07.04.2022 17:00

Полмиллиарда рублей получит подрядчик за чистку улиц Архангельска от снега и грязи

А выполнять работы будет прежний поставщик услуг — Мезенское дорожное управление
Фото: Сообщество «Открытый Архангельск» в социальной сети «Вконтакте»

Конкурс не состоялся — подрядчик определён

Несмотря на то, что официальных комментариев не поступало, данные электронных торговых площадок позволяют утверждать: заниматься содержанием улично-дорожной сети областного центра будет все тот же подрядчик — Мезенское дорожное управление.

Новый контракт будет действовать с 22 апреля 2022 года по 30 июня 2023 года.

Формально, объявленный городскими властями конкурс признан не состоявшемся — на участие заявился всего один поставщик.

Впрочем, в соответствии с законом, именно ему подряд на уборку и содержание улиц, на сумму 478 миллионов рублей, и достался. В среднем, по 133 рубля за квадратный метр улиц и тротуаров Архангельска.

Встречайте: Мезенское дорожное управление, итоги работы которого неоднократно подвергались критике как со стороны городских, так и областных властей.

Именно этому предприятию и предстоит вывезти следующей зимой 200 тысяч тонн снега с улиц и 15 тысяч тонн — с тротуаров. И содержать город в чистоте и уюте.

Немного истории

Стоит напомнить, что до января 2021 года, на протяжении почти трёх лет, за содержание дорог и улиц Архангельска отвечала другая контора — Плесецкое дорожное управление. Работа его критиковалась неоднократно, в том числе и потому, что работу по очистке улиц от снега проводились не утром, а в дневные часы. Так или иначе, но в декабре 2020 года городскими властями был объявлен новый конкурс на содержание улично-дорожной сети, на сумму в 599,7 миллионов рублей.

Тогда же официально было заявлено, что цель нового контракта — улучшить качество зимней и летней уборки, а также синхронизировать эту работу с ямочным ремонтом и нанесением дорожной разметки.

Итоги конкурса объявили уже в январе 2021 года. Вот тут то и начались странности. На участие в конкурсе заявились три организации. Победителем было признано ООО «Автодороги» — один из акционеров Плесецкого дорожного управления.

Муниципальный контракт был направлен на подписание так же через электронную площадку. В качестве обеспечения контракта ООО «Автодороги» предоставило банковскую гарантию, но она не была принята, так как была оформлена некорректно в части сроков действия.

— Федеральный закон № 44 четко прописывает весь порядок действий в сфере госзакупок. В связи с тем, что контракт не был подписан с победителем № 1, администрация города обязана заключить его с победителем № 2. Это АО «Мезенское дорожное управление». Предприятие крупное и выразило готовность выполнять условия контракта, которые более требовательны, чем в действующем документе. По заверению руководства компании, количество техники на уборке улиц Архангельска будет увеличено до 80 единиц. Это в полтора раза больше, чем у прежнего подрядчика. Также предстоит изменить подход к пересменке. Она будет проводиться не в 7 утра, как у ПДУ, а в 11 часов — без снятия техники с линий. Это позволит существенно сократить остановку в работе дорожной техники, — объяснял исполняющий на тот момент обязанности замглавы главы Архангельска по инфраструктурному развитию Юрий Максимов.

Фото: пресс-служба администрации Архангельска

Фото: пресс-служба администрации Архангельска

В итоге, уже с 21 января 2021 года Мезенское дорожное управление приступило к содержанию городских улиц. Руководство предприятие заявило, что готово вывести на улицы города даже не 80, а 97 единиц техники, в содержании проезжей части дорог задействовать 15 машин — это в два раза больше, чем у прежнего подрядчика. А основные работы проводить ночью, чтобы не затруднять движение транспорта.

— Подрядчик работает уже 17 лет, выполнял большие объемы работ в районах области. К содержанию улично-дорожной сети Архангельска он подготовился. Техническая оснащенность вселяет уверенность, что с последствиями снегопадов Мезенское дорожное управление справится. Считаю, что содержание города будет улучшаться, — не скрывал тогда радости глава города Дмитрий Морев.

Впрочем, радость увяла достаточно быстро: уже в мае 2021 года городские власти попеняли новому подрядчику — указал на существенные недоработки, которые допускает подрядчик в своей работе.

— В рамках очередного выездного контроля мы вместе с представителями руководства МДУ обследовали ряд улиц города. Основные претензии касаются неубранного смета и щебня на большей части дорог 1 и 2 категории. Ведется очень слабая уборка остановочных карманов, что недопустимо. Также подрядчиком не в полной мере проведены работы по обеспыливанию и очистке — это касается как тротуаров, так и проезжей части. В результате дороги находятся в пыли, — говорил тогда Юрий Максимов.

Изменения не в лучшую сторону

С началом нового зимнего сезона ситуация только обострилась. Уже в декабре 2021 года прокуратура внесла представление главе Архангельска и директору Мезенского дорожного управления за некачественную уборку городских улиц.

Органами прокуратуры области в деятельности АО «Мезенское дорожное управление» были выявлены факты невыполнения работ по уборке снега, непроведения работ по противогололедной обработке автомобильных дорог Архангельска, а также отсутствия контроля со стороны администрации Архангельска, ненадлежащее оборудование мест складирования снега.

В январе уже губернатор Александр Цыбульский раскритиковал качество уборки Архангельска от снега: глава Поморья упрекнул администрацию Архангельска и коммунальные службы города в ухудшении качества работ.

Губернатор напомнил главе администрации Архангельска Дмитрию Мореву, что, будучи кандидатом на этот пост, во главу угла он ставил качественное изменение подходов к уборке города.

— Изменения произошли, но явно в худшую сторону. Люди застревают на машинах во дворах, пешеходы, мамы с колясками не могут пройти. Считаете, в таких условиях горожане могут чувствовать себя комфортно? — обратился Александр Цыбульский к главе города. — Почему техника на уборку улиц выезжает в восемь утра, когда жители уже идут на работу? К этому времени всё должно быть уже убрано.

Фото Артема КелареваФото Артема Келарева

«Двойку» за борьбу со снегом городской администрации выставили и депутаты Архгордумы: признали готовность администрации города к организации содержания внутриквартальных проездов и дворовых территорий в зимний период неудовлетворительной.

После этого власти города разработали новый план уборки снега в городе. Как выяснилось, прошлый не включал в себя уборку внутриквартальных проездов и дворовых территорий.

— Реестр дорог и проездов, который вошёл в основной контракт с Мезенским дорожным управлением, составлен формально. Например, выпали многие проезды в Цигломенском и Исакогорском округах, ряд остановок общественного транспорта, внутриквартальные проезды. Администрация города просто не провела работы по их инвентаризации, — объяснял «Правде Севера» Александр Хромцов, старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства областной прокуратуры.

По словам Александра Хромцова, в части содержания дорог у прокуратуры к предприятию не так много претензий. В основном — несвоевременность уборки, в том числе вывоз снега, и противогололёдная обработка дорог. Главная головная боль — расчистка тротуаров и остановочных комплексов.

После шквала критики, вполне сопоставимо по силе со снегопадами, обрушивмися на город, власти Архангельска обещали исправиться и внести изменения в новый контракт, чтобы сделать содержание улиц более эффективным.

Контракт новый — проблемы старые

Впрочем, уже на стадии объявления конкурсных процедур техническое задание к будущему контракту вызвало вопросы.

Например, участники сообщества «Асфальт29» в социальной сети «Вконтакте» раскритиковали опубликованное техническое задание.

— Несмотря на казалось бы очевидные замечания горожан, в техническое задание не попали многие объекты дорожной инфраструктуры. Например опять в список объектов забыли пририсовать тротуар на Обводном от Гагарина до Тыко Вылки, появившийся в рамках ремонта проспекта по БКД, — отмечали общественники.

Власти Архангельска поспешили объяснить, что в новом контракте дополнительно предусмотрено, что подрядчик займется уборкой павильонов на остановках, при необходимости — устройством новых пешеходных ограждений, покосом травы на газонах разделительных полос и установкой дорожных знаков. А перечень объектов улично-дорожной сети, за содержание которых будет отвечать подрядчик, актуализируют.

Стоит признать, что, по крайнее мере, на первый взгляд, обещания администрации города выполнила.

Фото Артем Келарев

Фото Артема Келарева

Действительно, в техническом задании к контракту прописаны уборка проезжей части улиц, заездных и парковочных карманов, стоянок, разделительных газонов, остановок общественного транспорта, павильонов ожидания общественного транспорта, и даже уборка снега с крыши в зимний период — очевидно, как эхо истории с обрушением павильона под тяжестью снега — и подметание в летние месяцы.

Четко прописаны сроки уборки снега и наледи с улиц. Так, с дорог первой категории снег должен быть убран в течении трех часов с момента окончания снегопада. В такой же срок, три часа с момента обнаружения, должна быть убрана с дорог первой категории и наледь — в документах она именуется зимняя скользкость. Для дорог второй категории этот срок составляет 4 часа, для дорог третьей категории — 6 часов.

Здесь надо пояснить, что в соответствии с нормативами, улицы 1-й категории — основные магистрали, по которым осуществляется автобусное сообщение, улицы 2-й категории — улицы с напряженным движением транспорта, улицы 3-й категории — улицы с движением малой интенсивности.

Достаточно четко прописаны и различные нюансы, касающиеся уборки снега: например, не допускается перекидка снега с тротуаров на проезжую часть под колеса машин, нельзя формировать снежные валы на тротуарах, ближе 20 метров от автобусных остановок.

При потеплении от подрядчика требуется незамедлительно «принимать меры по ликвидации с тротуаров разрушающегося слоя снежно-ледяных образований» — проще говоря, чистить тротуары от снега.

Впрочем, как показывает практика, эти требования выполняются далеко не всегда. И наледь на тротуарах в период оттепели — наглядный индикатор, который позволяет горожанам оценить качество исполнения контракта.

Ну, а если погрузиться в детали технического задания, то нестыковки всплывают. Особенно в тех частях, которые касаются улиц третьей категории, уборка которых и вызывала максимальное количество нареканий уходящей зимой.

Например, в Маймаксе предусмотрели уборку снега по проезду от Победы, 114 корпус 2 — к Победы, 114 корпус 3. Отлично, спасибо. Но не упоминается в техзадании проезд от Победы, 112 к Победы, 114 — а в этом здании расположен детский сад.

Предусмотрели уборку снега по проезду от Победы, 116 к котельной, а вот проезд от Победы, 116, корпус 1 к Победе 116, корпус 2 — нет. Хотя за этим домом — мост через Долгую щель, который ведет в густо застроенный частный сектор.

Собственно, понятно, что эти нестыковки проявятся в зимний период в виде многочисленных жалоб горожан — и властям вновь придется корректировать план уборки улиц.

Ну или не придётся — если зима будет малоснежная. Или подрядчик справится со всеми взятыми на себя в соответствии с контрактом обязательствами.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Илья АГАФОНОВ