04.02.2024 15:00

В Каргополе появится мастерская деревянного судостроения

Проект уникального пространства создан силами сотрудников Каргопольского музея
Фото: Татьяна Коробова
Фото: Татьяна Коробова
Фото: Татьяна Коробова

Своими руками

В Каргопольском музее задумали создать уникальное пространство, в котором люди смогут знакомиться с местными традициями деревянного судостроения и даже учиться делать деревянные лодки своими руками. Благодаря новому проекту музея «Жить и лодки шить», такое пространство обещает появиться уже в этом году.

В декабре проект победил в конкурсе программы «Музеи Русского Севера» благотворительного фонда «Доброта Севера» и получил грант на реализацию. Он включает в себя создание в Каргополе новой культурной площадки, целиком посвящённой традиционным лодкам, которая будет в том числе лодочной мастерской, и проведение там первой серии занятий для подростков.

Автор проекта — местный активист, заведующая сектором музея по обеспечению сохранности объектов культурного наследия Татьяна Коробова.

Фото: Татьяна КоробоваФото: Татьяна Коробова

— Ни в нашем Каргопольском музее, ни в других музеях Архангельской области до сих пор нет специализированного пространства, посвящённого традиционным лодкам, и даже если есть отдельные экспозиции, как, например, в Северном морском музее в Архангельске, нет места, где можно было бы передавать опыт деревянного судостроения от старшего поколения. В этом смысле мы будем первооткрывателями, — рассказывает Татьяна.

При этом задача проекта, по её словам, — не только познакомить интересующихся с азами плотницкого мастерства в судостроении.

— До середины ХХ века река Онега имела для нашего города огромное значение. На её берегах всегда было много деревянных лодок и различных построек, связанных с судоходством. Это огромный пласт нашей культуры. И наша задача — приоткрыть эту исчезнувшую «речную» культуру, — отмечает автор проекта. — Мы хотели бы подойти к этому комплексно и задействовать ресурсы нашего музея, так как здесь в фондах хранится достаточно много артефактов, которые можно было бы использовать в работе площадки-мастерской.

До этого к теме традиционного судостроения в Каргопольском музее обращались более 20 лет назад. В 2000 году сотрудники музея Наталья и Денис Тормосовы организовали экспедицию по реке Онеге под названием «Онежский водный путь». На лодках-каргополках, сшитых мастером Петром Ивановичем Пономарёвым, они прошли всю Онегу до Белого моря.

Всем миром

О том, что интерес к теме традиционного судостроения в Каргополе есть, Татьяна говорит уверенно. Рассказывает, как провели опрос среди местных жителей про отношение к идее новой площадки. При этом предлагали разные варианты ответов, начиная от «Пройду мимо, неинтересно» до «Готов принять участие в строительстве лодки». И многие выразили живой интерес. Более того, опрос показал, что девушки-подростки и женщины среднего возраста наряду с мужчинами хотели бы посещать мастер-классы мастерской по строительству лодок, если бы она имелась…

Мастерскую предстоит построить с нуля. Место уже выбрано — оно в самом центре Каргополя, недалеко от реки Онеги, в районе Гостиного двора.

— Строительные материалы мы приобретём на средства гранта, а вот в труде строительства надеемся на силы местного сообщества, — рассказывает Татьяна. — Средства, к сожалению, ограничены. А ведь нам нужно будет ещё приобрести инструмент для оснащения мастерской, привлечь мастеров-профессионалов для проведения занятий по строительству традиционных лодок, подготовить информационные материалы. Конечно, сотрудники нашего музея вызвались помогать в первую очередь. Но, можно сказать, мы надеемся, что нам помогут всем миром.

Что за здание будет у мастерской, пока не определено, — его ещё предстоит спроектировать. Кстати, проект будет разрабатывать сама Татьяна. По специальности она архитектор.

— Есть несколько идей, но в целом мы ориентируемся на образ эллинга, или лодочного амбара, которые были очень распространены и на Русском Севере, и в Скандинавии, — говорит Татьяна. — Скорее всего, сначала это будет летнее сооружение, а в будущем его можно будет утеплить и использовать круглогодично.

Согласно срокам проекта, появится необычный «лодочный амбар» уже к лету…

— Сроки проекта, на который мы получили грант, — март — ноябрь 2024 года, но при благоприятных условиях проект в более широком смысле сможет развиваться и дальше, — отмечает Татьяна.

Из уст мастеров

Если не ограничиваться планами в рамках нынешнего проекта, Татьяна видит новую площадку не только местом, где можно поработать плотницким инструментом.

— Мне хотелось бы видеть это пространство новой культурной локацией города, потому что, хотя у нас есть и музей, и музейно-выставочный центр, и замечательная библиотека, и центр культурного развития, та история, которая связана с рекой, на которой стоит город, никак не раскрыта. В этом новом пространстве как раз и можно было бы показать эту историю, — рассуждает она.

Поэтому помимо «основных» мероприятий — занятий по освоению плотницкого инструмента, практикумов по работе с деревом и строительству лодок традиционных видов — Татьяна мечтает проводить на новой площадке и другие культурные мероприятия, связанные с темой реки и традиционного судостроения: лекции, видеопоказы, экскурсии. Планируется отвести площадь и для устройства выставок. Пускай они будут небольшие, но через них можно будет рассказывать и о реке Онеге, и о видах судов, которые по ней ходили, и о мастерах-лодочниках из Каргополя и окрестностей.

Фото: Татьяна КоробоваФото: Татьяна Коробова

— Есть очень много тем и направлений, которые можно развить в рамках этого проекта, — считает Татьяна. — Также хотелось бы пригласить интересных людей, связанных с деревянным судостроением. Это могут быть, к примеру, наши коллеги из Товарищества поморского судостроения, которые построили уже не один карбас, или опытные яхтсмены, или путешественники, которые ходили по рекам Севера и готовы об этом рассказать.

При этом в первую очередь в проект надеются вовлечь знающих людей из числа местных жителей. Оказывается, в Каргополе и окрестностях ещё есть мастера, которые помнят, как строить лодки, и даже те, кто по сей день занимается их строительством.

— К сожалению, все наши мастера уже немолодого возраста. Старейшему из тех, кого мы знаем, Петру Ивановичу Пономарёву в этом году исполнилось 96 лет, — рассказывает Татьяна. — Но, например, у Петра Ивановича уникальный опыт: он всю жизнь строил лодки. Кроме того, он делает макеты лодок, и у него есть своя коллекция макетов. Или вот взять мастера Василия Борисовича Екимова. Специально для нашей выставки «В отражении Тихманьги» он изготовил лодку-осиновку по уникальной технологии, когда древесина распаривается. Я считаю, такое мастерство не должно быть утрачено. Кстати, Василий Борисович очень рад возможности познакомить всех желающих со своим ремеслом и уже согласился участвовать в нашем проекте.

Сшивая поколения

В будущем Татьяна надеется собрать на новой площадке коллекцию традиционных лодок старой постройки и связанных с ними предметов и устроить открытую экспозицию. Участок позволяет это сделать. Кстати, в некоторых регионах такие экспозиции уже существуют.

Фото: Татьяна КоробоваФото: Татьяна Коробова

— В своё время деревянные лодки очень быстро сменились на металлические, но если копнуть, деревянное наследие живо, — уверена Татьяна. — Не так давно нам предлагали забрать одну из таких лодок в селе Троица, что недалеко от Каргополя. Это была двойная лодка-долблёнка. Хозяева продали дом, и она осталась просто на берегу. Но её было достаточно сложно вытащить, и первая попытка не удалась. Осенью прошлого года мы приехали в Троицу снова попробовать. К сожалению, лодки уже не оказалось на месте: скорее всего, высокая вода унесла её дальше по течению. Впрочем, мы надеемся, что она ещё найдётся. Надеемся обнаружить и другие. От многих приходилось слышать, что старые лодки и связанные с ними предметы ещё хранят в семьях. Может быть, кто‑то будет готов подарить нам что‑то в коллекцию. Мы будем только рады.

Кстати, совсем недавно, в январе, музею преподнесли в подарок «свежую» лодку, построенную по технологии лодки-каргополки. Её изготовили участники образовательного проекта «Сшивая поколения», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, — энтузиасты и практикующие мастера-лодочники из Архангельской, Московской и Ярославской областей. Цель этого проекта та же — попытаться сохранить знание о традициях судостроения.

Ещё одной задачей проекта Татьяна видит научное изучение традиционного судостроения на Каргополье, включая изучение семейных историй мастеров и их наследия.

— Исследователя, который бы целенаправленно занимался изучением деревянного судостроения, у нас в музее не было. И будем надеяться, что мы откроем это новое направление музейной деятельности, — говорит Татьяна.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЁВА