Экспедиция состоялась этим летом. Проект «Мангазейский морской ход — плавучий лекторий» был реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив совместно с министерством культуры Архангельской области и САФУ.
Весь путь — три тысячи километров через Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волоки — участники преодолели на карбасе, деревянном судне, построенном по старинной поморской технологии без единого гвоздя.
Открывшуюся по итогам экспедиции выставку посетил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Он пообщался с автором экспозиции — инициатором и руководителем Товарищества поморского судостроения Евгением Шкарубой.
Мангазейский морской ход, по которому шла активная торговля пушниной, проходил от Северной Двины через Белое, Баренцево и Карское моря, через Канинский и Ямальский волоки по Обской губе и реке Таз до Мангазеи — города, основанного в 1601 году. Этот опорный пункт морского пути развивался очень быстро и поражал средневековых путешественников своим богатством. Но в 1619 году движение по Мангазейскому морскому ходу было запрещено, поскольку город настигли сильные пожары. Всё это заставило людей покинуть обжитое место.
Участники экспедиции «Мангазейский морской ход» прошли путём средневековых первопроходцев.
— Как мы и предполагали, всё оказалось довольно непросто. Строительство деревянного судна велось без гвоздей. Мы сшивали доски вицей, вспомнили ту технологию, по которой поморские суда шились ещё совсем недавно — в XIX веке, — рассказал Евгений Шкаруба. — Мы прошли под парусами и на вёслах три тысячи километров, вели научные дневники, а когда застревали во льдах, то брали шесты и отталкивали лёд.
На выставке в Музее Москвы можно увидеть именно тот поморский карбас, на котором прошла экспедиция. Также здесь можно ознакомиться с фотографиями, фильмами и артефактами, найденными во время путешествия.
Выставка «Мангазейский морской ход: технология открытий» организована при поддержке Международного культурно-просветительского проекта «Великий северный поход. Арктика как искусство», призванного представить эволюцию Северного морского пути от идеи северо-восточного прохода до национальной транспортной коммуникации XXI века.
После Музея Москвы планируется разместить экспозицию в аэропорту Архангельск, чтобы как можно больше гостей города смогли её увидеть.
В дальнейших планах Товарищества поморского судостроения — построить уже большой коч и дойти на нём до Тихого океана.
В августе в «Правде Севера» был опубликован материал под названием «Раз уж мы родились, жизнь должна быть интересной». В нём Олег Александрович Коткин, штурман дальнего плавания, рыбак, исследователь Севера, участник многих экспедиций, член Русского географического общества, рассуждал о значении карбаса для северного мореплавания.
«Главная наша культурно-историческая ценность — это карбас, — говорил он. — Все открытия мезенцы сделали на карбасе».
Также он поднял проблему — сейчас практически невозможно зарегистрировать карбас в ГИМС, потому что есть требование, чтобы он был фабричного производства. А ведь их делают деревенские мастера, которых становится всё меньше.
По словам Олега Коткина, карбас — это судно, конструкция которого доводилась до совершенства поколениями поморов. Поэтому карбас идеально приспособлен к условиям Белого моря — у него низкая посадка, значит, он может идти по мелководью, а при необходимости зайти в небольшую речку. К тому же карбас очень устойчив — у него выверены длина и ширина, а также высота бортов.
И он, как и многие рыбаки, которые выходят в Белое море, надеется, что экспедиции Товарищества поморского судостроения будут иметь практическое значение и помогут вернуть карбас на рыбный промысел.