В России стартовал проект «Бессмертный флот»

Он расскажет о подвигах русского флота и наиболее значимых событиях военных действий на море
Фото предоставлено фондом «Люди моря»
Фото предоставлено фондом «Люди моря»

А запустил это проект фонд «Люди моря», чтобы увековечить память славных побед и героической гибели кораблей и судов русского флота.

В рамках проекта Фонд создает видеоролики, кратко рассказывающие о событиях, их хронологии и участниках. На ГИС-портале «Россия — от моря до моря» пользователям будут также доступны подробные исторические справки о местах боевой славы, подборки медиафайлов, документов и материалов обследований затонувших судов.

- История Военно-морского флота считается трудной для изучения темой, к которой проявляет интерес довольно узкая аудитория. Проект нацелен на расширение этой аудитории и заполнение пробелов в знаниях общественности. Радует, что наша инициатива нашла поддержку у единомышленников, которые присоединились к проекту. Надеюсь, что в дальнейшем их число будет увеличиваться, а масштаб проекта — расти, — сказала Анна Радькова, исполнительный директор Фонда «Люди моря».

Проект поддержали Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, АО «Северное морское пароходство», Красноярское краевое отделение Русского географического общества, морская инженерная компания «Фертоинг», Северный морской музей и Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова.

А первый видеоролик из цикла сюжетов посвящен гибели полярного конвоя БД-5, в состав которого входили пароход «Марина Раскова» и три сопровождающих тральщика. Вечером 12 августа вражеская подводная лодка атаковала конвой. Уцелел лишь корабль Т-116, который, приняв на борт спасенных, отправился на базу в район пролива Югорский Шар.

Трагедия унесла жизни более 370 человек и стала самым массовым случаем гибели людей во время Великой Отечественной войны в Арктике.

В 2015 году участникам Карской экспедиции удалось установить точные координаты погибших кораблей и обследовать лежащий на дне пароход «Марина Раскова». В этом же году на острове Белый была обнаружена братская могила 13 погибших участников конвоя.

Проект «Бессмертный флот» является общедоступным, каждый желающий может принять в нем участие и внести свой вклад в популяризацию истории — поделиться видеороликами на своих информационных ресурсах и страницах в социальных сетях, использовать данные в подготовке других материалов со ссылкой на источник, предложить темы для следующих сюжетов.

Видеоролики проекта «Бессмертный флот» доступны на сайте https://ludimorya.ru и в социальных сетях Фонда. Доступ к геоинформационному порталу «Россия — от моря до моря» можно получить на сайтах ludimorya.ru и gis.rmteam.ru.

Напомним, ранее в фонде «Люди моря» рассказали о завершении работ по аэрофотосъемке маяка на острове Вешняк в Белом море.

Результатом съемки станет создание 3д-модели маяка, которая будет доступна на ГИС-портале «Россия — от моря до моря».

Напомним, ранее стало известно, что легендарный Мудьюгский маяк — первый каменный маяк на Белом море теперь будет доступен в цифровом виде: его 3д-модель пополнит геоинформационный портал.

Кроме того, в цифровом формате будет доступен и затонувший в Белом море английский пароход.

Фонд «Люди моря» обследовал затонувшее судно «Детгрив» в Белом море для последующего создания цифровой 3d-модели корабля, которая будет размещена в открытом доступе на ГИС-портале «Россия — от моря до моря». Работы были проведены в рамках совместной с Русским географическим обществом (РГО) экспедиции «Помни войну».

Сотрудники морской инженерной компании «Фертоинг» в интересах Фонда «Люди моря» подтвердили координаты нахождения судна и выполнили его обследование с помощью многолучевого эхолота.

Судно длиной 64 метра было обнаружено РГО в 2018 году. Годом позже во время обследования водолазы Центра подводных исследований РГО обнаружили в трюме груз леса, что помогло идентифицировать находку как «Детгрив», английский пароход конца XIX — начала XX века.

Информации о корабле немного. Согласно документам, пароход потерпел крушение у острова Вишняк в 1911 году, когда доставлял груз леса из Архангельска во Францию. Экипаж успел благополучно выбраться на берег, о дальнейших событиях неизвестно. Судно лежит на глубине 30 метров в 5,5 милях от предполагаемых координат гибели.

Научно-исследовательская экспедиция, которая проходит при поддержке Гидрографической службы Северного флота ВМФ России, направлена на поиск, уточнение местонахождения и обследование кораблей и судов, затонувших в разное время.

Ранее стало известно, что по результатам подводных исследований будет создана 3D-модель затонувшего на глубине порядка 45 метров в Горле Белого моря норвежского парохода «Лисакер».

Впервые норвежский пароход «Лисакер» был обнаружен специалистами Центра подводных исследований Русского географического общества в 2018 году. По имеющимся данным, судно погибло в Горле Белого моря 23 июня 1915 года, подорвавшись на немецкой якорной мине, когда следовало из Англии в Архангельск. Взрывом корпус разорвало на две части, которые находятся на глубине около 45 метров на расстоянии друг от друга. В носу расположены два грузовых трюма, заполненные углем.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.