После внесения поправок документ, устанавливающий правовые и организационные основы северного завоза, принят сразу во втором и третьем, окончательном чтениях.
— Мы приняли закон о северном завозе в трех чтениях единогласно, — рассказал полпред Дальневосточного федерального округа Юрий Трутнев в интервью «АиФ-Дальинформ». — Поэтому северный завоз будет работать. У него есть два важнейших направления. Первое — это в целом координация: чтобы всё пришло вовремя, чтобы ничего нигде не застряло. Второе — чтобы всё пришло дешевле, чтобы максимально повысить уровень жизни. Потому что уровень жизни складывается из того, что ты получаешь и что тратишь. Если мы в рамках северного завоза привезем строительные материалы, технику, продовольствие дешевле, значит, уровень жизни будет расти.
Под северным завозом законопроект предлагает понимать комплекс мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов.
В этой связи в документе четко определены понятия «территории северного завоза» и «территории с ограниченными сроками завоза грузов». Их перечень будет утверждаться Правительством РФ на основании предложений высших должностных лиц регионов.
Нормативно-правовой акт предусматривает четкое распределение полномочий в сфере северного завоза между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, а также устанавливает, что единым федеральным координатором северного завоза выступит Минвостокразвития РФ.
Вводится также понятие «единого морского оператора северного завоза» — это будет определенное федеральным правительством юридическое лицо, которое обеспечит регулярные перевозки грузов северного завоза между морскими портами. Срок его полномочий 15 лет. Дату начала работы единого морского оператора северного завоза определит Правительство РФ не позднее 1 января 2026 года.
По словам губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, принятие закона будет способствовать развитию портовой инфраструктуры Архангельска, которая исторически была важнейшим транспортным узлом северного завоза, обеспечивающим круглогодичную навигацию. Сегодня мощности порта включают 12 универсальных и специализированных терминалов, более 350 единиц флота, 20 сервисных компаний для обслуживания грузов.
— Важно, что активное участие государства в процессе позволит формировать справедливую цену на доставку грузов. Это, в свою очередь, повлияет на качество жизни людей, которые живут и работают в непростых условиях Севера, — подчеркнул глава региона. — Повышение качества жизни на северных территориях — важнейшая задача, поставленная Президентом Владимиром Владимировичем Путиным.
Законопроект также предполагает создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС «Северный завоз»). Она должна обеспечить обработку и анализ информации о северном завозе, мониторинг движения грузов и своевременное выявление рисков возникновения сбоев в поставках. Оператором новой информационной системы сможет выступать как непосредственно Минвостокразвития, так и подведомственная ему организация.
Архангельский морской торговый порт уже успешно внедряет систему цифрового порта, которая позволит обеспечить доступ поставщиков и потребителей грузов к детальной информации в реальном времени из любой точки мира: от прибытия грузов в порт до заполнения судовых трюмов, от контроля уровня топлива в автомобилях до распределения запасов на складах.
Новые нормы вступят в силу с первого апреля 2024 года, уточняют в пресс-службе правительства Архангельской области.