Подведены итоги премии «Чистая книга»

В этом году на рассмотрение экспертов было представлено 84 заявки из 32 регионов России и одна из Республики Беларусь
Фото предоставлено библиотекой имени Добролюбова

Премия имени Фёдора Абрамова всероссийской стала в 2019 году, до этого у неё был областной статус. Учредители премии — правительство Архангельской области, Российский книжный союз и Союз писателей России. Оператором выступает Архангельская областная библиотека имени Добролюбова.

Об особенностях нынешнего, третьего, сезона премии сегодня говорят эксперты.


«Мой совет столичным издателям: идите на Север»

Сергей Шаргунов, председатель экспертного совета премии «Чистая книга»:

Фото предоставлено библиотекой имени ДобролюбоваФото предоставлено библиотекой имени Добролюбова

— Рад, что вновь премия «Чистая книга» вбирает в себя настоящую литературу. Правильно, что признанные писатели соревнуются с писателями гораздо менее известными, публикующимися в региональных издательствах. Уровень северных литераторов высок, и созданная в провинции литература о провинции очень хороша.

Отдельно обрадовали исследовательские работы архангельских журналистов — Сергея Доморощенова о Степане Писахове (12+) и Николая Васильева о Николае Рубцове (12+), — а также лирическая проза сыктывкарского журналиста Игоря Иванова. Яркое впечатление — документальная семейная сага «Склонен к побегу» (16+)о жизни Марка Живило, красноярского художника, фронтовика, узника ГУЛАГа, подготовленная его родными.

Мой совет столичным издателям: идите на Север.

Но это и совет пишущим, который хочется произнести вслед за Юрием Казаковым, москвичом, влюбившимся в эти пространства, героем книги, над которой сейчас работаю.

Здесь рождается — или продолжается — настоящая, живая, полноценная русская литература.



«Доказательство полноты литературной жизни регионов России»

Елена Галимова, член экспертного совета премии «Чистая книга», доктор филологических наук, литературный критик:


Фото предоставлено библиотекой имени ДобролюбоваФото предоставлено библиотекой имени Добролюбова

— Работать в экспертном совете и интересно, и трудно. Трудно не только потому, что нужно за довольно короткий период прочитать почти нереальное количество произведений, но и потому, что чтение это далеко не всегда приносит радость. К сожалению, проходных текстов, малоталантливых авторов немало даже среди претендующих на всероссийскую премию. И тем большее удовлетворение испытываешь, когда знакомишься с по‑настоящему достойными произведениями.

В этот раз эксперты при определении победителей в обеих номинациях проявили почти полное единодушие. Надеюсь, что и читатели подтвердят закономерность сделанного нами выбора.

Документальный роман Василия Авченко «Красное небо. Невыдуманные истории о земле, огне и человеке летающем» (16+) произвёл на меня очень сильное впечатление благодаря своей, без преувеличения можно сказать, уникальности. Эта уникальность определяется сочетанием богатейшего содержания и естественности, непринуждённости повествования при сложной, поистине виртуозной композиции, когда отдельные, казалось бы, несвязанные между собой события, эпизоды, судьбы оказываются переплетены в едином причудливом узоре жизни, в совокупности своей создавая картину эпохи, её особую атмосферу.

Книга Авченко — кладезь сведений об истории отечественной авиации, и не только — ещё и о Корейской войне 1950‑х годов, и о Дальнем Востоке, о множестве судеб, связанных с этими краями, включая Александра Фадеева и род Матвеевых. Сквозным сюжетом-судьбой, нитью, связывающей между собой отдельные самостоятельные сюжеты, становится судьба лётчика Льва Колесникова. 

С этим героем связана и основная мысль автора: в любом направлении человеческой созидательной деятельности важны усилия всех, не только героев и гениев, не только тех, чьи имена остаются в памяти потомков: «Авиация жива не только Чкаловыми и Кожедубами, литература — не только Пушкиными и Шолоховыми. Чтобы появился гений, нужны сотни талантов и тысячи посредственностей. Каждый триумфатор должен помнить, что он стоит на плечах и гигантов, и забытых неудачников, без которых не мог бы состояться». 

То есть в этой книге есть всё, что свидетельствует о писательском мастерстве: и множество важных и интересных сведений, и живое, образное авторское повествование, и художественная цельность, и философия. Для меня этот автор стал открытием.

Творчество другого писателя, также ставшего лауреатом премии в номинации «Современная проза», Романа Сенчина, давно знакомо, думаю, большинству читателей. С начала ХХI века его произведения включаются в современный литературный процесс и занимают в нём заметное место. Для меня знакомство с прозой Сенчина началось с романа «Елтышевы» (16+) и последовавшего за ним романа «Зона затопления» (16+). На «Чистую книгу» был номинирован сборник малой прозы Романа Сенчина «Остановка. Неслучившиеся истории». В книгу вошла повесть «Золотые долины» и два цикла рассказов — «На будущее» и «С пустыми вёдрами».

Мне очень близка авторская позиция, какой она видится в этом сборнике, отношение писателя к людям и к жизни, его повествовательная манера, интонация. Во всех произведениях зримо и очевидно проступают реалии нашей сегодняшней жизни, в которой, особенно если речь идёт о провинции, многое определяется последствиями исторических потрясений, постперестроечной разрухой. При этом, ничего не приукрашивая и не замалчивая, писатель и не впадает в «чернуху», не делает своих героев и их жизненные ситуации депрессивно-безнадёжными. Это жёсткая, но не жестокая проза. 

Это портрет эпохи, и не приукрашенный, и в то же время не шаржированный, при этом выполненный мастерски, с необходимой глубиной перспективы, с подтекстовыми и контекстуальными смыслами. Талантливая проза, убедительная во всех отношениях.

Перспективным и очень интересным представляется мне молодой критик Иван Родионов, ставший обладателем премии в номинации «Литературная критика» за книгу «На дно, к звёздам. Заметки об отечественной литературе 2019–2023».

Знакомясь с работами, представленными в этой номинации, эксперты столкнулись с весьма серьёзной проблемой: литературная критика — это быстрый, актуальный отклик на события текущего литературного процесса, она живёт в периодике, в наше время — часто в сетевых изданиях. Отдельные книги критики издают редко, а когда издают, актуальность успевает ослабеть, и издания переходят в разряд историко-литературных. И сама по себе литературная критика как особая область литературного творчества существует в широком диапазоне жанровых форм — от почти академически литературоведческих статей до кратких оценочных аннотаций. Понятно, что первые интересны прежде всего профессионалам, специалистам, литераторам и редко интересуют широкого читателя, вторые могут содержать слишком мало и к тому же слишком субъективной информации. 

На мой взгляд, Ивану Родионову удалось в своих практически моментальных откликах на явления современной литературы соединить глубину прочтения текстов, профессионализм и яркость, доступность, увлекательность изложения. Его рецензии лаконичны и ярки. Будучи опубликованные в Интернете и выполнившие при этом важную задачу — сориентировать читателя в книжном море, при объединении в сборник они обрели и ещё одну роль: показали если не весь (что, конечно, невозможно для одного критика), то весьма широкий спектр литературного процесса 2019–2023 годов: Родионов пишет и о прозе, и о поэзии, и о произведениях нон-фикшн. Автор привлёк меня тем, что он сумел соединить современную, лаконичную, динамичную форму осуществления своих аннотаций и рецензий с глубиной и широтой знаний, мощной эрудицией, хорошим вкусом и чувством такта, столь редким, честно говоря, у молодых критиков-блогеров. Книга как своего рода лоция по‑настоящему полезна читателям — наверное, это главное.

Порадовало и единодушие экспертов в определении победителей в специальных номинациях. Николай Васильев с книгой о творчестве Николая Рубцова «С ней люблю, негодую и плачу» закономерно и заслуженно отмечен премией «За подвижническую деятельность по изучению и пропаганде литературы Русского Севера». Действительно, Николай Павлович известен не одному поколению писателей и читателей-северян, и не только северян, как настоящий подвижник. Что касается его книги о поэзии Николая Рубцова, то её отличает особая, если можно так сказать, «выношенность», складывавшееся и эволюционировавшее на протяжении десятилетий личностное отношение к стихам Рубцова и внимательное, тонкое и точное их прочтение.

Прозаик Наталья Мелёхина со сборником рассказов «Перевал Волкова» получила специальную премию с формулировкой «За сохранение и развитие традиций деревенской прозы». Творчество Мелёхиной привлекло внимание экспертов ещё в первом премиальном сезоне. Тогда её сборник рассказов «Железные люди» вошёл в короткий список. Если говорить о современных прозаиках нашего края, Русского Севера, то имя Натальи Мелёхиной — в числе имён наиболее перспективных и интересных авторов.

Отмечу ещё, что порадовала география «Чистой книги» — 2024: Василий Авченко — Владивосток, Роман Сенчин родом из Кызыла, многие годы жил в Сибири и на Урале, Иван Родионов — город Камышин Волгоградской области, Николай Васильев — Вельский район Архангельской области, Наталья Мелёхина — Вологда. По-моему, уже это — очень хороший результат этого премиального сезона, доказательство полноты литературной жизни разных регионов России.


«Чистая книга»: кто победил

Экспертный совет определил победителей третьего сезона Всероссийской литературной премии имени Фёдора Абрамова.

В номинации «Современная проза»

Василий Авченко за документальный роман «Красное небо. Невыдуманные истории о земле, огне и человеке летающем» (16+);

Роман Сенчин за сборник малой прозы «Остановка. Неслучившиеся истории» (16+).

В номинации «Литературная критика»

Иван Родионов за книгу «На дно, к звёздам. Заметки об отечественной литературе 2019–2023» (16+).

Специальной премии «За сохранение и развитие традиций деревенской прозы» удостоена Наталья Мелёхина за сборник рассказов «Перевал Волкова» (12+).

Специальную премию «За подвижническую деятельность по изучению и пропаганде литературы Русского Севера» получил Николай Васильев за книгу «С ней люблю, негодую и плачу», сборник эссе, посвященный творчеству Николая Рубцова (12+).


Торжественная церемония награждения победителей состоится в Архангельске, на книжном фестивале «Белый июнь». Книги победителей и всех остальных участников премии можно взять почитать в Добролюбовке.

Стоит напомнить, что так называемый «короткий список» литературной премии «Чистая книга» был обнародован в январе этого года.

Напомним, ранее на заседании оргкомитета премии имени Фёдора Абрамова из 85 заявок, поступивших на его рассмотрение, в длинный список попали 48 произведений.

Напомним, что Всероссийская литературная премия имени Фёдора Абрамова «Чистая книга» была возрождена в 2019 году. Её учредители — губернатор Архангельской области, Российский книжный союз и Общероссийская общественная организация «Союз писателей России». Оператор — Архангельская областная библиотека имени Добролюбова.

Первые награды обновлённой премии были вручены в 2020 году во время торжеств, посвящённых столетию со дня рождения Фёдора Абрамова. Тогда в номинации «Современная проза» жюри присудило две премии — Владимиру Личутину за роман «В ожидании Бога» и Дмитрию Новикову за роман «Голомяное пламя». В номинации «Литературная критика» премию получил Андрей Рудалёв за книгу «Четыре выстрела: писатели нового тысячелетия».


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина СОСНОВСКАЯ