12.11.2023 10:19

В Архангельске зрители обсудили фильм-участник фестиваля «Arctic Open — детям»

Вместе с актерами и режиссерами, они искали ответ на вопрос — можно ли с помощью авторского кино лечить болезненные раны общества
Ирина Обидова, режиссер фильма «1000 дешевых зажигалок»
Актер Никита Плахотнюк

Организаторы Международного кинофестиваля стран Арктики Arctic Open второй год подряд проводят отдельную программу, посвящённую детскому кинематографу, и приглашают в кинозалы юных зрителей. Каждый фильм даёт возможность прожить вместе с героями необычный жизненный опыт.

Например, пройти «испытание аулом», отправиться с друзьями в большой поход, чтобы загадать заветное желание или прочувствовать силу истинной любви, способной разрушить заклятие и пробудить от сна подводное царство спящей красавицы… И, как всегда, после просмотра кино дети-зрители смогли обсудить фильм с их создателями и задать вопросы актёрам, исполнившим главные роли, а позже продолжить обсуждение с родителями дома. Тонко и незаметно фестиваль запускает процесс воспитания думающего зрителя, способного анализировать происходящие события и искать ответы на вопросы.

Но думать и искать смыслы на этот раз пришлось и взрослой аудитории. Во время просмотра социальной драмы «1000 дешёвых зажигалок» зрители испытали самые разные эмоции: возмущение, радость, грусть, раздражение, потрясение и искреннее непонимание. Почему же так произошло? В этой палитре чувств, пожалуй, не было только одного — равнодушия.


«Топчик» взрывателей

Главные герои истории — два 16‑летних подростка Артём и Костя — учатся в самом непрестижном техникуме города. Директор и педагоги мечтают отчислить парочку за постоянные хулиганства. Артём — умный парень, победитель олимпиад по химии — явно мог поступить совсем в другое заведение, но сознательно выбирает роль аутсайдера и делает всё, чтобы разрушить свою жизнь.

Его друг, рыжий полный Костя, наоборот, всегда хотел попасть в «топчик», но, увы, репутация «лузера» тянется за ним длинным шлейфом со времён детского сада.

У каждого героя свой бэкграунд. Артём — из многодетной семьи. Его мама родила трёх сыновей от разных мужчин. Старший брат смотрит волком и в любой момент готов ударить, младший ещё слишком мал, чтобы «нормально» общаться, он мечтает стать пловцом. Мама трудится на трёх работах уборщицей. Все силы и время она тратит на то, чтобы обеспечить пропитание своей семье. В каждой комнате в дверь врезан замок, тепла доверительных отношений в этом доме никто не ощущает. Артём сохранил в памяти образ отца, берцы которого он носит. Может, это они помогают ему так уверенно шагать в никуда…

Костя тоже растёт без отца, но его мама души не чает в сыне и сама на день рождения печёт ему торт. Он для неё по‑прежнему маленький мальчик в новогоднем костюме зайчика, и зовёт она его ласково — «заяц». Вот только Костя давно вырос из этих штанишек, и одной маминой любви ему недостаточно. Ребята в техникуме смеются над ним и издеваются. Ему важно хотя бы в чём‑то стать первым. Важно, чтобы на него обратила внимание красивая одногруппница Катя.

Картину дополняет ещё одна героиня — Кира, милая девочка из благополучной богатой семьи. Казалось бы, что уж у неё-то точно всё хорошо. Но почему же тогда она ищет общения с таким парнем, как Артём, и просит за деньги устроить ей «приключения»? Впрочем, когда оказываешься в её «правильном» доме за одним столом с её «правильной» мамой, становится немного не по себе. Папа у девушки есть, но он бизнесмен и живёт работой.

Артём сам делает разноцветные петарды, и вместе с Костей они взрывают их на отшибе города. Однажды они срывают очередной урок, и Костя, не способный даже попасть петардой точно в цель по банке, вдруг становится первым в «списке опасных взрывников»… Он попал в «топ» и сразу же стал желанным гостем на вечеринке у Кати.

Фатальное ли стечение обстоятельств или цепочка необдуманных слов и поступков приводит главного героя в финальную точку этой истории. Костя наконец‑то показывает другим свою силу: в его руках бомба… Хочется отмотать плёнку, ведь парнишка не планировал никого убивать.

Мозг сразу прокручивает совсем другие истории, произошедшие не на экране кинотеатра, а в реальной жизни: псковские 15‑летние Бони и Клайд, трагедии в Керчи, Москве и в других российских городах и, конечно же, американской школе «Колумбайн». Ощущение, будто открылась старая рваная рана: вылечить её можно только через адскую боль, выпустив скопившийся гной, и только после этого снова попытаться зашить. Уродливый шрам, понятное дело, останется на всю жизнь.


Сам испугался того, на что способен…

Первое мгновение в кинозале царит тишина. Мы ещё не начали обсуждение, но в глазах собравшихся читается один и тот же вопрос: «Почему?». В какой момент подростки принимают решение взять в руки оружие и идти убивать однокурсников и учителей? Что мы, взрослые, сделали не так? Когда упустили? Недолюбили детей или, наоборот, задушили их своей заботой и контролем? Искать ответы на эти вопросы зрители смогли вместе с режиссёром киноленты Ириной Обидовой, исполнителем главной роли Кости, актёром Никитой Плахотнюком, и архангельским психологом в области кризисных отношений Ольгой Яреньгиной.

Модератор беседы журналист Юрий Ерофеев даёт возможность зрителям осмыслить пережитый киноопыт и первым берёт слово.

– Ирина, лента, которую мы только что увидели, будоражит чувства. Что натолкнуло вас на её создание, и как это происходило?

– Работа над фильмом началась в 2018 году. К счастью, я никогда не была участником подобных ситуаций, но это то, что меня всегда пугало. Я была маленькой, когда в 1999 году случилась трагедия в «Колумбайне». Её транслировали в прямом эфире по всему миру. Помню свои ощущения, когда увидела это в новостях. Меня парализовал ужас. Многие помнят трагедию в Беслане, «Норд-Осте»… Я потратила много времени на изучение материалов об этих событиях. Потом случилась история псковских подростков, когда двое детей захватили дом и была перестрелка со спецслужбами, но ребят не смогли убедить сдать оружие… Я училась в Пскове, но в те годы уже там не жила и лично этих ребят не знала, но у нас оказалось много общих знакомых. Меня тогда мучал вопрос: неужели нельзя было остановить этих детей? (Подростки захватили дачу родителей девочки, открыли огонь по полицейской машине и домам соседей. Решив, что уже никто и ничто им не поможет, покончили жизнь самоубийством. — Прим. ред.).

Я в то время уже окончила институт и поняла, что сниму на эту тему фильм, но мысль была абстрактной. В 2018 году произошла трагедия в Керчи, и после этого я осознала, что знаю тему своего дебюта. Поделилась мыслью со своей подругой, автором сценария Лизой Цыгановой. Она тоже не спала несколько ночей и хотела писать на эту тему для большого кино. Мы поняли, что пошли в забег на очень длинную дистанцию, на протяжении которой столкнёмся с непониманием и отказами. Но это всё не пугало. Пугало то, что мы говорим о «преступлении славы». Это значит, что есть огромный риск замотивировать людей сделать что‑то ещё хуже. Мы не знали, как сказать так, чтобы люди, находящиеся у черты, остановились. Мы долго изучали все громкие случаи, которые произошли по обе стороны океана. Общались с кризисными психологами, разговаривали со студентами колледжей, школьниками, учителями. Мне очень помогло моё документальное прошлое. Нас консультировали по сценарию спецслужбы, психологи, педагоги.

Первый драфт был написан в 2020 году, мы подавались на Berlinale Talents — это лаборатория, которая организована при Берлинском международном кинофестивале. На участие в проекте было подано более трёх тысяч заявок, а отобрали всего восемь, и мы единственные представляли Россию. Это была большая честь для нас.

Лиза стала участником лаборатории. Наш ментор — известный голливудский редактор Кэрол Гриффитс, которая работала с такими «монстрами», как Спилберг, и другими великими режиссёрами. Она объяснила нам, что мы поднимаем очень большую сложную социальную проблему, о которой надо говорить понятным, интересным для зрителя языком. По её совету судьба героя Кости в фильме стала более трагична, многие авторские вещи упростились и стали понятнее. После Berlinale мы переписали сценарий и разослали его разным продюсерам. От Алексея Лихницкого мы получили предложение запуститься. Подписали договор 1 июня, а 1 августа уже ушли в производство.

– Вопрос вам, Никита. Ваш герой не признан сверстниками и от этого страдает. Герой вам близок, понятен?

– Нет, в отличие от Кости я — сильный человек. Только человек без внутреннего стержня пойдёт в финале на такой поступок. Даже на пробах Ира мне сказала, что я слишком сильный для этой роли, а надо показывать слабость. Последняя сцена — сложная. Костя демонстрирует силу, но при этом излучает слабость. Мне вообще не симпатичны идеи героев.

Артём — аутсайдер, а Костя нет. Он присоединяется к его мировоззрению, потому что его не воспринимает общество. Он находит спасение в дружбе с Артёмом. Когда в чате случайно появляется список «взрывников», составленный педагогами, окружающие ребята воспринимают Костю как человека, с которым можно тусоваться. В этой компании находится и девушка, в которую он влюблён. Впоследствии компания пропадает, маму он не воспринимает. Ему 16 лет, а она ему говорит: «Костенька, зайчик». Дома создан алтарь сына. Конечно, он не обращает на это внимания и не ценит её любовь. Мы же не ценим эти слова, пока мама всё время рядом. Только потом, когда уезжаем в другой город учиться…

Потом все отворачиваются от героя: друг, девушка, компания ставят ультиматум, либо ты взрываешь памятник, либо мы с тобой не общаемся. Он приходит взорвать памятник и делает ещё одну попытку. Звонит Кате: «Я принёс бомбу». Но его в очередной раз сливают. Тогда он идёт в столовую, но не затем, чтобы взорвать сейчас всех, а скорее, чтобы показать свою силу: «Вот он я, здравствуйте!» Ему страшно от того, на что он способен. Он сам не был готов к этому поступку. И в этот поступок свалился. По сути, он хочет из него выйти, но не получается. Он уже за чертой.


«Родительский чат» в зале

Кинозал превращается в большой «родительский чат». Фильм наполнен триггерами — спусковыми крючками, которые вызывают внутри волну возмущения или раздражения. Зрители задают режиссёру острые вопросы: «Неужели нельзя было обойтись без мата? Почему создан такой отрицательный образ многодетной семьи? Вы говорите словами героини, что Pussy Riot — перформанс. Вы тоже так считаете?» Как много в фильме расставлено «ловушек», и как легко мы в них угодили.

Ирина Обидова напоминает зрителям, что сейчас мы находимся в плоскости игрового, а не документального кино. Киноискусство обозначает проблемы, заостряет образы, сознательно вызывая раздражение. Подростки матерятся и обсуждают Pussy Riot — это факт. Нравится нам это или нет — не имеет значения. В данном случае создатели фильма — за правду.

В зале есть и педагоги, которые подтверждают, что поведение героев показано реалистично. Кого‑то возмутил образ директора учебного заведения: «В нашей школе такая не продержалась бы и пяти минут. Вылетела бы как пробка!» Новый виток обсуждения — и снова вопрос: что в этой ситуации могли сделать взрослые, чтобы предотвратить трагедию?

– Картина тронула до глубины души, — берёт микрофон одна из зрительниц, — и мы ещё долго будем её обсуждать, даже когда придём домой. В последнее время принято говорить, что все проблемы из семьи, что родители не уделяют детям должного внимания. Что мы видим здесь? Героя Никиты мама любит искренне. Может, чересчур, но по‑настоящему. Пусть у него только один друг, но настоящий. Вот хотелось бы понять, почему он это сделал и зачем?

– По замыслу, когда мы изучали тему преступления славы, мы столкнулись с тем, что их совершают две категории людей, — отвечает режиссёр. — Первая — люди с серьёзными психическими отклонениями, сюда же относятся маньяки. И мы никогда ни как государство, ни как общество ничего не сможем сделать, чтобы защитить себя и своих детей от этой категории преступников. Про них мне было неинтересно делать кино, а вот вторая категория меня заинтересовала. Если рассмотреть эти случаи, то есть дети из благополучных и полных семей, есть из неблагополучных, есть и богатые, и бедные. В данном случае это не работает. Работает только одно: дети находятся в клинической депрессии, которую пропустили все взрослые.

Кино о том, что если ты дошёл до черты, то на ней ещё можно остановиться и выбрать жизнь. Правильно зрители сказали: салют в финале фильма — это праздник жизни. Так оно и есть, как бы это ни коробило. Артём выбрал жизнь, остановился у черты, а Костя через черту переступил. И закончилось всё так… Оно не могло закончиться иначе, потому что если бы мы дали Косте шанс, то дали бы шанс всем тем, кто хочет её переступить. Я считаю, что надо показать, что за чертой жизни нет. Отыграть нельзя. Меня поразило при общении с подростками то, что у ребят есть ощущение: в жизни можно, как в компьютерной игре, пересохраниться и начать заново. Дети, которые идут на это, действительно думают, что когда они возьмут и выстрелят, то те, в кого они попадут, как в компьютерной игре, встанут и пойдут дальше. Или бомба взорвётся, и все останутся живыми. Не останутся. Наше кино про это. Костя пошёл до конца и у черты не остановился. Пошёл, потому что его травили, не слышали. Он потерял контакт с другом, он любил девушку, но она его отвергла, а мать он не воспринимал как доверенного взрослого. Это не проблема матери, учителей или его друга… Это совокупная проблема. Об этом я и делала кино.

Фестиваль состоялся при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации, министерства культуры Архангельской области, губернаторского центра Архангельской области.


Комментарий

Ольга Яреньгина, психолог в области кризисных отношений:


– Родители первыми несут ответственность за детей. Нужно понимать, что с каждым днём взросления ребёнка он всё меньше и меньше перестаёт влезать в тот конверт, в котором его принесли из роддома. Отношения между родителями и детьми тоже должны расти и развиваться. Взрослым порой очень удобно сохранять детскость, чтобы ребёнок принадлежал только им. Важно понять, что конечная цель воспитания — научить его жить без родителей, подготовить его к тем вызовам, которые встречаются в обществе, научить взаимодействовать с другими людьми, которых он может не любить или они не любят его.


Напомним, кинофестиваль «Arctic Open — детям» прошел в Архангельске со 2 по 5 ноября.

В конкурсной программе участвовало 19 фильмов из семи стран. В отличие кинофестиваля прошлого года, в этот раз жюри «Arctic Open — детям» выбрало победителей в нескольких номинациях.

Стоит отметить, что в прошлом году мероприятия кинофестиваля «Arctic open — детям» — показы, творческие встречи и мастер-классы — посетили более трех тысяч человек.

Детская программа Arctic Open завершилась, а взрослых зрителей фестиваль ждет на кинопоказах через месяц. С 7 по 10 декабря пройдет основная программа кинофестиваля c новинками российского и зарубежного кино.

Кстати говоря, неделей ранее дирекция кинофестиваля Arctic open объявила шорт-лист, куда вошли 58 фильмов из 17 стран, из которых 11 — полнометражных игровых, 23 документальных и 24 короткометражных.

В конкурсной программе — фильмы из России, совместного производства с европейскими странами — Францией, Латвией, Польшей, а также из Азербайджана, Ирана, США, Сингапура, Канады, Нидерландов и других стран.

О том, какие фильмы зритель увидит во время фестиваля, а также о его особенностях «Правде Севера» рассказала программный директор фестиваля Анжелика Долинина.

Ранее в Архангельске раскрыли детали образовательной программы кинофестиваля Arctic open.

Напомним, в прошлом году сам кинофестиваль Arctic open прошел со 2 по 4 декабря. В Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Коноше и Североонежске зрители увидели 35 фильмов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ЕВГРАФОВА. Фото: пресс-службы фестиваля Arctic Open