Олег Александрович Коткин — человек известный, и не только в Мезени. По профессии штурман дальнего плавания, десять лет ходил в Атлантику. А ещё он рыбак, исследователь Севера, участник многих экспедиций, в том числе миссионерских, во время которых ставил поклонные кресты в мезенских деревнях. Член Русского географического общества.
Олег Коткин — герой публикаций в различных изданиях и нескольких фильмов, а также программы «Письма из провинции» телеканала «Культура».
В дни открытия дома-музея Владимира Личутина в Мезени Николай Окулов, журналист и краевед, и Клавдия Хорошавина, режиссёр, заслуженный деятель искусств России, снимали сюжет об Олеге Коткине для фильма, в котором рассказывают о земляках писателя.
Создавать и собирать
На этот раз речь пойдёт о намерении Олега Александровича Коткина создать в Мезени дом-музей поморского быта. Он долгие годы собирает вещи, мимо которых, по его выражению, не может пройти.
— Мы продолжаем терять вещи, которые нам в повседневности кажутся не столь важными, — говорит Олег Александрович, — но они несут информацию о времени, в котором были созданы и служили своим хозяевам. Поэтому они заслужили, чтобы их сберечь.
Большинство из таких вещей пока ещё лежат в мастерской, но какие‑то разобраны и систематизированы. В основном это те, которые связаны с поморским промыслом или поморским бытом. Но есть и вполне современные. Все эти вещи Олег Александрович собирает в поездках, в экспедициях, иногда находит на берегу моря или в заброшенных домах.
Он рассказывал, как однажды зашёл в такой дом, который оказался открытым, а там обнаружил добротную старинную мебель, когда‑то привезённую из Норвегии. Хозяев дома найти не удалось. Но, по его словам, ему хотелось объяснить им особую ценность этих вещей. Ведь кто‑то из их рода был моряком, который и привёз обстановку для дома, в котором жила его семья. И эти вещи многое могут рассказать о её быте, образе жизни. Олег Александрович говорит, что поскольку хозяева не нашлись, мебель осталась в том доме, а он разрушается, значит, скоро и она пропадёт. Поэтому так важно подобрать сейчас всё, что может в скором времени потеряться.
Олег Александрович не только собирает то, что было создано до него, но и создаёт сам. И в музее, который он намеревается открыть в Мезени, сойдутся история и современность, ведь поморский промысел продолжается.
— Главная наша культурно-историческая ценность — это карбас, — объясняет он. — Все открытия мезенцы сделали на карбасе. У меня их несколько изготовлено. А ещё поклонные кресты. Это тоже культурно-историческое наследие. Сейчас их можно увидеть по мезенским деревням, которые я изготовил, их уже восемь штук.
А дальше он говорит о проблеме, которую озвучивал не один раз — практически невозможно зарегистрировать карбас в ГИМС, потому что есть требование, чтобы он был фабричного производства. А ведь их делают деревенские мастера, которых становится всё меньше.
А без документов на карбасе в море не выйдешь. Иногда удаётся такие документы получить. Олег Александрович рассказывает, как это удалось владельцам карбаса из Сояны. Они получили паспорт у компании, которая производит пластмассовые лодки. Но за эти документы пришлось заплатить 30 тысяч.
Строгости законодательства объясняются требованием безопасности. Но и Олег Александрович, и другие жители поморских сёл уверены, что пришло время внести в него изменения.
По словам Олега Коткина, карбас — это судно, конструкция которого доводилась до совершенства поколениями поморов. Поэтому карбас идеально приспособлен к условиям Белого моря — у него низкая посадка, значит, он может идти по мелководью, а при необходимости зайти в небольшую речку, например, чтобы переждать шторм. К тому же карбас очень устойчив — у него выверены длина и ширина, а также высота бортов.
Сейчас строительством поморских судов занимается Товарищество поморского судостроения. 8 июня нынешнего года произошло очень важное событие: карбас «Матера», построенный Товариществом в 2023 году, отправился из Архангельска по Северному морскому пути в экспедицию в Сибирь под названием «Мангазейский морской ход». Команде под руководством Евгения Шкарубы, в которую вошли исследователи, учёные, художники, предстоит пройти более трёх тысяч километров через Белое, Баренцево и Карское моря. Первый этап экспедиции, который длился две недели, завершился как раз в Мезени, сейчас экспедиция продолжается.
— То, что делает Евгений Шкаруба и его команда, очень важно для поддержания поморской культуры и поморских промыслов, которые невозможны без строительства карбасов, — говорит Олег Александрович. — Потому что эта экспедиция покажет их возможности.
Нынешней осенью в Москве начнёт работу выставка «Технология открытий». На ней можно будет увидеть экспедиционный карбас, а также фотографии и другие материалы, собранные во время экспедиции. И это может стать важным аргументом для тех, кто принимает законы о регистрации маломерных судов.
Олег Александрович говорит, что хотел бы создать дом поморского быта, чтобы было понятно, как жили промысловики и их семьи. Чтобы в нём была особая энергетика. Он даже присмотрел дом в Мезени, где мог бы разместиться такой музей, но пока не удаётся договориться с наследниками владельцев, которые живут в Москве. Хотя переговоры ведутся.
Кстати, с Олегом Коткиным встречался Владимир Личутин, когда приезжал в Мезень во время открытия дома-музея. Его очень заинтересовали экспонаты, собранные Олегом Александровичем. Владимир Владимирович сказал после этой встречи, что им надо подумать о сотрудничестве. На его взгляд, их идеи близки, и могли бы работать на благо Мезени и Русского Севера в целом.
Рыба, которая никогда не надоедает
Речь идёт о камбале. Сюжет о том, как её ловили в 90‑х годах прошлого столетия, как раз снимали для нового фильма Клавдия Хорошавина и Николай Окулов.
— Я начал ходить на промысел камбалы в 90‑е годы, — рассказывает Олег Александрович, — ходили на полуостров Канин, а нас собиралось порядка 40 карбасов. Это был очень популярный вид промысла на Мезени, а камбала пользовалась большим спросом у населения. Почему именно камбала? Например, сёмга, хоть она ценный вид рыбы и очень вкусная, быстро приедается. Это рыба не для повседневного потребления. Из неё можно испечь пироги, запечь в латке на праздники. Но её поел один раз, и больше не хочется.
А вкус камбалы не приедается, её можно есть утром, днём и вечером. На промысле так и бывает: утром встанешь — чаю попьёшь, камбалы поешь, днём то же самое, и вечером снова камбала.
Олег Александрович говорит, что на побережье камбалу можно ловить в очень короткий промежуток времени, пока она заходит с моря. А на Канине и в Баренцевом море она ловится почти круглогодично — только зимой её не ловили.
— И ловится она в очень больших количествах — эта рыба стайная, — продолжает он. — Я за один день по две бочки её солил. Представляете — я бы сёмги столько насолил! Нет, конечно, а тут камбалы две бочки за один день!
По его словам, когда он приходил с моря, его уже ждали бабушки с большими вёдрами. А через два дня камбалы уже нет — вся разошлась. Её жарят и едят сразу, а также солят, заготавливая впрок.
«Посол камбалы — дело тонкое и хитрое»
Олег Александрович рассказывает, что солить камбалу — это искусство.
— Если у тебя хороший рассол, то и камбала вкусная, — продолжает он. — Посол — это дело очень такое тонкое и хитрое.
Он объясняет, что сначала рыбу надо почистить и помыть, голову не отрезают, а вычищают только внутренности. А дальше делится собственным опытом засолки камбалы:
— На дно бочки сыплю соль, укладываю первый слой рыбы, снова посыпаю солью, снова укладываю, снова посыпаю — у меня на бочку в 50 килограмм обычно уходила двухлитровая банка соли. Потом беру мутовку, то есть кол, и начинаю это всё, как тесто, мешать в бочке. Мешаю- мешаю, сперва это легко, но потом тяжело становится. Продолжаю, пока соль не растворится и не появится пена. Всё — останавливаю процесс, там дальше уже идёт своя ферментация. Если просто рыбу посолить, не перемешивая, соль потом её выдавит, она не будет такой вкусной. И это говорит о низком качестве рассола.
Говорим и о таком моменте. У многих народов есть известный деликатес, который называется «душная рыба», у нас она больше известна как рыба печорского засола. Это когда она не только солится, но и квасится. Обычно о такой рыбе говорят, что она очень вкусная и полезная — в ней много витаминов, минералов, ферментов. Но… она на любителя из‑за специфического запаха.
В Мезени популярна кислая камбала. Кстати, меня в этой поездке ею угостили, и она мне понравилась — возможно, она была не самая кислая.
Олег Александрович так рассказывает об особенностях этого посола.
— Кислая камбала делается немного по‑другому, — объясняет он. — При засолке в неё кладёшь меньше соли, мутовкой не мешаешь, бочку, как обычно, не прячешь в тень, а оставляешь стоять на солнце. Там идёт своя ферментация, то есть окисление. Конечно, такая рыба на любителя, но если привыкнуть, то она очень вкусная. И если она правильно приготовленная, то есть запечённая в печи в латке, то это настоящий деликатес.
Он рассказывает, что у ненцев немного другой рецепт: они её чистят, промывают и оставляют на сутки в воде без соли. Потом занимаются засолкой. Такая рыба более кислая и душная, но к ней привыкают с детства.
Олег Александрович рассказывает, что в море ходил ещё его дед.
— Мой дед был мореход, — говорит он. — Ходил в Норвегию, ещё куда‑то. Я не знаю всех подробностей его жизни, потому что, когда была возможность их узнать, мы пропускали все эти истории мимо ушей. Это сейчас мы начинаем их ценить, когда спросить некого. Поэтому так важно сохранить всё, что ещё остаётся в памяти.
Он считает, что это также важно и для понимания места, которое занимает в истории страны Мезень. Потому что в истории самого города могут появиться новые страницы. И это увлекает, делает жизнь интересной.
— Жизнь вообще должна быть интересной, раз мы родились, — говорит Олег Александрович. Но она интересна от тех дел, которыми мы занимаемся, от наших увлечений. Пока мы ими занимаемся — нам интересно жить. И хотелось бы этот интерес передать и тем, кто будет жить здесь и после нас…
Фото автора и Даниила Шкарубы со страницы «Мангазейский морской ход» в соцсети «ВКонтакте»