе совсем не интересно, сколько тебе заплатят за ту или иную работу?» Он сказал примерно следующее: «Интересно, конечно. Но я считаю, что если ты сделал свое дело хорошо и в означенный срок, то и твои руководители должны адекватно оценить твой труд. А, если заплатили мало, то одно из двух: или ты плохо работал, или люди, от которых ты зависишь, некомпетентны в своей работе. И что-то просить у таких бесполезно, да и унизительно.» Такой вот принцип: сам делай все качественно, и доверяй людям.

Человек он спокойный и совсем не конфликтный. Помню, был случай в Амурской области на строительстве линии ВЛ 500 кВ Зейская ГЭС — Амурская. Там у нас несколько опор нужно было ставить на полуострове. Заехать на него более-менее комфортно можно только с одной стороны, но перед этим необходимо было сделать отсыпку дороги грунтом. Причем, объем очень серьезный. Поставил на это дело Виктора Валентиновича, дал ему двух помощников. А уже зима началась, температура ниже 30 градусов. И вот как ни приеду к месту работ, вижу одну и ту же картину. Виктор Валентинович то с лопатой грунт разбрасывает, то с водителем общается, показывая куда высыпать очередную порцию грунта, то трактористу объясняют в какую сторону ровнять. А два молодых помощника постоянно в теплой кабине греются. Указал ему на сей дисбаланс. Он говорит: «Они разве не видят, что работать нужно, я их гонять что ли должен?». Ну не любит человек ругаться! Пришлось тогда мне вместо него погонять этих молодых лодырей.

Очень надежный и ответственный работник. А еще хороший наставник. Молодым, ну тем, кому интересно, всегда все спокойно расскажет и покажет, поделится опытом. С недисциплинированными же ребятами справлялся на раз. Однажды я отправил к нему в бригаду парня, который утром постоянно опаздывал к выезду на пикет. Бригаде приходилось его ждать. Виктор Валентинович ждать не стал — уехали в назначенное место без этого копуши, а вечером заставил его писать объяснительную, почему тот не вышел на работу. И все: на следующий день парнишка стоял на месте сбора за 20 минут до отъезда и в последствии, насколько я знаю, расстался с привычкой опаздывать.

Еще одним его поразительным качеством было то, что при возникновении какой-то проблемы он никогда не отчаивался. Подключал смекалку и что-то обязательно придумывал. Работали мы с ним на строительстве подстанции в Кингисеппе. А там сплошные болота. Начали фундаменты ставить, а в некоторых местах ну просто никак — сплошная жижа, плывет грунт. «Витя, — спрашиваю у Аксенова, — ну что будем делать?» «А давай ограждение из шпунтов сделаем, » — предлагает он. Тут же едет к лесу, набирает стволы деревьев, оставшиеся после расчистки просеки. Вдавили их экскаватором по периметру котлована, связали все, вычистили место под фундамент, воду откачали, засыпали щебенкой, утрамбовали. В итоге установили фундамент согласно всем технологиям. До сих пор стоит, с места не сдвинулся. А почему? Да потому что сделано на совесть!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.