Поэтому и наш разговор с бессменным художественным руководителем театра, Виктором Пановым, не столько о прошлом, сколько о грядущем, которое, как оказалось, готовит много сюрпризов. Но начали, все же, с оценки минувшего сезона.
— Не буду кривить душой, мне не интересно говорить о цифрах и статистике, — улыбается Виктор Петрович. — У нас есть зритель, у нас регулярные аншлаги. Но мы действительно отдали много сил подготовке к приближающемуся юбилею театра. 50 лет — это серьезно, редко какие театры столько живут.
Поэтому придумали и сделали наши ребята — Женя Плетнева, Ольга Истомина, Маша Атрощенко — выставку-лабиринт «А без меня здесь ничего бы не стояло, когда бы не было меня». Честно говоря, даже не ожидал, пришел и обомлел от этого дела.
Вышла книга — «Мы сами создавали свое будущее». Меня тут нет, и это хорошо. Я много раз брался за написание книги, причем, на кассеты наговаривал, но терял их. Бог уберег. Потрясающая книга — это история нашего театра, вписанная в историю города.
Если хотите, это и есть самые важные события сезона для нас, некое подведение итогов.
В этом сезоне — спасибо хорошим людям — нам подарили концертный рояль «Стейнвей» — мы опробовали новую форму, теперь у нас регулярно проходят музыкальные вечера. И очень они востребованы оказались у зрителя.
Ну и, безусловно, спектакли. В сентябре мы начали с «Никита ищет море» режиссера Романа Бокланова, в декабре был «У ковчега в восемь» Екатерины Шиховой, «Муха Цокотуха» режиссера Филиппа Шкаева. Это, кстати, мой внук. Он и в Москве поставил спектакль, месяц назад пришла рецензия — один из лучших спектаклей столицы.
В апреле «Пикник на обочине», режиссера Максим Соколов, это гениальнейшая, потрясающая работа. Что там актеры вытворяют!
«Раненный зверь», режиссер Виктор Панов, это о Ломоносове, между прочим. А в мае «Горький. Васса. Мать», режиссер — Филипп Шкаев, это по «Вассе Железновой».
Вот такой получился сезон — шесть премьер.
Я
считаю, что это неплохо. По-моему, Валерий
Фокин, главный режиссер Александринки,
сказал — «Когда вы говорите, что за год
поставили 12 спектаклей, могу сказать,
что половина из них халтура».
Не
может актер делать 10-12 спектаклей. Чем
хвастаетесь, ребята?
А на фестивале уличных театров игралось до 12 спектаклей в день. Даже мэр Архангельска на нескольких спектаклях был, посылал мне фотографии. Говорит, тут тысячи-полторы зрителей.
Ну, у нас все-таки крупнейший такой фестиваль в стране. Думаю, кому попало Алексей Кудрин не стал бы приветственное послание направлять.
Он, кстати, как-то вспоминал, что много лет назад приходил в нашу студию. Но тогда джаз пересилил, он в итоге на барабанах стал играть.
А 30-й фестиваль будет. Точно будет. И уже могу немного рассказать о планах.
Нам с Антоном Адасинским пришла в голову такая идея — чтобы на юбилейном фестивале, и на юбилее театра вышли на сцену 11 лучших режиссеров, которые с нами работали. А это и Слава Полунин, например, и Максим Диденко, который ставил на набережной Северной Двины спектакль «Путями Каина» — огромные декорации, огромное количество народа. Его тогда рекомендовали на «Золотую маску».
И, конечно, Михаил Шемякин. Хотим предложить ему сделать оформление к юбилейным мероприятиям. Надеемся, что согласится.
Мы же в свое время делали в Архангельске две его выставки.
И это, конечно, не все. Будут и другие театры, другие режиссеры. Предполагаем, что одновременно приедут человек 160-180 одновременно, дней за десять до фестиваля. Пока репетиции будут идти он-лайн, а потом здесь, по ночам будем репетировать.
Вот такое будут будущее у фестиваля уличных театров. А что касается юбилея театра…
Появились у нас сейчас определенные надежды, что все-таки будет у нашего театра собственное, специально построенное здание.
Я пока не буду говорить кто, но приезжал к нам один влиятельный человек. Два дня мы с ним сидели, обсуждал, как, какой документ написать в Москву, чтобы убедить — в Архангельске необходимо строить здание молодежного театра.
Месяц назад он пишет: определите примерные точки. Мы перечислили, даже кинотеатр «Мир» вспомнили. Но эти театры с колоннами — это все устарело.
Признаюсь честно, сначала хотели сделать театр в кампусе «Арктическая звезда». Алексей Кудрин 16 миллиардов на строительство кампуса достал. Мы говорили с Еленой Кудряшовой, с ним, обсуждали эту идею.
У нас огромное количество молодежи, так что это было бы совершенно правильно. Ведь в МГУ были свои театры, оттуда вышли Ия Саввина, Марк Розовский. Тот же Ролан Быков.
Но кампус будут долго строить, я могу и не дожить. А вот тут… Я спрашиваю — может на это надеется? И мне отвечают — если этот человек берется, он всегда дело доводит до конца.
Поэтому я надеюсь, что к 50-летию, через год у нас, будет решен вопрос о строительстве нового здания для театра.
— С вашей точки зрения, как руководителя учреждения культуры и как горожанина — чего не хватает в культурной жизни Поморья?
- Правды. И таланта. Я ни кого не хочу обидеть. Но без этого в культуре невозможно.
Не могу не привести пример. Это известная история. Анатолий Эфрос приходит домой после премьеры «Ромео и Джульетты» и говорит: я сделал плохой спектакль. Зрители вышли и сразу начали разговаривать.
После спектакля «Пикник на обочине» люди выходят и не смотрят даже друг на друга, молчат.
Вот
воздействие театра. «Культура — это
возделывание души», сказал Карл Маркс.
Фальшивый оркестр может возделывать
душу? Нет. Игры и еда могут возделывать
душу? Нет. Это все потребительское.
Мы
продолжаем делать фестиваль, потому
что знаем природу человека, необходимость
его движения, его развития.
Еще одну историю могу вспомнить. В Японию приглашают спектакль Олега Ефремова «Дядя Ваня». И ставят условие: ни в коем случае не переводить, играть на русском языке. И объясняют — пройдет несколько лет, и 4-5 человек из этого зала вспомнят щемящую чеховскую тоску и Япония станет чуточку богаче.
Вот так надо относиться к искусству! Так все это по пунктам разложено в нацпроекте «Культура»! Ведь театр — это художественная идея лидера. А сейчас с идеями туговато. Чаще — как отчитаться, что у тебя на каждом спектакле полтора миллиона зрителей.
Но президентом же прямо сказано — количественные показатели не могут быть определяющим фактором развития культуры. Вот эти пять человек вспомнят щемящую чеховскую тоску — вот для этих людей работает театр.
Уинстон Черчилль в 1943 году отказался подписать проект бюджет, в котором не было заложено финансирование культуры. Ему сказали — мы же воюем. Он ответил — а за что мы воюем? И не стал подписывать.
В конце концов, все написано в указе президента о развитии культуры. Читайте внимательно!
— Чтобы вы могли предложить, чтобы культурная жизнь была ярче? Помимо фестиваля?
- Что значит ярче?
— Чтобы больше внимания привлекать к региону. Те же туристы, например…
— Сталин сказал, кадры решают все. У нас нет кадров, которые в состоянии это делать. Я в свое время предлагал делать сквозные проекты. Для тех же туристов, например. Посмотрели спектакль «Россия молодая» — поехали на экскурсию в Новодвинскую крепость. После спектакля «Раненный зверь» — в Холмогоры. Не нашел понимания.
Но ведь есть турфирмы, которые возят туристов в Архангельск специально на Фестиваль уличных театров. Значит, работает эта идея.
Народные театры активно развиваются в районах? Да. Так давайте для них обучающие семинары проводить, возродим этот процесс. Мы готовы в этом участвовать, делиться опытом. Позволит это культурную жизнь ярче сделать? Уверен в этом.
— Ваш театр
не один раз гастролировал на Западе.
Сейчас русскую культуру там пытаются
отменить…
— Понимаешь, какая вещь. Там пришли к власти всякие Макроны, Шольцы, абсолютно пустая молодежь. Которая ничего понимает … Да и Европы нет, руководит всей этой братвой Америка.
Они просто боятся нашей культуры. Я очень хорошо помню, как мы с Володей Резицким ржали, когда Ансамбль Александрова приехал в Париж, и в газете «Ле Монд» написали — сто человек в гимнастерках взяли Париж без единого выстрела! И это так.
В тот же Авиньон обычно везут классику. Когда нас туда впервые пригласили, я сказал, нет, это не интересно. И мы повезли «Не любо — не слушай» по Писахову.
Нас потом туда шесть раз приглашали. Мы туда и Шергина потом возили. Надо везти Абрамова, Ломоносова — вот мы чем должны быть сильны.
А запрещают русскую культуру не зрители, а руководители. Люди в той же Польше, наши друзья, с нетерпением ждут, когда они смогут к нам приехать.