Совсем недавно старший государственный инспектор Национального парка «Онежское Поморье», охотовед Павел Футоран нашёл на мысе Заяцкий кирпичи с любопытными клеймами.
На одном нанесено клеймо шотландского кирпичного завода. Откуда они появились на мысе Заяцкий?
Как сообщили в музее «Кирпичная библиотека» Ростов-на-Дону такие кирпичи изготавливали на заводе Dykehead Firebrick Works в местности Дайкхед района Боннибридж Шотландского округа Стерлинг. Начало разработки запасов глины приходится на середину 1800-х годов. Конечно, привозить кирпичи из Шотландии на Онежский полуостров было бы весьма затратно, но этот вопрос ещё предстоит выяснить.
На ещё одном найденном кирпиче близ Унского лесозавода клеймо ППР — что это значит, пока остаётся загадкой. И ещё один обнаруженный там кирпич отмечен клеймом, начинающимся с букв БОР.
Сотрудники национального парка и активисты продолжают буквально по кирпичикам собирать историю Унского лесозавода, которая будет отражена в экспозиции в рамках проекта «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья».
Напомним, на мысе Заяцком (сейчас это территория национального парка «Онежское Поморье») до середины прошлого века работал Унский лесозавод.
Пиломатериалы из моребойного леса и леса, заготовленного на Вёжменском лесопункте, отправляли на баржах в Архангельск, а потом за границу.
Когда-то при лесозаводе в три смены работали две пилорамы, были амбары, помещения для механической и пилоставной мастерских, производственный бассейн, элеватор для подачи брёвен в цеха. Сейчас от инфраструктуры завода остались по большому счёту три паровые машины — локомобили, залив для плотов и фрагменты кирпичных стен цеха.
Благодаря проекту Ассоциации «Клуб друзей Кенозерского национального парка» «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья», поддержанного Благотворительным фондом Владимира Потанина, будут собраны материалы для будущего индустриально-мемориального парка, где с помощью информационных стендов и арт-объектов можно будет узнать об истории Унского лесозавода и судьбах его работников.
Также по
итогам научно-исследовательских
экспедиций специалисты разработают
меры по сохранению сохранившихся на
месте завода паровых двигателей
(локомобилей), кирпичных стен цехов и
другой инфраструктуры, рассказали в
пресс-службе национального парка
«Онежское Поморье».
На сегодняшний день в рамках работы над проектом в архиве Приморского района удалось выявить имена 250 человек, работавших на Унском лесозаводе в 1940-е и 1950-е годы. Это и местные жители, и спецпереселенцы, и вольнонаёмные из разных регионов страны.
— Этот список интересен тем, что там есть фамилии, которые не вошли в книгу о спецпереселенцах «Излом», которая была выпущена Парком в 2024 году.
Также выявлены фамилии учителей и врачей, которые работали в посёлке Унского лесозавода. Поэтому данные будут дополнены, и мы выпустим вторую редакцию книги. А ещё, интересны обнаруженные материалы о работе школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) Севлесрыбтреста при Унском лесозаводе. В конце 1940-х годах в школе обучались студенты по специальностям бондарь-ручник и судовой плотник. Кроме обязательных предметов учащимся преподавали военное дело, физкультуру и политподготовку, — рассказала старший научный сотрудник отдела изучения и интерпретации культурного наследия ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» Яна Харитонова.
Напомним,
впервые идея о создании
индустриально-мемориального комплекса,
который будет рассказывать гостям
заповедной территории, через какие
перипетии пришлось пройти жителям этих
мест в непростые годы первой половины
XX века, появилась после экспедиции
РГО «Лоция Белого моря 100 лет спустя»,
которая прошла по территории
национального парка.
Тогда исследователям удалось слегка приоткрыть тайна происхождения Унского лесозавода в «Онежском Поморье».