Организаторы Международного кинофестиваля стран Арктики Arctic Open второй год подряд проводят отдельную программу, посвящённую детскому кинематографу, и приглашают в кинозалы юных зрителей. Каждый фильм даёт возможность прожить вместе с героями необычный жизненный опыт.
Например, пройти «испытание аулом», отправиться с друзьями в большой поход, чтобы загадать заветное желание или прочувствовать силу истинной любви, способной разрушить заклятие и пробудить от сна подводное царство спящей красавицы… И, как всегда, после просмотра кино дети-зрители смогли обсудить фильм с их создателями и задать вопросы актёрам, исполнившим главные роли, а позже продолжить обсуждение с родителями дома. Тонко и незаметно фестиваль запускает процесс воспитания думающего зрителя, способного анализировать происходящие события и искать ответы на вопросы.
Но думать и искать смыслы на этот раз пришлось и взрослой аудитории. Во время просмотра социальной драмы «1000 дешёвых зажигалок» зрители испытали самые разные эмоции: возмущение, радость, грусть, раздражение, потрясение и искреннее непонимание. Почему же так произошло? В этой палитре чувств, пожалуй, не было только одного — равнодушия.
«Топчик» взрывателей
Главные герои
истории — два 16‑летних подростка
Артём и Костя — учатся в самом непрестижном
техникуме города. Директор и педагоги
мечтают отчислить парочку за постоянные
хулиганства. Артём — умный парень,
победитель олимпиад по химии — явно
мог поступить совсем в другое заведение,
но сознательно выбирает роль аутсайдера
и делает всё, чтобы разрушить свою жизнь.
Его друг,
рыжий полный Костя, наоборот, всегда
хотел попасть в «топчик», но, увы,
репутация «лузера» тянется за ним
длинным шлейфом со времён детского
сада.
У каждого
героя свой бэкграунд. Артём — из
многодетной семьи. Его мама родила трёх
сыновей от разных мужчин. Старший брат
смотрит волком и в любой момент готов
ударить, младший ещё слишком мал, чтобы
«нормально» общаться, он мечтает стать
пловцом. Мама трудится на трёх работах
уборщицей. Все силы и время она тратит
на то, чтобы обеспечить пропитание своей
семье. В каждой комнате в дверь врезан
замок, тепла доверительных отношений
в этом доме никто не ощущает. Артём
сохранил в памяти образ отца, берцы
которого он носит. Может, это они помогают
ему так уверенно шагать в никуда…
Костя тоже
растёт без отца, но его мама души не чает
в сыне и сама на день рождения печёт ему
торт. Он для неё по‑прежнему маленький
мальчик в новогоднем костюме зайчика,
и зовёт она его ласково — «заяц». Вот
только Костя давно вырос из этих штанишек,
и одной маминой любви ему недостаточно.
Ребята в техникуме смеются над ним и
издеваются. Ему важно хотя бы в чём‑то
стать первым. Важно, чтобы на него
обратила внимание красивая одногруппница
Катя.
Картину
дополняет ещё одна героиня — Кира, милая
девочка из благополучной богатой семьи.
Казалось бы, что уж у неё-то точно всё
хорошо. Но почему же тогда она ищет
общения с таким парнем, как Артём, и
просит за деньги устроить ей «приключения»?
Впрочем, когда оказываешься в её
«правильном» доме за одним столом с её
«правильной» мамой, становится немного
не по себе. Папа у девушки есть, но он
бизнесмен и живёт работой.
Артём сам
делает разноцветные петарды, и вместе
с Костей они взрывают их на отшибе
города. Однажды они срывают очередной
урок, и Костя, не способный даже попасть
петардой точно в цель по банке, вдруг
становится первым в «списке опасных
взрывников»… Он попал в «топ» и сразу
же стал желанным гостем на вечеринке у
Кати.
Фатальное
ли стечение обстоятельств или цепочка
необдуманных слов и поступков приводит
главного героя в финальную точку этой
истории. Костя наконец‑то показывает
другим свою силу: в его руках бомба…
Хочется отмотать плёнку, ведь парнишка
не планировал никого убивать.
Мозг сразу
прокручивает совсем другие истории,
произошедшие не на экране кинотеатра,
а в реальной жизни: псковские 15‑летние
Бони и Клайд, трагедии в Керчи, Москве
и в других российских городах и, конечно
же, американской школе «Колумбайн».
Ощущение, будто открылась старая рваная
рана: вылечить её можно только через
адскую боль, выпустив скопившийся гной,
и только после этого снова попытаться
зашить. Уродливый шрам, понятное дело,
останется на всю жизнь.
Сам испугался того, на что способен…
Первое
мгновение в кинозале царит тишина. Мы
ещё не начали обсуждение, но в глазах
собравшихся читается один и тот же
вопрос: «Почему?». В какой момент подростки
принимают решение взять в руки оружие
и идти убивать однокурсников и учителей?
Что мы, взрослые, сделали не так? Когда
упустили? Недолюбили детей или, наоборот,
задушили их своей заботой и контролем?
Искать ответы на эти вопросы зрители
смогли вместе с режиссёром киноленты
Ириной Обидовой, исполнителем главной
роли Кости, актёром Никитой Плахотнюком,
и архангельским психологом в области
кризисных отношений Ольгой Яреньгиной.
Модератор
беседы журналист Юрий Ерофеев даёт
возможность зрителям осмыслить пережитый
киноопыт и первым берёт слово.
– Ирина,
лента, которую мы только что увидели,
будоражит чувства. Что натолкнуло вас
на её создание, и как это происходило?
– Работа
над фильмом началась в 2018 году. К счастью,
я никогда не была участником подобных
ситуаций, но это то, что меня всегда
пугало. Я была маленькой, когда в 1999 году
случилась трагедия в «Колумбайне». Её
транслировали в прямом эфире по всему
миру. Помню свои ощущения, когда увидела
это в новостях. Меня парализовал ужас.
Многие помнят трагедию в Беслане,
«Норд-Осте»… Я потратила много времени
на изучение материалов об этих событиях.
Потом случилась история псковских
подростков, когда двое детей захватили
дом и была перестрелка со спецслужбами,
но ребят не смогли убедить сдать оружие…
Я училась в Пскове, но в те годы уже там
не жила и лично этих ребят не знала, но
у нас оказалось много общих знакомых.
Меня тогда мучал вопрос: неужели нельзя
было остановить этих детей? (Подростки
захватили дачу родителей девочки,
открыли огонь по полицейской машине и
домам соседей. Решив, что уже никто и
ничто им не поможет, покончили жизнь
самоубийством. — Прим. ред.).
Я в то время
уже окончила институт и поняла, что
сниму на эту тему фильм, но мысль была
абстрактной. В 2018 году произошла трагедия
в Керчи, и после этого я осознала, что
знаю тему своего дебюта. Поделилась
мыслью со своей подругой, автором
сценария Лизой Цыгановой. Она тоже не
спала несколько ночей и хотела писать
на эту тему для большого кино. Мы поняли,
что пошли в забег на очень длинную
дистанцию, на протяжении которой
столкнёмся с непониманием и отказами.
Но это всё не пугало. Пугало то, что мы
говорим о «преступлении славы». Это
значит, что есть огромный риск
замотивировать людей сделать что‑то
ещё хуже. Мы не знали, как сказать так,
чтобы люди, находящиеся у черты,
остановились. Мы долго изучали все
громкие случаи, которые произошли по
обе стороны океана. Общались с кризисными
психологами, разговаривали со студентами
колледжей, школьниками, учителями. Мне
очень помогло моё документальное
прошлое. Нас консультировали по сценарию
спецслужбы, психологи, педагоги.
Первый драфт
был написан в 2020 году, мы подавались на
Berlinale Talents — это лаборатория, которая
организована при Берлинском международном
кинофестивале. На участие в проекте
было подано более трёх тысяч заявок, а
отобрали всего восемь, и мы единственные
представляли Россию. Это была большая
честь для нас.
Лиза стала
участником лаборатории. Наш ментор —
известный голливудский редактор Кэрол
Гриффитс, которая работала с такими
«монстрами», как Спилберг, и другими
великими режиссёрами. Она объяснила
нам, что мы поднимаем очень большую
сложную социальную проблему, о которой
надо говорить понятным, интересным для
зрителя языком. По её совету судьба
героя Кости в фильме стала более трагична,
многие авторские вещи упростились и
стали понятнее. После Berlinale мы переписали
сценарий и разослали его разным
продюсерам. От Алексея Лихницкого мы
получили предложение запуститься.
Подписали договор 1 июня, а 1 августа уже
ушли в производство.
– Вопрос
вам, Никита. Ваш герой не признан
сверстниками и от этого страдает. Герой
вам близок, понятен?
– Нет, в
отличие от Кости я — сильный человек.
Только человек без внутреннего стержня
пойдёт в финале на такой поступок. Даже
на пробах Ира мне сказала, что я слишком
сильный для этой роли, а надо показывать
слабость. Последняя сцена — сложная.
Костя демонстрирует силу, но при этом
излучает слабость. Мне вообще не
симпатичны идеи героев.
Артём —
аутсайдер, а Костя нет. Он присоединяется
к его мировоззрению, потому что его не
воспринимает общество. Он находит
спасение в дружбе с Артёмом. Когда в
чате случайно появляется список
«взрывников», составленный педагогами,
окружающие ребята воспринимают Костю
как человека, с которым можно тусоваться.
В этой компании находится и девушка, в
которую он влюблён. Впоследствии компания
пропадает, маму он не воспринимает. Ему
16 лет, а она ему говорит: «Костенька,
зайчик». Дома создан алтарь сына. Конечно,
он не обращает на это внимания и не ценит
её любовь. Мы же не ценим эти слова, пока
мама всё время рядом. Только потом, когда
уезжаем в другой город учиться…
Потом все
отворачиваются от героя: друг, девушка,
компания ставят ультиматум, либо ты
взрываешь памятник, либо мы с тобой не
общаемся. Он приходит взорвать памятник
и делает ещё одну попытку. Звонит Кате:
«Я принёс бомбу». Но его в очередной раз
сливают. Тогда он идёт в столовую, но не
затем, чтобы взорвать сейчас всех, а
скорее, чтобы показать свою силу: «Вот
он я, здравствуйте!» Ему страшно от того,
на что он способен. Он сам не был готов
к этому поступку. И в этот поступок
свалился. По сути, он хочет из него выйти,
но не получается. Он уже за чертой.
«Родительский чат» в зале
Кинозал
превращается в большой «родительский
чат». Фильм наполнен триггерами —
спусковыми крючками, которые вызывают
внутри волну возмущения или раздражения.
Зрители задают режиссёру острые вопросы:
«Неужели нельзя было обойтись без мата?
Почему создан такой отрицательный образ
многодетной семьи? Вы говорите словами
героини, что Pussy Riot — перформанс. Вы тоже
так считаете?» Как много в фильме
расставлено «ловушек», и как легко мы
в них угодили.
Ирина Обидова
напоминает зрителям, что сейчас мы
находимся в плоскости игрового, а не
документального кино. Киноискусство
обозначает проблемы, заостряет образы,
сознательно вызывая раздражение.
Подростки матерятся и обсуждают Pussy
Riot — это факт. Нравится нам это или нет
— не имеет значения. В данном случае
создатели фильма — за правду.
В зале есть
и педагоги, которые подтверждают, что
поведение героев показано реалистично.
Кого‑то возмутил образ директора
учебного заведения: «В нашей школе такая
не продержалась бы и пяти минут. Вылетела
бы как пробка!» Новый виток обсуждения
— и снова вопрос: что в этой ситуации
могли сделать взрослые, чтобы предотвратить
трагедию?
– Картина
тронула до глубины души, — берёт микрофон
одна из зрительниц, — и мы ещё долго
будем её обсуждать, даже когда придём
домой. В последнее время принято говорить,
что все проблемы из семьи, что родители
не уделяют детям должного внимания. Что
мы видим здесь? Героя Никиты мама любит
искренне. Может, чересчур, но по‑настоящему.
Пусть у него только один друг, но
настоящий. Вот хотелось бы понять, почему
он это сделал и зачем?
– По замыслу,
когда мы изучали тему преступления
славы, мы столкнулись с тем, что их
совершают две категории людей, — отвечает
режиссёр. — Первая — люди с серьёзными
психическими отклонениями, сюда же
относятся маньяки. И мы никогда ни как
государство, ни как общество ничего не
сможем сделать, чтобы защитить себя и
своих детей от этой категории преступников.
Про них мне было неинтересно делать
кино, а вот вторая категория меня
заинтересовала. Если рассмотреть эти
случаи, то есть дети из благополучных
и полных семей, есть из неблагополучных,
есть и богатые, и бедные. В данном случае
это не работает. Работает только одно:
дети находятся в клинической депрессии,
которую пропустили все взрослые.
Кино о том,
что если ты дошёл до черты, то на ней ещё
можно остановиться и выбрать жизнь.
Правильно зрители сказали: салют в
финале фильма — это праздник жизни. Так
оно и есть, как бы это ни коробило. Артём
выбрал жизнь, остановился у черты, а
Костя через черту переступил. И закончилось
всё так… Оно не могло закончиться иначе,
потому что если бы мы дали Косте шанс,
то дали бы шанс всем тем, кто хочет её
переступить. Я считаю, что надо показать,
что за чертой жизни нет. Отыграть нельзя.
Меня поразило при общении с подростками
то, что у ребят есть ощущение: в жизни
можно, как в компьютерной игре,
пересохраниться и начать заново. Дети,
которые идут на это, действительно
думают, что когда они возьмут и выстрелят,
то те, в кого они попадут, как в компьютерной
игре, встанут и пойдут дальше. Или бомба
взорвётся, и все останутся живыми. Не
останутся. Наше кино про это. Костя пошёл
до конца и у черты не остановился. Пошёл,
потому что его травили, не слышали. Он
потерял контакт с другом, он любил
девушку, но она его отвергла, а мать он
не воспринимал как доверенного взрослого.
Это не проблема матери, учителей или
его друга… Это совокупная проблема. Об
этом я и делала кино.
Фестиваль
состоялся при поддержке Президентского
фонда культурных инициатив, Министерства
культуры Российской Федерации,
министерства культуры Архангельской
области, губернаторского центра
Архангельской области.
Комментарий
Ольга
Яреньгина, психолог в области кризисных
отношений:
– Родители первыми несут ответственность за детей. Нужно понимать, что с каждым днём взросления ребёнка он всё меньше и меньше перестаёт влезать в тот конверт, в котором его принесли из роддома. Отношения между родителями и детьми тоже должны расти и развиваться. Взрослым порой очень удобно сохранять детскость, чтобы ребёнок принадлежал только им. Важно понять, что конечная цель воспитания — научить его жить без родителей, подготовить его к тем вызовам, которые встречаются в обществе, научить взаимодействовать с другими людьми, которых он может не любить или они не любят его.
Напомним,
кинофестиваль «Arctic Open — детям» прошел
в Архангельске со 2 по 5 ноября.
В конкурсной программе участвовало 19 фильмов из семи стран. В отличие кинофестиваля прошлого года, в этот раз жюри «Arctic Open — детям» выбрало победителей в нескольких номинациях.
Стоит
отметить, что в прошлом году мероприятия
кинофестиваля «Arctic open — детям» —
показы, творческие встречи
и мастер-классы — посетили
более трех тысяч человек.
Детская программа Arctic Open завершилась, а взрослых зрителей фестиваль ждет на кинопоказах через месяц. С 7 по 10 декабря пройдет основная программа кинофестиваля c новинками российского и зарубежного кино.
Кстати говоря, неделей ранее дирекция кинофестиваля Arctic open объявила шорт-лист, куда вошли 58 фильмов из 17 стран, из которых 11 — полнометражных игровых, 23 документальных и 24 короткометражных.
В конкурсной программе — фильмы из России, совместного производства с европейскими странами — Францией, Латвией, Польшей, а также из Азербайджана, Ирана, США, Сингапура, Канады, Нидерландов и других стран.
О том, какие фильмы зритель увидит во время фестиваля, а также о его особенностях «Правде Севера» рассказала программный директор фестиваля Анжелика Долинина.
Ранее в Архангельске раскрыли детали образовательной программы кинофестиваля Arctic open.
Напомним, в прошлом году сам кинофестиваль Arctic open прошел со 2 по 4 декабря. В Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Коноше и Североонежске зрители увидели 35 фильмов.