Практику создания муниципальных округов обсудили участники выездного заседания Координационного Совета представительных органов местного самоуправления, которое прошло в Верхней Тойме.
Напомним, преобразование муниципального управления в районах Архангельской области началось в 2020 году.
Основная цель муниципальной реформы — повысить эффективность работы местных властей и улучшение качества жизни граждан. За прошедшее время в результате отказа от двухуровневой системы местного самоуправления общее количество муниципальных образований за счет упразднения муниципалитетов поселенческого уровня сократилось с 203 до 98.
— Изначально у нас было 19 муниципальных районов, на сегодняшний день 12 из них приняли решения о преобразовании в муниципальные округа. И мы в областном Собрании поддержали этот выбор. На региональном уровне была подготовлена серьёзная нормативная база для расширения возможностей муниципальных округов. Прежде всего, это отразилось на финансировании муниципалитетов. В областном законодательстве закреплено положение о том, что в муниципальных округах должны быть комплексные программы социально-экономического развития и средства на их реализацию должны быть предусмотрены в бюджете региона. Речь идет о сотнях миллионов рублей. В том числе были значительно увеличены отчисления в муниципальные дорожные фонды, — отметила спикер регионального парламента Екатерина Прокопьева.
Все муниципальные районы, вставшие на путь преобразования в округа, самостоятельно определялись с тем, как будет выглядеть система управления и какие приоритеты заложить в программы развития территорий.
Как рассказал глава Верхнетоемского округа Сергей Гуцало, в рамках преобразования на базе администраций поселений были созданы территориальные отделы без образования юридических лиц. Получаемые из областного бюджета средства на реализацию программы развития округа власти направляют на подготовку проектно-сметной документации. Это позволяет участвовать в различных федеральных и областных программах по ремонту и строительству объектов инфраструктуры и социальных учреждений, проведению благоустройства территорий. За три года было реализовано 76 проектов. Так, в 2022 году была подготовлена документация на ремонт образовательных учреждений, которые в последующем включили в программу по капитальному ремонту с общим финансированием около 600 миллионов рублей. Глава округа ставит амбициозную, но реалистичную задачу — за пять лет привлечь в муниципалитет пять миллиардов рублей.
— Объединение в округ нам позволило уйти от двухуровневой системы управления, ушли в прошлое конфронтация между администрациями муниципальных образований и споры по вопросам разделения полномочий, — рассказывает председатель Собрания депутатов Виноградовского округа Надежда Салыкина.
В Виноградовском округе вместо глав поселений стали работать руководители и сотрудники муниципальных казенных учреждений, которые не являются муниципальными служащими. Это существенно сократило количество проверок со стороны надзорных органов.
— Ранее 70
процентов времени муниципальных служащих
на местах уходило на переписку с
прокуратурой, судами, судебными
приставами, а также на оформление
однотипных документов, решений сессий.
Теперь у работников учреждений появилось
больше времени на решение хозяйственных
вопросов, общение с гражданами и оказанием
им конкретной помощи, — отметила Надежда
Салыкина.
Как рассказала председатель Собрания депутатов Плесецкого округа Наталья Лебедева, при переходе в округ в поселениях не закрылось ни одно «здание с флагом». Теперь там работают сотрудники территориальных отделов окружной администрации. Это очень важно для жителей сел и деревень. В начале муниципальной реформы жители поселений опасались, что после реорганизации в округ им придется ездить за любыми справками в райцентр. Однако теперь все опасения отпали — необходимые документы оформляют и заверяют в теротделах.
Параллельно с изменением структур управления в муниципальных округах усиливается работа по вовлечению непосредственно населения в решение вопросов местного значения. При территориальных отделах создаются общественные советы, поддерживаются проекты ТОСов, нарабатывается практика инициативного бюджетирования. Кроме того, важным элементом взаимодействия жителей и властей становится институт старост.
— Мы готовим изменения в федеральное законодательство в отношении института сельских старост. Кроме того, на мартовской сессии областного Собрания будет рассмотрен вопрос о проведении регионального конкурса старост, — сказала Екатерина Прокопьева.
В настоящее время на территории Поморья остается семь муниципальных районов. Ожидается, что скоро по пути преобразования в округ пойдут Приморский, Красноборский и Коношский районы, сообщает пресс-служба областного Собрания.
При этом, как подчеркнул заместитель председателя областного Собрания Игорь Чесноков, выбор переходить в округ или остаться районом — за муниципальными образованиями.
— Федеральный закон четко говорит: сначала публичные слушания в каждом поселении, районе, затем муниципальные советы и собрание депутатов района принимают решения. Позиция региональной власти: как решат на месте, так и будет, — подчеркнул Игорь Чесноков.
Напомним,
первыми
на путь преобразования в муниципальные
округа в Архангельской области
вступили Вилегодский и Каргопольский
районы.
Следом по этому пути прошли Плесецкий и Верхнетоемский районы. В июне 2021 года депутаты областного Собрания внесли изменения в административно-территориальное деление Поморья, зафиксировав тем самым факт появления Виноградовского муниципального округа.
В апреле 2022 года года были приняты законы о создании с 1 июня 2022 года еще пяти муниципальных округов — Котласского, Лешуконского, Мезенского, Холмогорского и Шенкурского муниципальных округов.
Чуть
позже, в мае 2022 года было принято решение
о создание Няндомского муниципального
округа.