В прошлом году 70 предметов из коллекции «Малых Корел» получили новую жизнь

Наиболее сложной и интересной была работа над восстановлением икон XVII и XIX веков
Фото: пресс-служба музея-заповедника «Малые Корелы»
Фото: пресс-служба музея-заповедника «Малые Корелы»

В 2023 году художники-реставраторы музея-заповедника «Малые Корелы» отреставрировали и законсервировали 70 предметов основного фонда.

По словам главного хранителя Марины Григорьевой, наиболее интересные и сложные в работе предметы — иконы «Иоанн Предтеча» XVII века и «Образ Преподобного отца нашего Антония Сийского чудотворца» второй половины XIX века, а также коротёна второй половины XIX века и расписной сундук рубежа XIX–XX веков.

При поступлении на реставрацию икона «Иоанн Предтеча» с окладом находилась под потемневшей многослойной олифой с утратами живописи и механическими повреждениями от оклада. После полного раскрытия живописи художником-реставратором станковой темперной живописи Ириной Светоносовой стало возможным уточнить время создания произведения: икона написана в 1660-1680 годы в селе Холмогоры Архангельской губернии, оттуда в 1986 году икона поступила в музейный фонд «Малых Корел».

Интересным фактом в ходе реставрации иконы «Образ Преподобного отца нашего Антония Сийского чудотворца» с окладом стало открытие изображения святого Антония — основателя Свято-Троицкого Сийского монастыря с надписью на окладе «Св.Пр.Трифонъ Печ.» (святой преподобный Трифон Печенгский), которая не совпадает с живописным образом.

Коротёна — элемент женского праздничного костюма — поступила в музей-заповедник из Лудского посада Архангельского уезда Архангельской губернии. Известно имя её последней владелицы — это местная жительница Домна Ивановна Тюкова. В процессе работы художник-реставратор произведений из ткани Людмила Григорьева удалила загрязнения и пятна, продезинфицировала картонные и бумажные прокладки, устранила их деформацию, укрепила отставание бити в позументе, разрывы и утраты ситца, очистила от коррозии металлические крючки и петли.

Художник-реставратор произведений из дерева Вера Чекина выполнила работы по удалению следов позднего бытового ремонта и загрязнений с росписи сундука, очистила от коррозии металлические полосы, восполнила утраты основы, тонировала потёртости красочного слоя и реставрационных дорезок, нанесла защитное реставрационное покрытие. До середины мая этот сундук посетители музея-заповедника «Малые Корелы» могут увидеть на выставке «Ларь, сундук, шкатулка», которая работает в выставочном зале (Каргопольско-Онежский сектор), напомнили в пресс-службе музея-заповедника.

Фото: пресс-служба музея-заповедника «Малые Корелы»
Фото: пресс-служба музея-заповедника «Малые Корелы»

Кроме того, в прошлом году 5 музейных предметов из коллекции «Керамика, стекло» и «Металл» отреставрированы в Архангельском филиале ВХНРЦ им. ак. И. Э. Грабаря. Наиболее ценные из них — шкатулка рубежа XIX–XX веков и супница первой половины ХХ века производства фарфорового завода «Rosenthal» (Германия).

— Консервация и реставрация музейных предметов требуют профессионализма, — подчеркнула Марина Григорьева. — Художники-реставраторы сохраняют культурное наследие, дают предметам новую жизнь и возможность для публикации и демонстрации нашим посетителям.

Добавим, что в течение 2023 года в основной фонд музея-заповедника «Малые Корелы» поступило более 100 предметов.

В настоящее время в нём хранится 27,5 тысячи предметов, представляющих историко-культурную и музейную ценность. Это собрания источников по традиционной культуре крестьянства Русского Севера XVI — н. ХХ вв.: элементы северного народного костюма и лоскутное шитьё, предметы храмовой и домовой иконописи, колокола и церковная утварь, меднолитая пластика, книги кирилловского шрифта и рукописные книги, крестьянские промысловые суда, сухопутные средства передвижения, крестьянская бытовая и хозяйственная утварь и другие предметы, а также собрание предметов быта губернского города, которые бытовали и в крестьянской среде благодаря влиянию городской культуры.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.