Нынешняя экспедиция длилась два с половиной месяца. «Михаил Сомов» прошёл по трассе Северного морского пути от Архангельска до острова Врангеля в Чукотском море и вернулся обратно.
За время
рейса на 12 метеостанций было доставлено
продовольствие, топливо, оборудование,
горюче-смазочные материалы, медикаменты.
Благодаря совместному проекту Северного
УГМС и движения «Чистая Арктика» началась
уборка территории на мысе Челюскин.
Часть накопившегося здесь железного
лома удалось собрать и вывезти. Около
50 железных бочек доставлено в Архангельск
и передано на утилизацию. Этот рейс для
«Михаила Сомова» в навигацию 2024 года
стал завершающим.
Во время
рейса на борту судна находилась съёмочная
группа, которая работала над документальным
фильмом ««Михаил Сомов»: сны во льдах»,
посвящённым 50‑летнему юбилею
легендарного теплохода.
Сегодня наш
разговор о завершившемся рейсе и будущем
фильме с режиссёром Ольгой Лаптевой,
которую зрители в Архангельске и области
знают по фильмам «Песни Поморья» и
«Мосеев остров: колыбель Российского
флота».
– После
съёмки фильма «Песни Поморья», а также
фильма «Мосеев остров» я оказалась в
плену у Севера, – говорит Ольга. – И
когда нынешним летом узнала, что в
следующем году исследовательскому
теплоходу «Михаил Сомов» исполняется
50 лет и есть возможность отправиться в
экспедицию, написала новый проект.
Представила его руководству Северного
управления по гидрометеорологии, он
был принят, я получила всю необходимую
помощь для съёмок фильма. Я нашла
взаимопонимание с Романом Викторовичем
Ершовым, начальником управления, и его
заместителем Алексеем Александровичем
Бараковым. Надо понимать, что документальное
кино снимается сердцем. Поэтому так
важно было оказаться в экспедиции и
самой прочувствовать все её особенности,
увидеть повседневную жизнь экипажа.
– Какая
главная идея фильма? Вокруг чего строится
его сюжет?
– Я исходила
из того, что теплоход «Михаил Сомов»
имеет потрясающую историю, а полувековой
юбилей – отличный повод её вспомнить.
Но подумала, что лучше всего это сделает
он сам. И я предложила следующий ход:
«Михаил Сомов» завершил последний рейс
в навигации этого года, стоит во льдах
и видит сны, а в них отражается всё самое
важное, что было в его судьбе.
– Судно
носит имя Михаила Михайловича Сомова
– поистине легендарного исследователя
Арктики и Антарктики. Во время Великой
Отечественной войны он обслуживал
Арктику и Белое море метеопрогнозами.
Возглавлял дрейф экспедиции «Северный
полюс – 2», это было в 1950–1951 годах, за
который был удостоен звания Героя
Советского Союза. В 1955 году возглавил
первую советскую антарктическую
экспедицию. Его судьба и его открытия
как‑то будут отражены в фильме?
– Безусловно.
И эта сюжетная линия тоже будет вплетена
в сны теплохода. Стоит также напомнить,
что Михаил Сомов в ходе океанографической
съёмки Арктического бассейна в 1948–1949
годах открыл подводный хребет Ломоносова,
разделяющий Арктический бассейн. Это
открытие было признано выдающимся в
научном мире. О нём тоже непременно
вспомнит теплоход, который носит имя
учёного.
– Вы только
что вместе с «бодрствующим» теплоходом
прошли семь морей, звучит уже поэтично,
побывали на 12 метеостанциях. Что оказалось
самым важным и интересным?
– Возможно,
мой ответ покажется предсказуемым, но
это люди, которые выбрали местом работы
Арктику, и те, которые ходят в Арктику
на теплоходе. Кто‑то скажет – это
возможность заработать. Но этот аргумент
не может быть единственным, а тем более
решающим. Это я поняла, пообщавшись с
теми, кто на метеостанциях живёт и
работает по 30–35 лет. Есть и метеорологи
во втором поколении. Встречались и
молодые сотрудники метеостанции, которым
не исполнилось и тридцати. У них свой
аргумент – им хочется самостоятельности,
отойти от ежедневной суеты, которая
почти неизбежна в городах. А здесь
природа, уединение…
– И такие
люди тоже оказываются в плену у Севера?
– Там
говорят, что если люди отработали три
года, затем уехали и не вернулись, то
уже и не вернутся. А если вернулись, то
навсегда.
– Можно
представить, как ждут приход «Михаила
Сомова» те, кто работает на отдалённых
метеостанциях. Это же огромное событие
для них….
– Так и
есть, они очень радуются его приходу.
Экипаж «Михаила Сомова» доставляет на
станции всё необходимое для зимовки.
Кстати, в этом рейсе мы везли из
Архангельска восемь беспородных
щенков-бродяжек, которые обрели свои
дома на метеостанциях, а также двух
котов. Этих питомцев их будущие хозяева
очень ждали. Но также важно и общение,
которому на метеостанциях тоже радуются.
На судне очень доброжелательный экипаж,
и он работает как часы. Особое уважение
вызывает капитан Виктор Иванович Гиль,
который мастерски управляет этой
махиной.
«Михаил
Сомов» – прекрасный теплоход, все там
чувствуют себя как дома. А ведь, кроме
экипажа, на нём были исследователи,
волонтёры, экипаж вертолётчиков. У
каждого из них были свои задачи в Арктике:
волонтёры занимались уборкой на мысе
Челюскин, бурильщики – исследованием
грунтов. И каждый из них скажет, что это
просто счастье работать на «Сомове».
– Вы проходили
море Лаптевых. Какое оно – море-«однофамилец»?
– Оно
прекрасно! И было очень доброжелательно
к нам, показало белух. У меня есть проект,
связанный с этим морем, но он ждёт своего
часа. А во время нынешней экспедиции я
непосредственно погрузилась в живое
пространство, которое до этого было
только в проекте и моём воображении.
– Сейчас
«Михаил Сомов» погружается в сон, будем
надеяться, что он увидит свои самые
яркие сны. А какие события произойдут,
когда он проснётся?
– Когда он
проснётся, а это будет весной, мы вновь
отправимся в экспедицию, которая начнётся
в мае, и дополним нашу историю новыми
образами, впечатлениями и событиями.
Премьера фильма состоится в июле 2025
года. А «Михаил Сомов» совершит новый
виток в своей истории на следующие
пятьдесят лет.
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО
Фото Азамата
Фархутдинова и из архива Ольги Лаптевой