Как отмечают эксперты, в 2023 году российский рынок автомобилей после провального 2022-го заметно ожил. Уже во второй половине прошлого года начал наблюдаться процесс адаптации к новым условиям. Это привело к достаточно резкому росту продаж отечественных марок и китайских брендов.
По итогам января-ноября 2023 года в России было продано новых машин в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года. А в последние месяцы темпы роста превышали 100% относительно осенних месяцев 2022 года. В части автокредитования, по данным Центробанка РФ, также видны разительные отличия. Если в 2022 году портфель кредитов на покупку автомобилей по итогам первых 10 месяцев снижался, то в текущем году он вырос на треть, до 1,6 триллиона рублей (за январь–октябрь прирост на 396 миллиардов рублей).
Такая динамика на авторынке говорит о том, что за последний год доступность автомобилей в России выросла, резюмируют аналитики.
Согласно исследованию РИА Новости, в среднем в 2023 году в России доля семей, для которых доступно в финансовом плане приобретение в кредит и владение новым недорогим по сегодняшним меркам автомобилем (стоимостью миллион рублей), составила 18,9%, что на 2,6 процентных пунктов больше чем в 2022 году.
Для оценки региональных различий по доступности покупки нового автомобиля эксперты РИА Новости провели исследование и составили седьмой ежегодный рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией.
В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж при приобретении нового автомобиля в кредит, тратить деньги на надлежащее полное содержание автомобиля и осуществлять повседневные расходы. Эта доля оценивалась на основе распределения работающих по величине зарплат в каждом регионе.
Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины и сроке кредита в три года. Помимо кредита учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем: КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, ТО, покупка и сезонная смена резины, налоги, платные парковки и ряд других. Расчет осуществлялся на основе данных за 2023 и 2022 годы.
Семейные доходы от трудовой деятельности учитывали выплату НДФЛ и скорректированы в соответствии с региональным прожиточным минимумом на каждого члена семьи. Согласно модели предполагалось, что 50% средств, оставшихся после вычета из семейного бюджета прожиточных минимумов, идет на содержание автомобиля и выплаты по кредиту, а вторая половина семейного бюджета — на прочие расходы. Анализ проведен независимо для девяти типов состава семьи. Результирующая доля определена как средневзвешенное значение из этих девяти типов. Рассмотрены семьи, в которых хотя бы один человек имеет работу.
При этом, зарплаты, стоимость страхования, стоимость бензина, расходы на содержание автомобиля и прочие параметры учитывались для каждого региона в отдельности.
Для регионов Крайнего Севера, Москвы и Санкт-Петербурга расход топлива автомобилей брался как равный городским условиям, для других регионов расход считался из показателей смешанного цикла. Для Чукотки в связи с отсутствием официальных дилеров предполагалась доставка новой автомашины из другого региона, что увеличивает стоимость машины на 100-200 тысяч рублей.
Согласно результатам исследования, только в двух регионах более половины среднестатистических семей могут без определенных проблем купить в кредит и содержать новый недорогой автомобиль. Еще в трех регионах эта доля семей близка и лежит в диапазоне от 40% до 50%. Таким образом, в пяти регионах доступность находится на достаточно высоком уровне. Также неплохой уровень доступности покупки автомобиля (от 30% до 40%) наблюдается еще в шести регионах.
Лидером текущего рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ с результатом 59,6%. Высокий результат этого региона является следствием высоких зарплат. Помимо Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) в число лидеров попали Магаданская область и Чукотский автономный округ с результатами в 50,4% и 48,5% соответственно.
Архангельская область заняла 17-е место в рейтинге. По оценкам экспертов, 22,3 процента семей Поморья могут себе позволить купить в кредит и содержать автомобиль стоимостью 1 миллион рублей.
Ненецкий автономный округ занял 5-е место в рейтинге, здесь 41.3 процента семей могут позволить себе приобретение автомобиля.
Мурманская область попала на 11-е место в списке, с ключевым показателем 30,5 процента семей.
Республику Карелию эксперты поместили на 29-ю позицию перечня — по оценкам, 17,2 процента семей могут купить автомобиль в кредит.
Вологодская область — на 35-м месте рейтинга, с показателем 16,1 процента.
Республика Коми — на 14-й позиции списка: 25,1 процента семей могут себе позволить купить в кредит и содержать автомобиль стоимостью 1 миллион рублей.
*Рейтинг
подготовлен по заказу агентства РИА
Новости специалистами РИА Рейтинг.
Кстати
говоря, ранее Архангельская область вошла
в топ-15 регионов по доступности
ипотеки:
по оценкам экспертов, более трети
семей Поморья могут купить квартиру
в ипотеку.
Отметим, прежде эксперты дали Архангельской области 14 место в рейтинге регионов по доступности жилья: по оценкам, в Поморье семье понадобится 5,1 года, чтобы накопить на квартиру в 60 квадратных метров.
Архангельская область также вошла в ТОП-20 регионов, жители которых могут быстрее всего накопить миллион: жителю Поморья потребуется почти десять лет, чтобы скопить миллион рублей на банковском вкладе.
Прежде Архангельская область заняла 17-е место в рейтинге регионов по уровню зарплат: по оценкам экспертов, свыше 15 процентов жителей Поморья получают более ста тысяч рублей в месяц.