В прошлом номере «ПС» рассказала о Дмитрии Маклакове, авторе первой архангельской скрипки. Сегодня — о том, как прошла её презентация.
Александр Маньковский:
— Очень удобный, легкоуправляемый инструмент: ровная мензура, однородные тембры струн. Уникально то, сколько в звучании этой скрипки обертонов — дополнительного объёма звука, окрашивающего и усиливающего основной тон. Это особенно ценно и важно для музыки эпохи барокко, где используются открытые струны, а вибрация встречается только в роли украшения.
Для презентации я выбрал Пассакалию соль минор Генриха фон Бибера, а неделей раньше в Мирном и Няндоме играл цикл «Гармонические вдохновения» Антонио Вивальди. Это программа Архангельского филармонического камерного оркестра со мной и Анной Хавановой в качестве солистов, мы ещё повторим её 5 января в Кирхе.
За время работы над гастрольной программой скрипка показала себя хорошо. Она будет разыгрываться и дальше — это долгий процесс, она в самом начале своего пути. Надеюсь, ей повезёт с владельцем.
Алексей Ефимовский:
— Скрипка звучит глубоко, и с годами будет только лучше. Она обретёт ещё более сфокусированное звучание. Чёткость очень хорошая, на ней приятно играть, и звук не приходится «выдавливать». Замечу, что любой инструмент в эксплуатации требует тщательного ухода. Раз в год его нужно показывать мастеру так же, как мы регулярно водим детей, например, к стоматологу. Думаю, что помимо изготовления, Дмитрий теперь может «вести приём» и других скрипок. Очень рад, что у нас в городе появился такой мастер. Он молодой, ищущий, заинтересованный, опыт его будет расти. А каждый инструмент в его руках будет становиться лучше.
Анна Хаванова:
— Для меня скрипка — моё продолжение. Она не только возможность высказаться, но и всегда что‑то очень личное. Обычно о новой скрипке мало что можно сказать, пока она неразыгранная — не сразу выдаёт те краски, на которые способна. Но при первой встрече с этим инструментом я была очень сильно удивлена. Сама ещё очень новенькая — только-только лак просох, а слушаешь — она уже «бархатистая». Уже есть красота.
На ней очень легко играть, очень ровная, мягкая, и есть в ней какое‑то очарование, шарм, что ли. Хорошо резонирует, много обертонов и богатства в звуке. Думаю, у неё очень хорошие перспективы. Когда она найдёт своего хозяина, который вложит в неё свою душу, — зазвучит на свой максимум, раскроется полностью. Как вы заметили, в руках каждого скрипача инструмент поёт по‑разному. В этом и интерес нашего концерта: мы по очереди играли на одном инструменте. А играть не на своём инструменте — надо приспосабливаться, это задача со звёздочкой. Но и очень интересный опыт.
И Дмитрий — молодец. Годы работы «вдолгую», с туманными перспективами — это героизм. Я очень рада за него, у него большое будущее. Очень нравится его подход к делу: он въедливый интеллектуал, всё анализирует, всё просчитывает так, чтобы всё было по максимуму: максимально интересно, максимально стабильный результат, максимально удобно для музыканта.
Сейчас у него на подходе уже вторая скрипка, и я вся просто в предвкушении! Для меня это как рождение человека — настоящее чудо!