На IX Международной конференции «Арктика и Север в контексте международных процессов» начальник управления Арктических проектов министерства экономического развития и промышленности региона Виктория Пестова рассказала о развитии Архангельского порта и роли выпускников Высшей школы рыболовства и морских технологий в освоении Северного морского пути.
Сейчас архангельский порт принимает суда длиной до 190 метров с осадкой 9,2 метра и дедвейтом до 35 тысяч тонн. Новый глубоководный порт, который планируют построить в 70 километрах от Архангельска, позволит принимать суда большего тоннажа. К научным исследованиям и изысканиям для проекта смогут подключиться студенты САФУ.
Сегодня в порту Архангельска действует 12 морских терминалов, приписано 300 судов. Основные грузы — строительные материалы, цемент, теплоизоляция, техника и оборудование. Санкции и меры государственной поддержки способствуют развитию порта. Каботажные перевозки через Архангельск ежегодно растут на 5-7%. В 2024 году впервые в современной истории судно отправилось из Архангельска на Сахалин, что обеспечило региону прямое морское сообщение с Дальним Востоком.
Также увеличился экспорт: в 2024 году объём международных перевозок вырос на 30%, а за последние пять лет — в три раза. С апреля из порта начали отправлять минеральные удобрения в Бразилию, Чили, Гану, Индию, Мексику, Сенегал, Танзанию и другие страны.
Напомним, что в 2023 году из Архангельска в Шанхай отправился пилотный контейнерный рейс, а в 2024 году организовали уже 10 рейсов. В Китай поставляли лесопродукцию и химическую продукцию, в Архангельск прибыли автомобили и оборудование. Всего было перевезено 13,5 тысяч контейнеров, и в этом году число импортных рейсов планируется увеличить вдвое.
Северный морской путь на 30% короче маршрута через Суэцкий канал и безопаснее пути через мыс Доброй Надежды. К 2035 году по нему планируется перевозить 220 миллиардов тонн грузов. Развитие маршрута включает 155 мероприятий, в реализации которых смогут участвовать студенты и выпускники САФУ.