Режиссёр и артисты открыли новое современное звучание пьесы об Англии XVII века. Ставя пьесу о Реформации, о борьбе англиканской и католической церквей, Дмитрий Крестьянкин вывел на первый план не историческое, а вневременное противоречие двух мировоззрений. Пьеса в первую очередь о противостоянии государственного деятеля Томаса Мора с королём Генрихом XVIII. Спектакль же актуализировал другое противоречие — между Простым человеком и Сложным.
Простой
человек, которого сыграл Александр
Берестень, стал полноценным главным
героем спектаклем. В течение двух часов
артист несёт на себе эффект «театра в
театре», взаимодействуя с публикой
методом открытой театральной игры. В
начале спектакля Александр говорит со
зрителями от своего имени, разрушая
иллюзию и обнаруживая реальность
спектакля в спектакле. Но роль артиста
выходит далеко за пределы конферанса:
его Простой человек, при всей своей
условности, получается удивительно
живым и узнаваемым. Его простой человек
— это, по сути, Обыватель, который
предпочитает плыть по течению. И в этом
его противоречие с верным своим принципам
Томасом Мором, этаким Сложным человеком.
Сэр
Томас в исполнении молодого артиста
Юрия Бегметюка во всём вышел антиподом
Простого человека. Артист, которому
особенно хорошо удаются хитрецы и
хулиганы, в этой роли совершенно
преобразился: даже его черты и фигура
приобрели особое благородство и стать.
Костюм с иголочки, мужественное
спокойствие, интеллигентная экономия
эмоций при богатстве внутренней работы
— таков его Томас Мор.
Тяжеловесная
историческая пьеса в постановке Дмитрия
Крестьянкина, действительно, превратилась
в дерзкий боевик с парой разудалых драк.
Кстати, драки решены очень эффектно —
ни одного удара, хотя благодаря
сценическому свету кажется, что оплеухи
в сценах насилия сыпятся одна за другой.
Кстати, Простой человек об этих сценах
заранее предупреждает и просит зрителей
закрыть глаза, если страшно: но, кажется,
не столько потому что щадит их чувства,
столько потому что сам привык закрывать
глаза на зло.
Спектакль
играли, по сути, в среднем формате. В
центре зрительного зала «Звезды Севера»
художница спектакля Шура Мошура поместила
длинный стол, состоящий из трёх частей,
который в течение спектакля трансформировался
в лодку, тюремную камеру и даже боксёрский
ринг. Зрители расположились в предельной
близости от происходящего — по две
стороны от стола.
Зрители
встретили спектакль долгими аплодисментами.
Художественный руководитель театра
Виктор Панов также остался доволен
спектаклем.
—
Ребята,
мы опять доказали, что мы не такие, как
все! — сказал Виктор Петрович артистам
после премьеры. — Я создавал театр и
говорил: «Мы никогда не будем такими,
как все!», — и мы следуем этому завету.
Мы уходим от развлечения зрителей. В
этом спектакле нет «мулек» — здесь
наотмашь бьёт текст и ваше к нему
отношение! Театр есть отражение времени,
поэтому мы совершенно правы. Вот, что
такое сегодняшний театр. Наш театр для
умных, сознательных людей.
Виктор
Петрович нашёл добрые слова для многих
артистов — и для Юрия Бегметюка, который
в роли сэра Томаса сделал большой шаг
вперёд, и для Филиппа Шкаева, который
сыграл, по сути, эпизод, но какой —
кардинала Вулси, бешеного пса на поводке
у короля.
И,
конечно, худрук поблагодарил за работу
постановочную группу — режиссёра
Дмитрия Крестьянкина и художницу Шуру
Мошуру. На память об этой — наверняка
не последней! — совместной работе с
пановцами они увезли книги о Молодёжном
театре и его истории. Виктор Панов и
артисты, занятые в спектакле, оставили
на экземплярах книги «Мы сами создавали
своё будущее», предназначенных Диме и
Шуре, автографы и слова благодарности.
—
Вы
— театр, у которого есть своё собственное
лицо, и очень приятно работать с вами,
— сказал Дмитрий. — Я благодарен всей
команде за доверие, за вашу самоотверженность
и терпение. Мне было очень интересно и
страшно с этой пьесой, и я рад, что мы с
ней, кажется, справились. Ещё увидимся!
Следующие
показы «Человека для любой поры» пройдут
на сцене «Звезды Севера» 4 и 5 октября,
сообщает
пресс-служба театра.
Напомним,
в этом сезоне легендарный театр
Панова ведет кочевой образ жизни —
привычный особняк на Логинова
на ремонте.
Поэтому первый спектакль сезона «пановцы» сыграли на малой сцене Архангельского театра кукол.
Собственно, «кочевой» сезон пановцев стартовал еще в середине августа: именно тогда прошел первый сбор труппы после летних каникул. И прошел он тоже на гостевой площадке.
Добавим, ранее стало известно, чтоспектаклем-открытием III детского фестиваля современного искусства «Tерритория. Kids» станет постановка Архангельского молодежного театра «Никита ищет море».
А прежде бессменный художественный руководитель театра Виктор Панов раскрыл секреты нового сезона «молодежки».
(16+)