Выходные в Поморье выдались по-настоящему жаркими — температура воздуха составляла +20+25 градусов. В эти дни тысячи северян и туристов выбрались на шестой этно-джазовый фестиваль «СеноФест», который развернулся на просторах музея деревянного зодчества «Малые Корелы».
Каждый год организаторы знакомят гостей с обычаями разных районов Архангельской облсти. В этом году в основе СеноФеста — фольклор Мезенского округа. На празднике буквально оживают традиции Мезени. У центрального входа в музей на Петровщину и летние гуляния собрались Мезенский и Шалакушский народный хор, выступает фольклорно-этнографический театр «Новиця».
— Мы сохраняем традиции своего родного края и стараемся возродить старинные песни, которые были записаны ещё в 70-х годах в нашем районе, — поделилась с «Правдой Севера» молодой руководитель Мезенского народного хора Екатерина Акулова. — Нам радостно и приятно, что лейтмотив этого фестиваля — фольклор Мезени. Мы привезли на СеноФест общую программу с «Новицей» и Шалакушским народным хором, а также свою — «Душа поморов песней льётся» с мезенскими песнями, плясками, играми. Учим гостей «дробить» — это когда танцуешь и дробишь ногами, оббивая об пол.
В коллективе Мезенского народного хора — 24 артиста, на праздник приехали 16 человек. Артисты в традиционных поморских костюмах кружатся в танцах и хороводах, исполняют русские народные песни. Отрадно, что руководитель у хора — 20-летняя девушка, которая собственным примером старается прививать любовь молодого поколения к фольклору.
По всей территории музея деревянного зодчества открыты торговые ряды, где архангельские мастера представляют гостям своё творчество. Архангелогородец Василий Генералов привёз на ярмарку свои изделия из бересты — здесь и хлебница, и корзинки, и тарелки, и даже маленькие лапти. Он занимается художественной обработкой бересты уже 10 лет.
— Около 30-40 лет назад сосед по даче научил заготавливать бересту. В то время заниматься этим некогда было — работа да дача, дети. А на старости лет вспомнил, начал плести изделия из бересты и продавать. Вдохновение нахожу во всём. Иногда что-то в интернете смотрю, местами дорабатываю, изменяю на свой лад. Например, на создание лоскутного туеска подтолкнуло лоскутное одеяло. У него лоскутки из ткани, а у меня — из бересты. Так и приходят идеи, — делится художник.
Всё основное действо разворачивается в Мезенском секторе — идём туда. На поле около арт-объекта «Лошадь» — фотозона, где гости праздника фотографируются в традиционных поморских нарядах. Приодеться помогают научные сотрудники, попутно рассказывая об особенностях костюмов и как их правильно носить.
— Я родилась в Северодвинске. Сейчас с супругом Алексеем живём в Санкт-Петербурге — привезла его на родину, показать места, где выросла. Мы летом сыграли свадьбу, и на СеноФесте решили провести для себя ещё одну свадебную фотосессию в поморских костюмах. На мне — мезенское платье с узелком под сердцем, на муже — нарядная рубаха. Необычно, здорово — интересно же принарядиться. С погодой повезло. Уже попробовали пироги, на сене полежали, музыку послушали. Ребёнок счастлив на травке поваляться, ножками по ней пробежать, — делится Алёна Шульга.
Из года в год к этой площадке повышенный интерес, ведь каждому хочется проникнуться деревенской атмосферой и сделать фото на память. Здесь для гостей есть несколько фотозон. Можно и с охапкой ромашек сфотографироваться, и на повозке, и возле избы, и на фоне живописных поморских пейзажей.
Издали слышим яркую, разливистую сенокосную песню «Топотуха». Не можем не пойти на этот увлекающий за собой голос. Здесь люди на Пинежском поле собирают стог сена, работают граблями и поют. Подходим ближе. Один из участников сенокоса — турист из Москвы Владислав Шкрудь. Делится, что впервые с супругой открывают для себя Русский Север.
— На днях приехали в Архангельск и узнали, что сейчас проходит СеноФест. Выбирали между поездкой на Ягры и в Малые Корелы — поняли, что хочется окунуться в эту атмосферу праздника, а на Белое море чуть позже съездим. Решил попробовать поставить стог сена — физически понимаешь, что трудишься, но при этом в основе веселье. Настолько радостно, что хочется и дальше трудиться, — делится Владислав.
На вопрос о том, какие ощущения испытывают от погружения в поморскую деревенскую атмосферу после жизни в мегаполисе, супруги Владислав и Виктория отвечают: «До слёз! Смотришь и понимаешь: вот она, истинно русская культура».
После сенокоса участники располагаются на стоге сена и запевают народные песни. Их ждёт сенокосный обед с незатейливыми блюдами, которые в былые годы семьи приносили с собой прямо на пожню. Ну, а мы идём дальше — вот-вот на поле около арт-объекта «Лошадь» начнётся большой этно-джазовый концерт под открытым небом.
Пока одни гости стоят в очереди за дегустацией ягодного киселя, чая из чаги и зелёных щей из щавеля, другие уже разместились на небольших стогах сена в ожидании концерта. Со сцены северян и туристов радуют выступления фольклорно-этнографического театра «Новиця», Мезенского и Шалакушского народных хоров, Groove street Антона Трясова, арт-ансамбля Тима Дорофеева, группы «ПреКрасный город» с Анной Акимовой, междугородного Jazz Project.
Под звуки джаза и фольклора отправляемся в зону мастер-классов и торговых рядов возле дома Пухова. Здесь дети с родителями учатся травоткачеству на бёрдышке, создавать изделия из керамики, брошь «Мезенский конь», свечи из вощины с травами, плести куклу-покосницу, печь калитки с картофелем и грибами. Присоединяемся к занятию по созданию памятной открытки «СеноФест». Здесь предлагается трафарет, который можно наполнить чем душа пожелает: приклеить растения, цветы, разукрасить на свой лад.
Рядом — торговые лавки местных мастеров. У архангелогородки Ларисы Савченко — своя мастерская «Ларушка Сударышка». Вот уже 15 лет она создаёт авторские куклы и платки из лоскута, на создание которых её вдохновляет поморский фольклор.
— Вот серия моих авторских кукол — например «Поморочка», «Сонница-бессонница», «Десятиручка», — показывает Лариса Савченко. — Такие куклы бытуют в поморских традициях, но я «докручиваю» образы, сама придумываю форму, технологии. Например, сонница-бессонница простая: раньше в платок вставляли клубок ниток, завязывали узелки, кидали в кроватку и говорили «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с куколкой». А у меня она, если понюхаете, с хмелем в подушечке, чтобы лучше засыпалось. Придумала ей ещё голенькие ножки, чтобы кукла смотрелась трогательно. У меня душа лежит к нашему народному фольклору, я им вдохновляюсь.
Второй день СеноФеста также насыщен плясками, гуляниями, фольклором и джазом. В воскресенье северян и туристов со сцены радуют музыкальными выступлениями участники проекта «Дети. Музыка. Жизнь» и молодёжный эстрадно-джазовый оркестр под управлением джазмена Николая Клишина. Молодые ребята выступают на фестивале четвёртый год подряд. Джаз в их исполнении гармонично звучит в таком самобытном месте, как Малые Корелы. Начинающие музыканты выходят на сцену вместе с профессионалами — ансамблем Марии Корель «МК Jazz», арт-ансамблем Тима Дорофеева и фольклорным ансамблем из Москвы «Подворье».
— Джаз — это свобода. Через музыку мы можем выражать всё, что угодно, всё, что хочется, — делится 16-летний участник проекта «Дети. Музыка. Жизнь» Давид Литовченко.
Большой концерт под открытым небом завершается общим джемом всех музыкантов. Шестой «СеноФест» объединил на своей площадке тысячи семей. Сочетание фольклора и джаза дало интересный эффект единения: зрителей он поднимал в хоровод, а музыканты, представляющие разные стили, на одной сцене создали хорошую музыкальную атмосферу.