И эта выставка, пожалуй, самая необычная из всех, которые приходилось видеть. На ней соединились работы заслуженного художника России Дмитрия Трубина и предметы, казалось бы, никакого отношения к искусству не имеющие, — пустые флаконы из-под духов. Их 35 лет собирала Татьяна Кочегарова, которая художественным творчеством тоже не занимается.
Первое, что
ощущаешь, когда заходишь в небольшой
зал салона-галереи, — запах. Судя по
тому, сколько там выставлено флаконов,
а у некоторых ещё осталось содержимое,
посетителей должна бы сразить какофония
ароматов. Но этого не происходит. Так
бывает в благородном собрании, где все
пользуются разным, но качественным
парфюмом.
И всё же не
запахи здесь главные. Скорее, они
«побочный эффект» этой необычной
выставки. Главное здесь — форма. Из-за
неё — изящной, иногда причудливой и
неожиданной, — продлилась жизнь
потерявших содержимое бутылок.
Татьяна
Кочегарова рассказала, что её необычное
собирательство началось, когда они с
мужем поехали в Париж ещё по путёвке
«Спутника», который действовал при
обкоме комсомола. В Париже увидела
знаменитые духи «Сальвадор Дали». Как
она сказала — это была любовь с первого
взгляда и с первого вздоха. И флакон
чёрного матового стекла в виде губ
Афродиты Книдской отправился вместе с
ней в Архангельск.
Эти духи
знамениты тем, что не только в создании
дизайна флакона, но и в подборе ароматов
участвовал сам Сальвадор Дали. Он даже
предложил в уже созданный аромат добавить
нотки жасмина, которые он любил, и нотки
розы, которые любила его жена.
– Когда
духи закончились, флакон остался стоять
в компании простых и верных «Ландыша
серебристого» и «Москвы белокаменной»
от фабрики «Новая Заря», — вспоминает
Татьяна Фёдоровна. — И как‑то так
полетело!
Вскоре это
собрание пополнилось новыми артефактами.
Татьяна Кочегарова считает, что это
именно собирательство, а не
коллекционирование. Всё же коллекционеры
подбирают предметы системно, специально
покупая и заказывая их. У неё же флаконы
или оставались от её собственных духов,
или их, то есть пустые флаконы, стали
дарить друзья, знакомые и даже студенты
— Татьяна Фёдоровна много лет преподавала
на факультете иностранных языков
Поморского университета, а затем САФУ.
Она подчеркнула, что от студентов
принимала в дар только пустые флаконы
и только после сдачи экзаменов.
Со временем
количество переросло в качество. Стекло,
над которым трудились дизайнеры, чтобы
оно обрело форму наиболее соответствующую
изысканному содержанию, стало жить
своей жизнью.
– Они
прекрасны. Стекло и аромат! — говорит
Татьяна Фёдоровна.
Есть здесь
и наши знаменитые ароматы, например
флакон духов «Красная Москва». Кстати,
там тоже осталось содержимое с тридцатых
годов прошлого века. Высокое качество
этих отечественных духов признавали
ведущие мировые парфюмеры. Эти духи
даже стали неким символом и времени, и
страны, а также её растущего благополучия.
Представлены
в собрании и знаменитые духи «Шанель
№ 5» — именно духи, а не только флакон.
Есть довольно известная история о том,
что их создал парфюмер, который в годы
интервенции служил комендантом в лагере
на Мудьюге. (В «Правде Севера» 3 сентября
2019 года вышла обстоятельная статья на
эту тему. Её автор — Евгений Тенетов,
директор Северного морского музея.
Публикация называлась «Дело мастера
Бо».)
Именно Эрнест
Бо, наследник известной парфюмерной
фамилии, который в годы интервенции
служил в Архангельске в контрразведке,
спустя время создал первый в истории
нецветочный аромат. Он стал всемирно
известным под названием «Шанель № 5».
Вот как о его создании рассказывал сам
Эрнест Бо: «Я создал эти духи в 1920 году,
когда вернулся с войны. Часть моей
военной кампании прошла на Севере и за
полярным кругом, во время полуночного
солнцестояния, когда озёра и реки
излучают особую свежесть. Этот характерный
запах я сохранил в своей памяти, и после
больших усилий и трудов мне удалось
воссоздать его…»
На работах Дмитрия Трубина тоже бутылки и флаконы. И тоже пустые. Но он подчёркивает, что рисует не бутылки, он рисует людей, как и во всех иных случаях. В данном случае бутылки взаимодействуют друг с другом, а также с теми, которые сверкают и благоухают под стеклом в середине зала. Реализм и метафора. Такое вот сочетание.
В жизни ещё и не такое бывает. Вряд ли, нанося духи «Шанель», кто‑то догадывается, что источает аромат Белого моря, чистых северных озёр, дополненный лёгкой ноткой запаха северных же болот…
И, возможно, проект «Тихая жизнь стекла» — о многоликой пустоте, всегда готовой наполниться новым содержанием…
Светлана ЛОЙЧЕНКО
Фото автора