Александр Цыбульский оценил открывшуюся в Москве выставку об уникальной экспедиции архангельских энтузиастов

Летом этого года они прошли одним из поморских торговых маршрутов как в старину — под парусом и на веслах
Фото: пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области
Фото: пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области
Фото: пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области
Фото: пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области

В конце октября в Музее Москвы открылась выставка «Мангазейский морской ход: технология открытий», которая посвящена экспедиции команды Товарищества поморского судостроения по древнему торговому пути из Архангельска в Мангазею — первый русский город за полярным кругом в Западной Сибири.

Напомним, что экспедиция состоялась этим летом. Проект «Мангазейский морской ход — плавучий лекторий» был реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив совместно с министерством культуры Архангельской области и САФУ.

Причем весь путь — три тысячи километров через Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волок — участники преодолели на деревянном судне, построенном по старинной поморской технологии без единого гвоздя, — карбасе. Ранее мы рассказывали, как и зачем строят такие суда на верфи Товарищества поморского судостроения.

Открывшуюся по итогам экспедиции выставку посетил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Он пообщался с автором экспозиции — инициатором и руководителем Товарищества поморского судостроения Евгением Шкарубой, передает пресс-служба губернатора и правительства области.

— Наши мореходы в XVI веке смогли первыми построить крепкое деревянное судно и добраться на нём в Мангазею — первый русский город, основанный за полярным кругом в Западной Сибири. В то время страна вела отчаянную борьбу за освоение территории Зауралья с англичанами, голландцами и французами, и если бы не мастерство поморских корабелов, сумевших опередить своих оппонентов, то, возможно, сейчас нам бы пришлось оформлять визу, чтобы посетить Сибирь, — сообщил в социальных сетях губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

Мангазейский морской ход, по которому шла активная торговля пушниной, проходил от Северной Двины через Белое, Баренцево и Карское моря, через Канинский и Ямальский волоки по Обской губе и реке Таз до Мангазеи — города, основанного в 1601 году. Этот опорный пункт морского пути развивался очень быстро и поражал средневековых путешественников своим богатством. Но в 1619 году движение по Мангазейскому морскому ходу было запрещено, поскольку город настигли сильные пожары. Все это заставило людей покинуть обжитое место.

Участники экспедиции «Мангазейский морской ход» прошли путем средневековых первопроходцев.

— Как мы и предполагали, всё оказалось довольно непросто. Строительство деревянного судна велось без гвоздей. Мы сшивали доски вицей, вспомнили ту технологию, по которой поморские суда шились ещё совсем недавно — в XIX веке, — рассказал Евгений Шкаруба. — Мы прошли под парусами и на вёслах три тысячи километров, вели научные дневники, а когда застревали во льдах, то брали шесты и отталкивали лёд.

На выставке в Музее Москвы можно увидеть именно тот поморский карбас, на котором прошла экспедиция. Также здесь можно ознакомиться с фотографиями, фильмами и артефактами, найденными во время путешествия.

Отметим, что выставка «Мангазейский морской ход: технология открытий» организована при поддержке международного культурно-просветительского проекта «Великий северный поход. Арктика как искусство», призванного представить эволюцию Северного морского пути от идеи северо-восточного прохода до национальной транспортной коммуникации XXI века.

После Музея Москвы планируется разместить экспозицию в аэропорту Архангельск, чтобы как можно больше гостей города смогли ее увидеть.

В дальнейших планах Товарищества поморского судостроения — построить уже большой коч и дойти на нем до Тихого океана.

Кстати, ассоциация «Судостроительный кластер Архангельской области» периодически проводит бесплатное обучение технологиям традиционного поморского судостроения.

Ранее стало известно, что набережную реки Соломбалки в Архангельске в ближайшем будущем может украсить катер модели «Соломбалец». В советское время такие катера выпускались на «Соломбальской судоверфи» в Архангельске и стали одним из символов Соломбалы. Сейчас их производство возрождается на Мосеевом острове.

Впервые о возможности установки на набережной Соломбалки судна с историей, а также необычных арт-объектов на тему речного судоходства заговорили еще весной этого года.

А вчера появилась информация, что в рамках празднования Дня города Архангельска в следующем году планируется провести фестиваль катеров «Соломбалец».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.