Своими руками
В Каргопольском
музее задумали создать уникальное
пространство, в котором люди смогут
знакомиться с местными традициями
деревянного судостроения и даже учиться
делать деревянные лодки своими руками.
Благодаря новому проекту музея «Жить
и лодки шить», такое пространство обещает
появиться уже в этом году.
В декабре
проект победил в конкурсе программы
«Музеи Русского Севера» благотворительного
фонда «Доброта Севера» и получил грант
на реализацию. Он включает в себя создание
в Каргополе новой культурной площадки,
целиком посвящённой традиционным
лодкам, которая будет в том числе лодочной
мастерской, и проведение там первой
серии занятий для подростков.
Автор проекта
— местный активист, заведующая сектором
музея по обеспечению сохранности
объектов культурного наследия Татьяна
Коробова.
— Ни в нашем
Каргопольском музее, ни в других музеях
Архангельской области до сих пор нет
специализированного пространства,
посвящённого традиционным лодкам, и
даже если есть отдельные экспозиции,
как, например, в Северном морском музее
в Архангельске, нет места, где можно
было бы передавать опыт деревянного
судостроения от старшего поколения. В
этом смысле мы будем первооткрывателями,
— рассказывает Татьяна.
При этом
задача проекта, по её словам, — не только
познакомить интересующихся с азами
плотницкого мастерства в судостроении.
— До середины
ХХ века река Онега имела для нашего
города огромное значение. На её берегах
всегда было много деревянных лодок и
различных построек, связанных с
судоходством. Это огромный пласт нашей
культуры. И наша задача — приоткрыть
эту исчезнувшую «речную» культуру, —
отмечает автор проекта. — Мы хотели бы
подойти к этому комплексно и задействовать
ресурсы нашего музея, так как здесь в
фондах хранится достаточно много
артефактов, которые можно было бы
использовать в работе площадки-мастерской.
До этого к
теме традиционного судостроения в
Каргопольском музее обращались более
20 лет назад. В 2000 году сотрудники музея
Наталья и Денис Тормосовы организовали
экспедицию по реке Онеге под названием
«Онежский водный путь». На лодках-каргополках,
сшитых мастером Петром Ивановичем
Пономарёвым, они прошли всю Онегу до
Белого моря.
Всем миром
О том, что
интерес к теме традиционного судостроения
в Каргополе есть, Татьяна говорит
уверенно. Рассказывает, как провели
опрос среди местных жителей про отношение
к идее новой площадки. При этом предлагали
разные варианты ответов, начиная от
«Пройду мимо, неинтересно» до «Готов
принять участие в строительстве лодки».
И многие выразили живой интерес. Более
того, опрос показал, что девушки-подростки
и женщины среднего возраста наряду с
мужчинами хотели бы посещать мастер-классы
мастерской по строительству лодок, если
бы она имелась…
Мастерскую
предстоит построить с нуля. Место уже
выбрано — оно в самом центре Каргополя,
недалеко от реки Онеги, в районе Гостиного
двора.
— Строительные
материалы мы приобретём на средства
гранта, а вот в труде строительства
надеемся на силы местного сообщества,
— рассказывает Татьяна. — Средства, к
сожалению, ограничены. А ведь нам нужно
будет ещё приобрести инструмент для
оснащения мастерской, привлечь
мастеров-профессионалов для проведения
занятий по строительству традиционных
лодок, подготовить информационные
материалы. Конечно, сотрудники нашего
музея вызвались помогать в первую
очередь. Но, можно сказать, мы надеемся,
что нам помогут всем миром.
Что за здание
будет у мастерской, пока не определено,
— его ещё предстоит спроектировать.
Кстати, проект будет разрабатывать сама
Татьяна. По специальности она архитектор.
— Есть
несколько идей, но в целом мы ориентируемся
на образ эллинга, или лодочного амбара,
которые были очень распространены и на
Русском Севере, и в Скандинавии, —
говорит Татьяна. — Скорее всего, сначала
это будет летнее сооружение, а в будущем
его можно будет утеплить и использовать
круглогодично.
Согласно
срокам проекта, появится необычный
«лодочный амбар» уже к лету…
— Сроки
проекта, на который мы получили грант,
— март — ноябрь 2024 года, но при
благоприятных условиях проект в более
широком смысле сможет развиваться и
дальше, — отмечает Татьяна.
Из уст мастеров
Если не
ограничиваться планами в рамках нынешнего
проекта, Татьяна видит новую площадку
не только местом, где можно поработать
плотницким инструментом.
— Мне
хотелось бы видеть это пространство
новой культурной локацией города, потому
что, хотя у нас есть и музей, и
музейно-выставочный центр, и замечательная
библиотека, и центр культурного развития,
та история, которая связана с рекой, на
которой стоит город, никак не раскрыта.
В этом новом пространстве как раз и
можно было бы показать эту историю, —
рассуждает она.
Поэтому
помимо «основных» мероприятий — занятий
по освоению плотницкого инструмента,
практикумов по работе с деревом и
строительству лодок традиционных видов
— Татьяна мечтает проводить на новой
площадке и другие культурные мероприятия,
связанные с темой реки и традиционного
судостроения: лекции, видеопоказы,
экскурсии. Планируется отвести площадь
и для устройства выставок. Пускай они
будут небольшие, но через них можно
будет рассказывать и о реке Онеге, и о
видах судов, которые по ней ходили, и о
мастерах-лодочниках из Каргополя и
окрестностей.
— Есть очень
много тем и направлений, которые можно
развить в рамках этого проекта, — считает
Татьяна. — Также хотелось бы пригласить
интересных людей, связанных с деревянным
судостроением. Это могут быть, к примеру,
наши коллеги из Товарищества поморского
судостроения, которые построили уже не
один карбас, или опытные яхтсмены, или
путешественники, которые ходили по
рекам Севера и готовы об этом рассказать.
При этом в
первую очередь в проект надеются вовлечь
знающих людей из числа местных жителей.
Оказывается, в Каргополе и окрестностях
ещё есть мастера, которые помнят, как
строить лодки, и даже те, кто по сей день
занимается их строительством.
— К сожалению,
все наши мастера уже немолодого возраста.
Старейшему из тех, кого мы знаем, Петру
Ивановичу Пономарёву в этом году
исполнилось 96 лет, — рассказывает
Татьяна. — Но, например, у Петра Ивановича
уникальный опыт: он всю жизнь строил
лодки. Кроме того, он делает макеты
лодок, и у него есть своя коллекция
макетов. Или вот взять мастера Василия
Борисовича Екимова. Специально для
нашей выставки «В отражении Тихманьги»
он изготовил лодку-осиновку по уникальной
технологии, когда древесина распаривается.
Я считаю, такое мастерство не должно
быть утрачено. Кстати, Василий Борисович
очень рад возможности познакомить всех
желающих со своим ремеслом и уже
согласился участвовать в нашем проекте.
Сшивая
поколения
В будущем
Татьяна надеется собрать на новой
площадке коллекцию традиционных лодок
старой постройки и связанных с ними
предметов и устроить открытую экспозицию.
Участок позволяет это сделать. Кстати,
в некоторых регионах такие экспозиции
уже существуют.
— В своё
время деревянные лодки очень быстро
сменились на металлические, но если
копнуть, деревянное наследие живо, —
уверена Татьяна. — Не так давно нам
предлагали забрать одну из таких лодок
в селе Троица, что недалеко от Каргополя.
Это была двойная лодка-долблёнка. Хозяева
продали дом, и она осталась просто на
берегу. Но её было достаточно сложно
вытащить, и первая попытка не удалась.
Осенью прошлого года мы приехали в
Троицу снова попробовать. К сожалению,
лодки уже не оказалось на месте: скорее
всего, высокая вода унесла её дальше по
течению. Впрочем, мы надеемся, что она
ещё найдётся. Надеемся обнаружить и
другие. От многих приходилось слышать,
что старые лодки и связанные с ними
предметы ещё хранят в семьях. Может
быть, кто‑то будет готов подарить
нам что‑то в коллекцию. Мы будем
только рады.
Кстати, совсем
недавно, в январе, музею преподнесли в
подарок «свежую» лодку, построенную по
технологии лодки-каргополки. Её изготовили
участники образовательного проекта
«Сшивая поколения», поддержанного
Президентским фондом культурных
инициатив, — энтузиасты и практикующие
мастера-лодочники из Архангельской,
Московской и Ярославской областей. Цель
этого проекта та же — попытаться
сохранить знание о традициях судостроения.
Ещё одной
задачей проекта Татьяна видит научное
изучение традиционного судостроения
на Каргополье, включая изучение семейных
историй мастеров и их наследия.
— Исследователя,
который бы целенаправленно занимался
изучением деревянного судостроения, у
нас в музее не было. И будем надеяться,
что мы откроем это новое направление
музейной деятельности, — говорит
Татьяна.