Мастера Сергея Трапезникова в Каргополе знают многие. Из дерева он может сделать всё что угодно. От деревянных лошадок — «коников», которых обожает местная детвора, — до макетов исторических зданий — миниатюрных мельниц, крестьянских изб, колоколен, часовенок, где каждая деталь выполнена с ювелирной точностью.
Идеи для своих работ мастер привозит из путешествий по родному Северу. Где он только не был! Но иногда поездки имеют самое необычное продолжение…
За вдохновением — в Медвежьегорск
— Летом прошлого года мы с друзьями путешествовали по Карелии, — рассказывает Наталья Трапезникова, жена и муза мастера. — И заехали в Медвежьегорск — это небольшой городок, в начале 80‑х там проходили съёмки легендарного фильма «Любовь и голуби». Мы очень любим этот фильм — немного хулиганский, но такой смешной. У него и история создания интересная. Снимали фильм ведь в обычном доме. Ради съёмок, с разрешения хозяев, замостили крыльцо деревом, установили летнюю кухню, голубятню… Быть в Медвежьегорске и не увидеть знаменитый дом Кузякиных?! Конечно, мы мечтали там побывать.
К сожалению, в 2011 году, после пожара, дом был практически разрушен. Но местный житель Евгений Шульга решил сохранить память о легендарном фильме — выкупил участок и в 2018 году начал восстановление дома Кузякиных. Своими руками. И нас это настолько впечатлило, что когда вернулись в Каргополь, Сергей тоже решил попробовать создать дом Кузякиных — макет в миниатюре. Строил он дом по стоп-кадрам из фильма — комнату за комнатой…
Голубятня, забор и мосточки…
Дом, который получился у Сергея Трапезникова, не только внешне точная копия дома Кузякиных, но и внутри — мастер постарался максимально «приблизить» интерьер к оригиналу. Мебель, рукомойник, кровать, стол, за которым Кузякины читали письмо от разлучницы… И даже само письмо — всё на месте. В доме проведён свет. Крыша снимается — можно заглянуть внутрь и рассмотреть обстановку.
Во дворе — голубятня, забор, мосточки, дровяник, утварь всевозможная — крошечное ведро и даже лопата, с которой баба Шура ходила картошку копать.
В итоге дом оказался настолько реалистичным, что его, по словам Трапезниковых, захотелось «срочно заселить».
— Неподалёку от Каргополя, в Печниково, живёт Ирина Савелова, — рассказывает Наталья Трапезникова, — мы знали, что она занимается глиной, мастер великолепный. И у нас родилась смелая идея. Отправились к Ирине в гости с предложением — не попробует ли она слепить голубей, тех самых, которых разводил Василий Кузякин?
— Так всё и было, — улыбается Ирина Савелова на нашу просьбу рассказать «свою версию». — Я, конечно, вначале немного подрастерялась, но согласилась: «Давайте, ребята, попробую…» А гости уехали, первым делом стала в интернете искать, как, вообще, выглядят голуби. Они же в фильме на уличных не похожи — с большими хвостами… Неделю, наверное, с голубями сидела — через лупу лепила. И когда Сергей с Натальей наконец их увидели… огорошили: «Ирина, так ты и Кузякиных нам слепить сможешь!»
По стопам Ульяны Бабкиной
По профессии Ирина Савелова — учитель начальных классов, технологии и дополнительного образования. Много лет в Печниковской школе вела кружок глиняной игрушки. Только недавно вышла на пенсию. Шутит, что теперь времени свободного стало больше — на глину.
— Если так посчитать, то глина у меня в руках почти четверть века, — говорит Ирина Савелова. — Хотя в самом начале, когда после педучилища пришла, с глиной вообще не занималась, — признаётся. — Я даже из пластилина не лепила! Больше к спорту тянуло.
Но в школе Ирине предложили «поучиться полепить», определили на курсы в Каргополь — в центр ремёсел «Берегиня», к народному мастеру России Ольге Николаевной Фарутиной.
— Десять дней я около неё сидела — с утра до вечера, — рассказывает Ирина Савелова. — И огонёк в душе загорелся, так мне глина понравилась. Вернулась в Печниково, начала вести кружок для детей.
Мы ведь живём на родине Ульяны Ивановны Бабкиной, знаменитого мастера каргопольской игрушки. У многих ребятишек печниковских дедушки да прадедушки занимались когда‑то глиной. В кружок ребята потянулись с удовольствием. Сколько мы игрушек да свистулек за эти годы перелепили…
— Дело Ульяны Бабкиной живёт.
— Живёт, — кивает Ирина Савелова. — У нас в Печниково через глину все дети проходят. А с позапрошлого года и вовсе в школе введён предмет «Глина». Освоили мы и обварную игрушку, дымковскую и филимоновскую тоже изучили. Но основное, конечно, — наша традиционная, каргопольская.
«Это же Раиса Захаровна!»
Но, по словам Ирины Савеловой, одно дело слепить каргопольскую игрушку, например, «бабу» — её «не с кем сравнивать». И совсем другое — персонаж, которого «знает вся страна».
— Надо же так слепить, чтобы на куклу посмотрели и сразу поняли — это же Раиса Захаровна! — говорит Ирина Савелова. — Фильм «Любовь и голуби» давно стал народным. В общем, непростую задачку мне задали.
— А вы помните, когда сами фильм этот первый раз увидели? — спрашиваю Ирину Савелову.
— В 1985 году, фильм только на экраны вышел, — поясняет она. — Я студенткой была. И как раз ездила в Пермь, на всероссийские соревнования по лыжам. И вот вечером, после тренировки, мы все пошли в культпоход — в кинотеатр. Может, потому что я сама из деревни, сюжет показался таким родным… Будто дома побывала. Но больше всего поразило меня тогда сходство с Олей, младшей дочкой Кузякиных, — я себя в ней увидела. Две косички, волосы на пробор, большущие глаза. У меня в альбоме есть фотография, где я в возрасте Оли — ну просто один в один!
Но лепить глиняных персонажей Ирина Савелова начала всё‑таки не с Оли — с Людки, старшей дочки Надюхи и Василия.
— Я посмотрела на неё — вроде сложного ничего нет — платьишко простенькое, платочек аккуратный, — рассказывает мастерица. — Хоп — и слепила! И даже сама удивилась, как получилось легко. Второй решила сделать Надюху. И тоже всё получалось. Но когда уже слепила, то поняла, что высотой Надюха моя со свою дочь, а по фильму‑то она меньше! Пришлось срочно «укорачивать», — смеётся Ирина Савелова. — Приноровилась, сделала Ольгу с голубем в руках, затем бабу Шуру. И последний женский персонаж — Раиса Захаровна. Ох и долго она мне не давалась… Причёска с кудряшками, беретик с помпончиком. Да ещё и такой наряд модный — пиджачок, карманы, на карманах клапаны, пуговки. И самое главное — у неё же каблучки!
«Пропорции соблюсти — с характером угадать»
По словам Ирины Савеловой, глина — материал, который не терпит откладывания на потом. Мол, сегодня я полеплю игрушку немножко, а дня через два опять к ней вернусь — так не получится, засохнет!
— Если взял глину в руки, то с ней и надо заниматься, — говорит Ирина Савелова. — Каргопольскую игрушку мы с ребятами так и лепили — за один день, даже за определённые часы. Слепил — поставил сушиться. Причём лепишь из одного куска, особо никаких деталей дополнительных у каргопольской игрушки нет. А тут… Надо и пропорции соблюсти, и с одеждой, характером угадать. Да ещё и баланс выдержать, чтобы фигурки устойчивые были, сами стоять могли.
В общем, по словам мастерицы, персонажей из фильма она лепила «отступив от правил». Каждую фигурку — по три дня.
— Вечером голову слеплю, в тряпочки сырые, в кулёчки-колпачки заверну, чтобы глина не сохла, — делится «секретами производства» Ирина Савелова, — а назавтра уже к туловищу возвращаюсь. Третий день всё воедино собираю — корректирую. Процарапываю детали швейной иголкой, потому что они настолько мелкие — в руки не взять.
Говорит, что каргопольские игрушки тоже, конечно, бывают маленькие — свистульки там или, например, собачки. Но в основном — с ладонь. А здесь самая крупная фигурка — Василий Кузякин — пять сантиметров и два миллиметра с кепкой. Со спичечный коробок!
«Если лопнет дядя Митя…»
— Но с кем я по‑настоящему «намучилась», так это с дядей Митей, — шутит Ирина Савелова. — Порой казалось, что всё — не получится. Столько раз переделывала эту его бородку! Но ничего — от неудачи к неудаче, не теряя оптимизма, шла к своей цели.
— Вы фигурки в печке обжигали? — уточняю у мастерицы.
— Нет, побоялась, — признаётся Ирина Савелова. — Просто хорошо просушила. У меня дома есть русская печка. Но, думаю, если лопнет мой дядя Митя, а глина во время обжига запросто может лопнуть, мне будет сложно настроиться и перелепить.
Раскрашивать и наряжать персонажей, по словам Ирины Савеловой, было особенно интересно. Мастерица сделала десятки фотографий из фильма, чтобы цвет одежды подобрать да «в узор попасть». Не забыла и про «личные» вещи — чемодан, с которым Василий на курорт ездил. Транзистор Ленькин — со всеми «кнопочками».
— На всё про всё ушёл месяц, — говорит Ирина Савелова. — 28 ноября я села лепить, а 28 декабря закончила. Правда, был один момент, — смеётся, — первая партия голубей, пока я остальных героев лепила, за это время «подросла». Когда фигурки всех персонажей были готовы, поставила я голубей рядком — а они по сравнению с Кузякиными огромные! Не голуби, а настоящие бройлеры. Пришлось за вторую партию голубей приниматься.
— Когда мы приехали к Ирине «принимать работу», то ахнули, — вспоминает Наталья Трапезникова. — Настолько мило, тонко, а самое главное — точное попадание в образ. И родилась новая идея — провести мероприятие в Каргопольской библиотеке — вечер «В гостях у Кузякиных» (Наталья Трапезникова — главный библиограф. — Прим. авт.). Тем более что и дата круглая — в 2024 году сорок лет с момента, как фильм был снят.
По словам Натальи, чтобы сделать вечер более зрелищным, на помощь решили позвать «дядю Митю».
— Наш общий друг, Олег Иванович Данилов, он тоже живёт в Каргополе, очень артистичный, умеет здорово перевоплощаться, — рассказывает Наталья Трапезникова. — Мы попросили его стать соведущим вечера — создать образ Митюнюшки.
— Не тот ли это Олег Данилов, кто в Каргополе музей ретроавтомобилей создал? — осторожно интересуюсь у Натальи.
— Точно! — кивает она, — у Олега Ивановича два музея. «Старый драндулет» и музей лыж, единственный в Архангельской области. Человек он увлекающийся и откликающийся. Работает в спортивной школе — тренер, лыжник и наш заводила. А ещё он, и правда, на дядю Митю похож…
«Фигура первая — историческая»
Премьера вечера «В гостях у Кузякиных» состоялась в январе. В местной библиотеке собрались любители фильма, оказалось, что в Каргополе таких немало.
— Морозы такие стояли! Но зал был полный, — рассказывает Наталья Трапезникова. — «Фигура первая — историческая», — объявлял дядя Митя. И мы знакомили с историей фильма. Потом шли «фигуры» — игровая, танцевальная — это тоже по сюжету. И наконец последняя «фигура» — смотровая. Из темноты, по сценарию, появлялся дом Кузякиных — в окнах горел свет. А в доме — все наши персонажи. Столько было эмоций!
Этим летом, в июле — в День семьи, любви и верности, — когда в Каргопольской библиотеке вручали награды супружеским парам, прожившим вместе 50 лет — вечер с «участием Кузякиных» повторили. И опять сплошной восторг.
— Душевность, доброта, открытость плюс искорка творчества — это именно то, что согревает и настроение поднимает, — говорит Наталья Трапезникова. — И уже в августе мы решились на новое путешествие — вместе с домом Кузякиных отправились в Медвежьегорск.
— Получается, что «большой» дом и «маленький» встретились.
— Точно. Когда Евгений Шульга увидел, что приехали мы не только с макетом дома, а ещё и глиняные фигурки героев фильма с собой привезли — обомлел, — смеётся Наталья. — А когда понял, что мы и мероприятие в доме Кузякиных мечтаем провести, дал нам полную волю: «Делайте всё, что хотите!» Зрители приняли нас тепло. Мастера моего обнимали, дяде Мите руку жали. А в конце представления Евгений Шульга не выдержал и сам в образе Василия вышел — душевно было…
В планах — новый проект
Сейчас семейство Кузякиных с примкнувшими к ним дядей Митей и бабой Шурой живут дома у Трапезниковых. У Сергея с Натальей настоящий мини-музей — десятки деревянных работ. Увидеть произведения мастера можно и в группе «Деревянных мастер дел» в социальной сети «ВКонтакте».
Время от времени Трапезниковы устраивают выставки в Каргополе. Третий год подряд выходят со своими работами на праздник мастеров. В этом году тоже выходили. И макет дома Кузякиных на всеобщее обозрение выносили — люди подходили с интересом, удивлялись, улыбались…
А у Сергея Трапезникова вместе с Ириной Савеловой между тем появился новый совместный проект — ещё одна «кинематографическая» работа.
— В прошлом году мы ездили на Соловки, — рассказывает Наталья. — На берегу Белого моря, в посёлке Рабочеостровск в 2005–2006 годах Павел Лунгин снимал фильм «Остров». Потрясающий — глубокий, наполненный смыслом… Специально к фильму создавались декорации — старый барак отремонтировали и переделали в церквушку.
По словам Натальи, отправляясь на Соловки, заночевать им пришлось как раз недалеко от того места. Церквушки уже не было. Но Сергей, вернувшись в Каргополь, сделал её сам. А образ отца Анатолия, которого в фильме сыграл Пётр Мамонов, в глиняной фигурке воплотила Ирина Савелова. Но это уже другая история…
Фото из архива семьи Трапезниковых и Ирины Савеловой