В этот день на верфи Товарищества поморского судостроения было многолюдно. Сюда пришли как любители классической музыки, так и те, кто интересуется изготовлением музыкальных инструментов. Попавшие сюда впервые наверняка удивлялись огромному остову, уходящему ввысь внушительной толщины рёбрами — шпангоутами. Мягкий камерный свет подчёркивал сказочное ощущение происходящего. Это самый амбициозный проект верфи — экспедиционная шхуна. Её строят для полярного путешествия энтузиасты клуба «Морские практики» под руководством капитана Евгения Шкарубы.
Место для презентации было выбрано неслучайно: ведь именно сюда около трёх лет назад Дмитрий Маклаков пришёл для того, чтобы раскроить свою первую заготовку деки. Как рассказал во вступительном слове Михаил Крупенин, инженер-конструктор верфи, никто из работников тогда даже не сомневался в том, что из этой идеи ничего хорошего у автора не выйдет. Однако же помогли, и помогали потом, на протяжении всего нелёгкого пути к мечте.
— И вот недавно Дмитрий мне заявляет: «Миша, я скрипку доделал. И вроде она оказалась хорошей». Что ж, сегодня мы и собрались её послушать.
Дмитрий был немногословен: он поблагодарил всех пришедших и отметил, что скрипка в руках артистов Архангельской филармонии всё скажет лучше его самого.
И скрипка запела. Первым номером солист Поморской филармонии, артист Архангельского филармонического камерного оркестра Алексей Ефимовский исполнил Первую сонату Ивана Хандошкина. Вкрадчивая мелодия полилась из‑под его смычка, понемногу заполняя помещение верфи, ставшее на этот час концертным залом. По мере развития музыкальной темы голос скрипки становился настойчивым, уверенным и, всё ускоряясь, завладел вниманием притихшей публики. Да, это было красноречивее всяких слов.
Следующим к пюпитру вышла артистка филармонии Анна Хаванова. Она исполнила сонату номер два для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха. В руках хрупкой скрипачки инструмент звучал размеренно и лирично. Было ощущение, что играла она для всех сразу и для каждого в отдельности — настолько разные эмоции светились на лицах слушателей. Наградой Анне стали заслуженные аплодисменты и крики «Браво!».
Далее к Анне присоединился Александр Маньковский. Дуэтом они исполнили этюд ля минор Генрика Венявского «Сальтарелло» из цикла «Концертные этюды для двух скрипок». Оба инструмента искусно дополняли друг друга, демонстрируя неувядающую гармонию изысканной мелодии XIX века. И снова рукоплескал благодарный зал.
Затем Александр блестяще исполнил пассакалию «Ангел-хранитель» Генриха фон Бибера. Духоподъёмное произведение, похоже, настроило на возвышенный лад всех, кто пришёл в тот день оценить искусство и музыкантов, и лютье Маклакова. Сам же мастер пребывал в задумчивости, опершись на подстолье столь знакомого ему фуговального станка — не будем забывать, что верфь прежде всего помещение производственное, лишь магией звука превращённое в сцену и зал.
Под занавес трио скрипачей исполнило «Маленькую музыку для трёх скрипок» немецкого композитора Вальтера Гизекинга. Редкое произведение, учитывая, что этого автора знают в основном как пианиста. Удивительно, насколько чётко было слышно каждого исполнителя в отдельности, тогда как вместе они слаженно творили чудесную музыку. И было понятно, что музыка эта — на самом деле совсем не маленькая.
И конечно, никто не удивился, когда из зала послышались выкрики «Автора!». На сцену звали виновника сегодняшнего праздника — того, кто своим упорством, трудолюбием и любовью к прекрасному создал новый голос — голос первой архангельской скрипки. И он с удовольствием согласился ответить на вопросы из зала.
— Что вы будете делать дальше, после этой скрипки?
— Дальше есть альт, потом виолончель, потом контрабас, — улыбается Дмитрий.
— Кто будет играть на ней дальше?
— Скрипки живут по триста-четыреста лет, поэтому не могу сказать, время покажет.
— Дали ли вы ей имя?
— Да, её зовут Татьяна, в честь моей мамы.
А том, как шла работа над первой архангельской скрипкой, Дмитрий Маклаков рассказывал «Правде Севера» ранее.
Фото Андрея Суханова и Андрея Ларина