Мастер-планы и северный завоз: прошло заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики

Заседание провел заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Участие в совещании принял глава Поморья Александр Цыбульский

В повестку заседания госкомиссии вошли вопросы разработки программы арктического судостроения в целях обеспечения грузопотока Северного морского пути, обсуждение комплексного развития опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации, ход реализации северного завоза.

— Мы проводим очередное заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Первым вопросом рассмотрим разработку программы арктического судостроения в целях обеспечения грузопотока Северного морского пути. Это важно для укрепления экономики нашей страны и развития логистики. Работа предстоит большая, — открыл заседание Юрий Трутнев.

Строительство дополнительных крупнотоннажных судов ледового класса для эксплуатации на всем протяжении Северного морского пути под российским флагом обеспечит вывоз планируемой грузовой базы и привлечет дополнительную грузовую базу на Севморпути, в том числе для перенаправления транзитных грузов и обеспечит ее гарантированную транспортировку даже в случае ухудшения ледовых условий.

В рамках поручения Правительства России госкорпорацией «Росатом» разработана концепция программы развития на долгосрочную перспективу отечественного арктического судостроения. Документ поддержан Минпромторгом России, Минтрансом России, Минвостокразвития России. В основе концепции лежит определение уполномоченного лица, ответственного за координацию строительства арктического флота. Концепция предполагает дополнительные механизмы развития Севморпути, направленные на увеличение мощностей для строительства грузового флота, численность отечественных верфей, создание судового комплектующего оборудования российского производства, стандартизацию проектов судостроения. Такой формат взаимодействия позволит отечественным верфям нарастить соответствующие компетенции в области строительства такого типа судов.

Обсуждалось комплексное развитие опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации.

— Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поддержал инициативу по развитию опорных населенных пунктов Арктики. По сути, это распространение дальневосточного опыта на арктические территории. Сейчас эта работа находится на контроле главы государства. Проект по улучшению качества городской среды развернут в 16 городах, где проживают более 1,5 миллиона северян, — сказал Юрий Трутнев.

Для этих арктических агломераций разработаны мастер-планы. Их реализация направлена на улучшение качества среды для жизни, прирост инвестиций в основной капитал, повышение доли туристической отрасли. Как отметил первый заместитель Министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, Минвостокразвития России наряду с подготовкой и реализацией мастер-планов видит своей задачей внедрение и тиражирование лучших практик жизни на Севере. По поручению Президента России подготовлен проект такого перечня. Министерством рассмотрено более 250 предложений арктических регионов. Часть из них может быть масштабирована в ходе реализации мастер-планов.

Для 16 арктических агломераций Минвостокразвития России совместно с регионами подготовлены проекты долгосрочных комплексных планов социально-экономического развития до 2035 года. Проекты находятся на рассмотрении в федеральных органах исполнительной власти.

Отметим, что ранее мастер-план развития Архангельской агломерации был представлен на фестивале «Белый июнь».

Ранее стало известно, что мастер-план по развитию Архангельской агломерации будет представлен президенту России.

Отметим, что в Поморье завершен первый этап разработки мастер-плана Архангельской агломерации.

Разработка мастер-плана Архангельской агломерации началась с комплексного анализа территории. С 19 по 22 февраля прошел первый этап очных мероприятий в рамках разработки мастер-плана: фокус-группы, экспертные интервью с представителями исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, представителями крупных градообразующих предприятий Архангельской агломерации.

Напомним, в ходе своего декабрьского визита в Архангельскую область, президент России Владимир Путин провел в Архангельске совещание по развитию опорных населённых пунктов Арктической зоны.

Напомним, ранее федеральным правительством был утвержден Перечень опорных населенных пунктов Арктической зоны — в него вошли сразу три города Архангельской области.

Поясним, опорные города — это стратегически важные населенные пункты, господдержка которых будет осуществляться на системной основе.

Часть из этих населённых пунктов, расположенных близ месторождений полезных ископаемых, станут базой для развития минерально-сырьевых центров, обеспечивающих развитие металлургической промышленности. В других городах и районах будут реализовываться приоритетные инвестпроекты, например создание логистических центров.

Напомним, ранее стало известно, что правительством РФ утвержден Комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. В числе его положений — строительство нового моста через Кузнечиху в Архангельске и нового, глубоководного, терминала в морском порту Архангельск.

Планируется, что в ближайшее время для агломераций, вошедших в перечень, будут утверждены долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития.

Подписанное распоряжение — часть работы по исполнению поручений президента России Владимира Путина. Глава государства дал их по итогам июльского совещания, посвящённого развитию закрытых административно-территориальных образований и населённых пунктов Арктической зоны.

Напомним, что в соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента России от 26 октября 2020 года № 645, задачи по комплексному развитию населенных пунктов, в которых расположены органы или организации, выполняющие функции в области обеспечения национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике, определены приоритетными.

Отметим, по поручению президента России, перечень опорных пунктов был сформирован до 1 ноября 2023 года.

Напомним, в составлении перечня участвовали и сами регионы, которые полностью или частично входят в Арктическую зону.

В повестку вошло обсуждение хода реализации северного завоза. Соответствующий закон был принят в прошлом году.

— Закон принимался для того, чтобы жители арктических регионов получали все необходимые грузы своевременно и по более низким ценам, — подчеркнул Юрий Трутнев.

Федеральным координатором северного завоза назначено Минвостокразвития России. В субъектах определены региональные координаторы. Утверждены перечень территорий и перечень грузов северного завоза первой категории (грузы жизнеобеспечения). В отношении таких грузов регионы наделены правом вводить регулирование цен и создавать стратегический запас. Создано централизованное планирование северного завоза на федеральном уровне. На текущий год запланированный объем северного завоза составляет 4 млн тонн. Предусмотрена приоритетная перевозка грузов северного завоза на железнодорожном и морском транспорте. В рамках субсидируемых рейсов по Севморпути в Певек в приоритетном порядке было доставлено более 700 тонн продовольствия.

Особое внимание уделяется перевозкам по железной дороге. Работает оперативный штаб по мониторингу доставки социально значимых грузов с участием РЖД, Минтранса России, Минвостокразвития России, Минэнерго России и регионов. Проводится еженедельный мониторинг доставки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и исполнения плана северного завоза. Ежемесячно формируется план железнодорожных перевозок грузов жизнеобеспечения. Благодаря этому существенно снижены риски по доставке вагонов и контейнеров.

Определена опорная транспортно-логистическая инфраструктура северного завоза. Опорная сеть включает 346 объектов, необходимых для обеспечения регулярного, бесперебойного снабжения территорий северного завоза. Это 149 автомобильных дорог, 129 железнодорожных станций, 21 морской порт, 17 рек, 15 речных портов, 15 аэропортов. Сейчас рассматриваются предложения регионов о включении в перечень дополнительных объектов.

Обсуждалась работа единого морского оператора северного завоза. В июне на ПМЭФ подписано соглашение между Минвостокразвития России, Чукотским автономным округом и госкорпорацией «Росатом» о реализации в 2025 году пилотного проекта по доставке грузов на Чукотку. Согласован проект постановления о проведении пилотного проекта. В ближайшее время он будет внесен в Правительство России. В настоящее время прорабатывается вопрос расширения пилотного проекта на Архангельскую, Мурманскую, Магаданскую, Сахалинскую области, Красноярский и Камчатский край, Республику Саха (Якутия). Начата работа по созданию федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза. Она позволит автоматизировать управленческие процессы и объединит в себе функции планирования, мониторинга движения грузов и контроля исполнения.

— В Архангельской области осуществляем опережающую доставку грузов на 8 территорий — это Новая Земля, Верхнетоемский, Лешуконский, Мезенский, Приморский, Пинежский и Шенкурский округа, а также Ленский район. На сегодняшний день план выполнен на 85 процентов: фактически завезено 20,7 из 24,3 тысячи тонн грузов. Завоз ГСМ, оборудования и транспорта выполнен на 100 процентов. Осталось доставить топливно-энергетические ресурсы, продовольственные товары и лекарственные средства общим объёмом 2,8 тысячи тонн. Завершить завоз планируем к 30 октября, — написал в своём телеграм-канале губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

Напомним, в прошлом году в Архангельской области «северный завоз» завершился в октябре. Последней точкой, куда было доставлено дизельное топливо, стала деревня Пушлахта Приморского округа.

Ранее стало известно, что в России будет создана система мониторинга северного завоза.

Планируется, что ФГИС мониторинга северного завоза будет вводиться в эксплуатацию поэтапно в течение 2024–2026 годов.

С ее помощью предполагается обеспечить централизованное планирование и своевременно выявлять риски сбоя поставок тех или иных грузов, будут построены оптимальные по продолжительности и стоимости логистические маршруты доставки важных товаров, обеспечена специальная маркировка грузов северного завоза, автоматизируют сбор статистической информации.

Напомним, создание подобной информационной системы было определено федеральным законом, принятым в прошлом году.

Ранее сообщалось, что Архангельский морской торговый порт уже успешно внедряет систему цифрового порта, которая позволит обеспечить доступ поставщиков и потребителей грузов к детальной информации в реальном времени из любой точки мира: от прибытия грузов в порт до заполнения судовых трюмов, от контроля уровня топлива в автомобилях до распределения запасов на складах.

Добавим, в ноябре прошлого года Архангельская область вошла в перечень территорий северного завоза.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.