Мы уже рассказывали о том, как проходили съёмки этого фильма. Они стали возможными благодаря поддержке Министерства культуры РФ и министерства культуры Архангельской области. В работе фильма принимали участие операторы телекомпании «Регион 29».
На прошлой неделе автор представила свой фильм его участникам, экспертам и заинтересованным зрителям.
Ольга Лаптева — режиссёр-документалист, автор более десятка фильмов, рассказывающих о культурном наследии страны. Мы встретились с ней после показа фильма «Песни Поморья», чтобы поговорить о том, как он задумывался и создавался.
— Ольга Александровна, вы уже рассказывали, что этот фильм решили снимать после того, как побывали на концерте Северного русского народного хора. Где и когда это произошло?
— Я давно хотела попасть в Архангельск, но у меня всё никак не складывалось. А в 2021 году я приехала сюда на фестиваль «Свидание с Россией», в его программу входил концерт Северного хора. Северная песня будто лилась с небес тонкой серебряной нитью. Я вышла после концерта совершенно изменённая. И я написала несколько проектов о Севере.
— То есть до этого вам не приходилось слышать северные песни?
— До того как я начала снимать фильм, у меня был опыт услышанной северной песни в исполнении Северного русского народного хора. Мне захотелось сделать собственные открытия, и я занялась подготовкой к съёмкам. У меня было огромное желание понять, чем же так берёт за душу поморская песня, прочувствовать её. Но, разумеется, прежде всего я обратилась к специалистам, которые как раз могли рассказать об особенностях исполнения поморской песни, её историю, а также о том, как она живёт сегодня. Часа четыре мы говорили об этом с художественным руководителем Северного хора Светланой Конопьяновной Игнатьевой. Этот разговор для меня был основополагающим. Затем появился фольклорист Алексей Шептунов, Евгений Тенетов, директор Северного морского музея, и каждый из них дополнял полученные знания.
В Петрозаводске нас консультировала Полина Воробьёва, преподаватель музыкального училища. Разумеется, я говорила с руководителями хоров, старейшими их участницами. Как‑то прочитала, что поморская песня — это отголоски ангельских хоров. И мы говорили об этом с батюшками.
— Но, видимо, это предстояло понять уже, непосредственно встретившись с поморской песней?
— Да, это случилось, когда мы поехали в Беломорск — он стоит на границе Архангельской области и Республики Карелия.
Беломорский поморский народный хор исполнял песню «Ветры», и когда я её слушала, было ощущение, что звук уходит в космос, а мы стояли в некоем портале. Это было совершенное волшебство.
Лешуконский хор пел на угоре, стоял летний зной, и этим кадром фильм заканчивается. В фильме, так получилось, — живая жизнь. Мы освоили обширную географию, фильм похож на лоскутное одеяло — он весь «лохматый», но в нём столько жизни, что зрители после просмотра выходят из зала с ощущением счастья.
— Собственные открытия, видимо, играли важную роль в его создании?
— Меня в Лешуконье пробило: поморская песня — это самостоятельное явление, она сама выбирает, где ей звучать, кто будет её петь. Объяснить это невозможно. Пока жив Север, и песня будет жить. Это же очень мощная энергия.
Осенью мы попали в Лопшеньгу, там три дня мигрировали гуси. Это такая мощь — море накатывает с рокотом и гуси с громкими криками. Без перерыва. Через три дня, следом за ними, прилетели казарки. Они ходили с важным видом — нас не беспокоить, мы заняты. Видели нерп — они очень любопытные, толстенькие, с огромными глазами. Лежит такая кустодиевская красавица на морском камне, рассматривает нас. Видели также белух, а ещё осеннее северное сияние. Это всё не может не впечатлить!
Особенно море — оно живое в буквальном смысле слова. Это чувствуют животные, мы видели, как собаки с морем разговаривают, особенно Рыжик — наш любимец.
Мои именины и день рождения пришлись на период съёмок. Я купалась в Белом, это были хорошие дни.
— Вы сказали, что в фильме большая география. Где вы побывали?
— В Санкт-Петербурге, Архангельске, Беломорске, Северодвинске, Нёноксе, Кий-острове, Ворзогорах, Онеге с деревнями, Лопшеньге, Солзе, Красном, Мезени, Устьянском районе, Кенозерье, Пинежье, там мы были в четырёх деревнях, в том числе в Верколе. Можно было бы географию сократить, фильм ведь всего 39 минут, но тогда картина была бы неполной. И мне не жалко усилий — я получила столько впечатлений и столько счастья…
— Кстати, Кенозерье — не поморские места…
— Мне это тоже объясняли, но очень захотелось, чтобы в фильме были кенозерская красота и простор. Нам очень помогла директор Кенозерского парка Александра Яковлева. И нашим партнёром стала компания «Севзапдорстрой». Нам дали машину, что нас буквально спасло в экспедициях. И в новом проекте «Мосеев остров: колыбель российского флота» они тоже стали нашим партнёром. И спасибо за помощь огромное!
На Кенозере мы на катере добрались до деревни Зехнова. По пути видели маленькие часовенки, чтобы зайти в них, надо обязательно склониться, поднимались на колокольню, видели кладбище XIII века. Были впечатлены одним из лучших музеев мира «В начале было слово». Это не имеет прямого отношения к поморской песне, но имеет отношение к жизни, к красоте, в которой она рождается. И везде есть то, что называется «малая родина», мне очень хотелось передать это ощущение в фильме. Вы здесь живёте в красоте, здесь она как данность. Но тем, кто не имеет такой возможности, её хотя бы надо показать…
— Ольга Александровна, а как вас и вашу съёмочную группу принимали в поморских деревнях? Там люди настороженно относятся к приезжим…
— Действительно, сначала всякий раз дистанцировались от нас, смотрели настороженно…
— Чем вы брали?
— Сердцем. Когда они это понимали, поворачивались навстречу, все без исключения. И я жила с ними той жизнью, которой жили они.
— И всё же волновались, когда представляли фильм в Архангельске, а это ответственные площадки — Северного русского народного хора и Северного морского музея, — а также в Северодвинске?
— Монтаж фильма не окончательный, мне ещё предстоит фильм привести в порядок. Правда, увидевшие фильм просят оставить эту «лохматую» версию.
Анна Злотко сшила мне красивое платье в старообрядческих поморских традициях для представления фильма. Зрители в залах смотрели фильм с интересом, а иные — с чистой слезой. На экране они видели свою жизнь, попадали в своё детство, где было хорошо и безопасно. На показе в Северном хоре очень хорошие слова сказала Светлана Конопьяновна, что для меня дорого. А в Северодвинске на показе присутствовали три хора, в том числе из Нёноксы. Они водили вокруг меня хороводы и пели величальную песню. Дарили шанежки, пирожки, калитки. Светлана Конопьяновна сказала, что Север меня изменил, я стала другой.
— Где и когда можно будет посмотреть фильм «Песни Поморья»?
— Его премьера назначена на 25 марта, показ фильма состоится в АГКЦ. Также мы предложили показать его в музеях, библиотеках, школах области. Право первого показа на ТВ — у телеканала «Регион 29», но затем его могут показать и другие телекомпании.
— Знаю, что вы уже приступили к съёмкам нового фильма, что он собой представляет?
— Да, я буквально «вышагнула» из фильма в фильм. Новый называется «Мосеев остров: колыбель российского флота». Его поддержал Фонд поддержки развития регионального кино. Уже прошли зимние съёмки. Мы снимали на Севмаше — нас даже «прокатили» на башенном кране, чтобы мы могли сделать панорамную съёмку. Михаил Николаевич Дерябин, директор «Красной кузницы» — интересный спикер. Хорошая съёмка была в институте имени Воронина с Русланом Александровичем Пицаевым. Важные съёмки прошли в Гостиных дворах, где главным консультантом фильма стал Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея. Побывали мы также в Ширше, где заготавливались детали для будущих кораблей, на самом Мосеевом острове, получили комментарий от директора Северного морского музея Евгения Тенетова.
— Какую задачу ставите этим фильмом?
— Показать, что именно Архангельск — родина российского флота. И в Поморье сегодня развивается тот вектор, который заложил ещё Пётр Первый, — в Северодвинске строятся мощнейшие атомные подводные лодки, на «Красной кузнице» ремонтируются и строятся суда, в Архангельске готовят будущих мореплавателей. И эта преемственность традиций, которые идут ещё с петровских времён, очень важна. Съёмки фильма продолжим в мае — собираемся отправиться на Соловки.
— Несмотря на новую работу, поморская песня не отпускает?
— Работа над фильмом «Песни Поморья» ещё продолжается. Поморская песня остаётся для меня чудом, живым волшебством жизни.