Фонд «Люди моря» провел аэрофотосъемку маяка и створных башен, расположенных на острове Мудьюг. Результаты съемки будут использованы для создания 3d-моделей навигационных объектов, которые войдут в базу ГИС-портала «Россия — от моря до моря».
Исполнителем аэрофотосъемочных работ в рамках совместной экспедиции Фонда «Люди моря» и Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» выступила морская инженерная компания «Фертоинг».
ГИС-портал «Россия — от моря до моря» представляет собой интерактивную карту, на которой отмечены географические открытия, найденные затонувшие суда, навигационные сооружения и памятники культурного наследия с описанием, историческими фактами и медиафайлами, рассказали в Фонде «Люди моря»
Мудьюгский маяк построен в 1834 году и с тех пор бесперебойно указывает путь морякам на подходе к Архангельску. Два створных деревянных знака впервые установили на западном берегу острова в 1818 году.
За более чем двести лет створные знаки несколько раз были разрушены и построены заново. В настоящее время на острове установлены современные навигационные сооружения, которые показывают направление фарватера, ведущего в устье Северной Двины.
Предпосылкой к созданию каменного маяка в юго-восточной части Двинской губы стал указ императора Николая I от 1827 года, согласно которому было сформировано управление генерал-гидрографа. С этого момента начались регулярные гидрографические работы и научные экспедиции на Белом и Баренцевом морях. Были определены наиболее опасные в навигационном отношении места, где рекомендовалось установить маяки. В число таких мест вошел и остров Мудьюг.
Кроме того, в цифровом формате будет доступен и затонувший в Белом море английский пароход.
Фонд «Люди моря» обследовал затонувшее судно «Детгрив» в Белом море для последующего создания цифровой 3d-модели корабля, которая будет размещена в открытом доступе на ГИС-портале «Россия — от моря до моря». Работы были проведены в рамках совместной с Русским географическим обществом (РГО) экспедиции «Помни войну».
Сотрудники морской инженерной компании «Фертоинг» в интересах Фонда «Люди моря» подтвердили координаты нахождения судна и выполнили его обследование с помощью многолучевого эхолота.
Судно длиной 64 метра было обнаружено РГО в 2018 году. Годом позже во время обследования водолазы Центра подводных исследований РГО обнаружили в трюме груз леса, что помогло идентифицировать находку как «Детгрив», английский пароход конца XIX — начала XX века.
Информации о корабле немного. Согласно документам, пароход потерпел крушение у острова Вишняк в 1911 году, когда доставлял груз леса из Архангельска во Францию. Экипаж успел благополучно выбраться на берег, о дальнейших событиях неизвестно. Судно лежит на глубине 30 метров в 5,5 милях от предполагаемых координат гибели.
Научно-исследовательская экспедиция, которая проходит при поддержке Гидрографической службы Северного флота ВМФ России, направлена на поиск, уточнение местонахождения и обследование кораблей и судов, затонувших в разное время.
Ранее стало известно, что по результатам подводных исследований будет создана 3D-модель затонувшего на глубине порядка 45 метров в Горле Белого моря норвежского парохода «Лисакер».
Впервые
норвежский пароход «Лисакер» был
обнаружен специалистами Центра подводных
исследований Русского географического
общества в 2018 году. По имеющимся данным,
судно погибло в Горле Белого моря 23 июня
1915 года, подорвавшись на немецкой якорной
мине, когда следовало из Англии в
Архангельск. Взрывом корпус разорвало
на две части, которые находятся на
глубине около 45 метров на расстоянии
друг от друга. В носу расположены два
грузовых трюма, заполненные углем.