Несмотря на то, что официальных
комментариев не поступало, данные
электронных торговых площадок позволяют
утверждать: заниматься содержанием
улично-дорожной сети областного центра
будет все тот же подрядчик — Мезенское
дорожное управление.
Новый контракт будет действовать с 22 апреля 2022 года по 30 июня 2023 года.
Формально, объявленный городскими властями конкурс признан не состоявшемся — на участие заявился всего один поставщик.
Впрочем, в соответствии с законом, именно ему подряд на уборку и содержание улиц, на сумму 478 миллионов рублей, и достался. В среднем, по 133 рубля за квадратный метр улиц и тротуаров Архангельска.
Встречайте: Мезенское дорожное управление, итоги работы которого неоднократно подвергались критике как со стороны городских, так и областных властей.
Именно этому предприятию и предстоит вывезти следующей зимой 200 тысяч тонн снега с улиц и 15 тысяч тонн — с тротуаров. И содержать город в чистоте и уюте.
Стоит напомнить, что до января 2021 года,
на протяжении почти трёх лет, за содержание
дорог и улиц Архангельска отвечала
другая контора — Плесецкое дорожное
управление. Работа его критиковалась
неоднократно, в том числе и потому, что
работу по очистке улиц от снега проводились
не утром, а в дневные часы. Так или иначе,
но в декабре 2020 года городскими властями
был объявлен новый конкурс на содержание
улично-дорожной сети, на сумму в 599,7
миллионов рублей.
Тогда же официально было заявлено, что цель нового контракта — улучшить качество зимней и летней уборки, а также синхронизировать эту работу с ямочным ремонтом и нанесением дорожной разметки.
Итоги конкурса объявили уже в январе 2021 года. Вот тут то и начались странности. На участие в конкурсе заявились три организации. Победителем было признано ООО «Автодороги» — один из акционеров Плесецкого дорожного управления.
Муниципальный контракт был направлен на подписание так же через электронную площадку. В качестве обеспечения контракта ООО «Автодороги» предоставило банковскую гарантию, но она не была принята, так как была оформлена некорректно в части сроков действия.
— Федеральный закон № 44 четко прописывает весь порядок действий в сфере госзакупок. В связи с тем, что контракт не был подписан с победителем № 1, администрация города обязана заключить его с победителем № 2. Это АО «Мезенское дорожное управление». Предприятие крупное и выразило готовность выполнять условия контракта, которые более требовательны, чем в действующем документе. По заверению руководства компании, количество техники на уборке улиц Архангельска будет увеличено до 80 единиц. Это в полтора раза больше, чем у прежнего подрядчика. Также предстоит изменить подход к пересменке. Она будет проводиться не в 7 утра, как у ПДУ, а в 11 часов — без снятия техники с линий. Это позволит существенно сократить остановку в работе дорожной техники, — объяснял исполняющий на тот момент обязанности замглавы главы Архангельска по инфраструктурному развитию Юрий Максимов.
Фото: пресс-служба администрации Архангельска
В итоге, уже с 21 января 2021 года Мезенское дорожное управление приступило к содержанию городских улиц. Руководство предприятие заявило, что готово вывести на улицы города даже не 80, а 97 единиц техники, в содержании проезжей части дорог задействовать 15 машин — это в два раза больше, чем у прежнего подрядчика. А основные работы проводить ночью, чтобы не затруднять движение транспорта.
— Подрядчик работает уже 17 лет, выполнял большие объемы работ в районах области. К содержанию улично-дорожной сети Архангельска он подготовился. Техническая оснащенность вселяет уверенность, что с последствиями снегопадов Мезенское дорожное управление справится. Считаю, что содержание города будет улучшаться, — не скрывал тогда радости глава города Дмитрий Морев.
Впрочем, радость увяла достаточно быстро: уже в мае 2021 года городские власти попеняли новому подрядчику — указал на существенные недоработки, которые допускает подрядчик в своей работе.
— В рамках очередного выездного контроля
мы вместе с представителями руководства
МДУ обследовали ряд улиц города. Основные
претензии касаются неубранного смета
и щебня на большей части дорог 1 и 2
категории. Ведется очень слабая уборка
остановочных карманов, что недопустимо.
Также подрядчиком не в полной мере
проведены работы по обеспыливанию и
очистке — это касается как тротуаров,
так и проезжей части. В результате
дороги находятся в пыли, — говорил тогда
Юрий Максимов.
С началом нового зимнего
сезона ситуация только обострилась.
Уже в декабре 2021 года прокуратура внесла
представление главе Архангельска и
директору Мезенского дорожного управления
за некачественную уборку городских
улиц.
Органами прокуратуры области в деятельности АО «Мезенское дорожное управление» были выявлены факты невыполнения работ по уборке снега, непроведения работ по противогололедной обработке автомобильных дорог Архангельска, а также отсутствия контроля со стороны администрации Архангельска, ненадлежащее оборудование мест складирования снега.
В январе уже губернатор Александр Цыбульский раскритиковал качество уборки Архангельска от снега: глава Поморья упрекнул администрацию Архангельска и коммунальные службы города в ухудшении качества работ.
Губернатор напомнил главе администрации Архангельска Дмитрию Мореву, что, будучи кандидатом на этот пост, во главу угла он ставил качественное изменение подходов к уборке города.
— Изменения произошли, но явно в худшую сторону. Люди застревают на машинах во дворах, пешеходы, мамы с колясками не могут пройти. Считаете, в таких условиях горожане могут чувствовать себя комфортно? — обратился Александр Цыбульский к главе города. — Почему техника на уборку улиц выезжает в восемь утра, когда жители уже идут на работу? К этому времени всё должно быть уже убрано.
«Двойку» за борьбу со снегом городской администрации выставили и депутаты Архгордумы: признали готовность администрации города к организации содержания внутриквартальных проездов и дворовых территорий в зимний период неудовлетворительной.
После этого власти города разработали
новый план уборки снега в городе. Как
выяснилось, прошлый не включал в себя
уборку внутриквартальных проездов и
дворовых территорий.
— Реестр дорог и проездов, который вошёл в основной контракт с Мезенским дорожным управлением, составлен формально. Например, выпали многие проезды в Цигломенском и Исакогорском округах, ряд остановок общественного транспорта, внутриквартальные проезды. Администрация города просто не провела работы по их инвентаризации, — объяснял «Правде Севера» Александр Хромцов, старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства областной прокуратуры.
По словам Александра Хромцова, в части содержания дорог у прокуратуры к предприятию не так много претензий. В основном — несвоевременность уборки, в том числе вывоз снега, и противогололёдная обработка дорог. Главная головная боль — расчистка тротуаров и остановочных комплексов.
После шквала критики, вполне сопоставимо по силе со снегопадами, обрушивмися на город, власти Архангельска обещали исправиться и внести изменения в новый контракт, чтобы сделать содержание улиц более эффективным.
Впрочем, уже на стадии
объявления конкурсных процедур
техническое задание к будущему контракту
вызвало вопросы.
Например, участники сообщества «Асфальт29» в социальной сети «Вконтакте» раскритиковали опубликованное техническое задание.
— Несмотря на казалось бы очевидные замечания горожан, в техническое задание не попали многие объекты дорожной инфраструктуры. Например опять в список объектов забыли пририсовать тротуар на Обводном от Гагарина до Тыко Вылки, появившийся в рамках ремонта проспекта по БКД, — отмечали общественники.
Власти Архангельска поспешили объяснить, что в новом контракте дополнительно предусмотрено, что подрядчик займется уборкой павильонов на остановках, при необходимости — устройством новых пешеходных ограждений, покосом травы на газонах разделительных полос и установкой дорожных знаков. А перечень объектов улично-дорожной сети, за содержание которых будет отвечать подрядчик, актуализируют.
Стоит признать, что, по крайнее мере, на первый взгляд, обещания администрации города выполнила.
Фото Артема Келарева
Действительно, в техническом
задании к контракту прописаны уборка
проезжей части улиц, заездных и парковочных
карманов, стоянок, разделительных
газонов, остановок общественного
транспорта, павильонов ожидания
общественного транспорта, и даже уборка
снега с крыши в зимний период — очевидно,
как эхо истории с обрушением павильона
под тяжестью снега — и подметание в летние месяцы.
Четко прописаны сроки уборки снега и наледи с улиц. Так, с дорог первой категории снег должен быть убран в течении трех часов с момента окончания снегопада. В такой же срок, три часа с момента обнаружения, должна быть убрана с дорог первой категории и наледь — в документах она именуется зимняя скользкость. Для дорог второй категории этот срок составляет 4 часа, для дорог третьей категории — 6 часов.
Здесь надо пояснить, что в соответствии с нормативами, улицы 1-й категории — основные магистрали, по которым осуществляется автобусное сообщение, улицы 2-й категории — улицы с напряженным движением транспорта, улицы 3-й категории — улицы с движением малой интенсивности.
Достаточно четко прописаны и различные нюансы, касающиеся уборки снега: например, не допускается перекидка снега с тротуаров на проезжую часть под колеса машин, нельзя формировать снежные валы на тротуарах, ближе 20 метров от автобусных остановок.
При потеплении от подрядчика требуется незамедлительно «принимать меры по ликвидации с тротуаров разрушающегося слоя снежно-ледяных образований» — проще говоря, чистить тротуары от снега.
Впрочем, как показывает практика, эти требования выполняются далеко не всегда. И наледь на тротуарах в период оттепели — наглядный индикатор, который позволяет горожанам оценить качество исполнения контракта.
Ну, а если погрузиться в детали технического задания, то нестыковки всплывают. Особенно в тех частях, которые касаются улиц третьей категории, уборка которых и вызывала максимальное количество нареканий уходящей зимой.
Например, в Маймаксе предусмотрели уборку снега по проезду от Победы, 114 корпус 2 — к Победы, 114 корпус 3. Отлично, спасибо. Но не упоминается в техзадании проезд от Победы, 112 к Победы, 114 — а в этом здании расположен детский сад.
Предусмотрели уборку снега по проезду от Победы, 116 к котельной, а вот проезд от Победы, 116, корпус 1 к Победе 116, корпус 2 — нет. Хотя за этим домом — мост через Долгую щель, который ведет в густо застроенный частный сектор.
Собственно, понятно, что эти нестыковки проявятся в зимний период в виде многочисленных жалоб горожан — и властям вновь придется корректировать план уборки улиц.
Ну или не придётся — если зима будет малоснежная. Или подрядчик справится со всеми взятыми на себя в соответствии с контрактом обязательствами.