Ее организатором выступило Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
На встрече более 200 участников обсудили новые подходы к снабжению труднодоступных регионов России. В частности, затронули темы структуры управления, планирования и логистики северного завоза, а также механизмов снижения стоимости грузов. Участники также обсудили проблемы, с которыми сталкиваются регионы при разработке решений для повышения эффективности доставки.
В России с 1
апреля вступил в силу федеральный закон
о северном завозе, позволивший своевременно
и по более низким ценам доставлять на
северные территории товары первой
необходимости.
В Архангельской области действие закона распространяется на городской округ Новая Земля, Верхнетоемский, Лешуконский, Мезенский, Шенкурский округа, Пинежский, Приморский округа и на Ленский район.
На 2024 год план северного завоза в Архангельской области составляет порядка 24 тысяч тонн, основная номенклатура грузов для поставки — дизельное топливо, бензин, уголь, дрова, строительные материалы, медикаменты, продовольствие, иные промышленные товары для населения: мебель, одежда, бытовые приборы.
Неотъемлемым условием бесперебойной доставки товаров северного завоза в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности является наличие развитой транспортной инфраструктуры и эффективных логистических цепочек.
В соответствии с федеральным законом формируется перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры — так называемая опорная сеть, имеющая критическое значение для построения оптимальных логистических маршрутов и обеспечения бесперебойного снабжения территорий северного завоза. Немаловажно, что развитие этих объектов будет осуществляться в том числе в рамках федерального финансирования.
В рамках реализации федерального закона создается единый морской оператор северного завоза — АО «Русатом Арктик», — который будет обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов между морскими портами с понятным графиком, правилами и с фиксированной ценой, что позволит исключить самостоятельный поиск рейсов судоходных компаний предпринимателями и, соответственно, исключить риски сбоев в поставках товаров, дать возможность удешевить и ускорить их доставку. В настоящее время прорабатывается вопрос расширения пилотного проекта по запуску единого морского оператора на территории Архангельской области.
Помимо организации северного завоза на своей территории, Архангельская область участвует в организации перевозки грузов северного завоза в другие субъекты Российской Федерации, к примеру в морской порт Певек Чукотского автономного округа. Из морского порта Архангельск отправляются морские суда с грузами первой необходимости, снабжения и обеспечения. Каботажные перевозки из морского порта Архангельск по Северному морскому пути составляют порядка 40% от общего грузооборота.
В этом году выполнено два рейса по маршрутам Архангельск — Певек — Корсаков — Находка — Магадан — Петропавловск-Камчатский — Певек — Мурманск и Архангельск — Певек — Архангельск. На два рейса было погружено порядка 9000 тонн, или 20700 фрахтовых единиц генеральных и контейнерных грузов, в том числе грузов северного завоза.
Напомним,
программа субсидирования каботажных
перевозок через Севморпуть между портами
северо-запада России и Дальнего
Востока стартовала в 2022 году. За первый
год было выполнено два круговых
рейса, в 2023
году — три.
В 2024 году также запланировано три рейса. За это время перечень портов, в которые возможен субсидируемый судозаход, был расширен с 4 до 14.
Рейс из Архангельска будет выполнен в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Отметим, что по оценкам специалистов, рейс пройдет в благоприятный для судоходства период летне-осенней навигации с августа по октябрь.
Напомним, ранее стало известно, что Архангельск получил статус порта отправления для перевозимых по Севморпути грузов.
То есть теперь его услугами могут воспользоваться участники программы субсидирования каботажных перевозок по Северному морскому пути
Кроме того, участники программы теперь могут привлекать к перевозкам суда по договору фрахта.
В целом, на субсидирование регулярных грузовых перевозок по СМП ежегодно выделяется по 560 млн рублей. Перевозчики могут компенсировать недополученные из-за льготных тарифов доходы, а также расходы, связанные с заходами судна в порты.
Добавим, ранее стало известно, что в Архангельске будут созданы терминалы для транспортировки грузов по Севморпути.
Логистические терминалы предназначены также для транспортировки грузов автотранспортными предприятиями Арктической зоны.
Как отметила
министр экономического развития и
промышленности Архангельской области
Евгения Шелюк, морской порт Архангельск
имеет все возможности, чтобы стать
опорным пунктом перевалки грузов для
единого морского оператора северного
завоза.
— В связи с этим необходимо в краткосрочной перспективе обеспечить федеральное финансирование содержания объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, а также наделить единого морского оператора северного завоза полномочиями оказывать услуги не только морской перевозки, но и услуги по перевозке грузов судами внутреннего водного транспорта, по экспедированию грузов при мультимодальных перевозках, организации погрузочно-разгрузочных работ, хранению, упаковке, маркировке грузов, выполнению сюрвейерских услуг и страхованию грузов. Такое решение поспособствует обеспечению централизованного управления перевозками грузов северного завоза, — рассказала глава ведомства.
Отметим, что
в этом году в Архангельской области уже
завершена кампания по завозу топлива
на отдаленные территории с ограниченным
сроком транспортной доступности.
Поставки топлива в районы Крайнего
Севера и приравненные к ним местности
на время сезонных ограничений выполнены
в полном объеме: поставлено 16,9 тысячи
тонн угля и 12,2 тысячи тонн дизельного
топлива.
Ранее
стало известно, что в России будет
создана система мониторинга северного
завоза.
Планируется, что ФГИС мониторинга северного завоза будет вводиться в эксплуатацию поэтапно в течение 2024–2026 годов.
С ее помощью предполагается обеспечить централизованное планирование и своевременно выявлять риски сбоя поставок тех или иных грузов, будут построены оптимальные по продолжительности и стоимости логистические маршруты доставки важных товаров, обеспечена специальная маркировка грузов северного завоза, автоматизируют сбор статистической информации.
Напомним, создание подобной информационной системы было определено федеральным законом, принятым в прошлом году.
Ранее сообщалось, что Архангельский морской торговый порт уже успешно внедряет систему цифрового порта, которая позволит обеспечить доступ поставщиков и потребителей грузов к детальной информации в реальном времени из любой точки мира: от прибытия грузов в порт до заполнения судовых трюмов, от контроля уровня топлива в автомобилях до распределения запасов на складах.
Добавим, в ноябре прошлого года Архангельская область вошла в перечень территорий северного завоза.