04.08.2023 16:07

Виктор Панов раскрыл секреты нового сезона «молодежки»

В следующем году знаменитый Фестиваль уличных театров пройдет уже в 30-й раз, а там не за горами и юбилей Архангельского молодежного театра — пятьдесят лет творческой деятельности
Фото: Екатерина Чащина

Поэтому и наш разговор с бессменным художественным руководителем театра, Виктором Пановым, не столько о прошлом, сколько о грядущем, которое, как оказалось, готовит много сюрпризов. Но начали, все же, с оценки минувшего сезона.

— Не буду кривить душой, мне не интересно говорить о цифрах и статистике, — улыбается Виктор Петрович. — У нас есть зритель, у нас регулярные аншлаги. Но мы действительно отдали много сил подготовке к приближающемуся юбилею театра. 50 лет — это серьезно, редко какие театры столько живут.

Поэтому придумали и сделали наши ребята — Женя Плетнева, Ольга Истомина, Маша Атрощенко — выставку-лабиринт «А без меня здесь ничего бы не стояло, когда бы не было меня». Честно говоря, даже не ожидал, пришел и обомлел от этого дела.

Вышла книга — «Мы сами создавали свое будущее». Меня тут нет, и это хорошо. Я много раз брался за написание книги, причем, на кассеты наговаривал, но терял их. Бог уберег. Потрясающая книга — это история нашего театра, вписанная в историю города.

Если хотите, это и есть самые важные события сезона для нас, некое подведение итогов.

В этом сезоне — спасибо хорошим людям — нам подарили концертный рояль «Стейнвей» — мы опробовали новую форму, теперь у нас регулярно проходят музыкальные вечера. И очень они востребованы оказались у зрителя.

Ну и, безусловно, спектакли. В сентябре мы начали с «Никита ищет море» режиссера Романа Бокланова, в декабре был «У ковчега в восемь» Екатерины Шиховой, «Муха Цокотуха» режиссера Филиппа Шкаева. Это, кстати, мой внук. Он и в Москве поставил спектакль, месяц назад пришла рецензия — один из лучших спектаклей столицы.

В апреле «Пикник на обочине», режиссера Максим Соколов, это гениальнейшая, потрясающая работа. Что там актеры вытворяют!

«Раненный зверь», режиссер Виктор Панов, это о Ломоносове, между прочим. А в мае «Горький. Васса. Мать», режиссер — Филипп Шкаев, это по «Вассе Железновой».

Вот такой получился сезон — шесть премьер.

Я считаю, что это неплохо. По-моему, Валерий Фокин, главный режиссер Александринки, сказал — «Когда вы говорите, что за год поставили 12 спектаклей, могу сказать, что половина из них халтура».
Не может актер делать 10-12 спектаклей. Чем хвастаетесь, ребята?

Фото: Екатерина ЧащинаФото: Екатерина Чащина

А на фестивале уличных театров игралось до 12 спектаклей в день. Даже мэр Архангельска на нескольких спектаклях был, посылал мне фотографии. Говорит, тут тысячи-полторы зрителей.

Ну, у нас все-таки крупнейший такой фестиваль в стране. Думаю, кому попало Алексей Кудрин не стал бы приветственное послание направлять.

Он, кстати, как-то вспоминал, что много лет назад приходил в нашу студию. Но тогда джаз пересилил, он в итоге на барабанах стал играть.

А 30-й фестиваль будет. Точно будет. И уже могу немного рассказать о планах.

Нам с Антоном Адасинским пришла в голову такая идея — чтобы на юбилейном фестивале, и на юбилее театра вышли на сцену 11 лучших режиссеров, которые с нами работали. А это и Слава Полунин, например, и Максим Диденко, который ставил на набережной Северной Двины спектакль «Путями Каина» — огромные декорации, огромное количество народа. Его тогда рекомендовали на «Золотую маску».

И, конечно, Михаил Шемякин. Хотим предложить ему сделать оформление к юбилейным мероприятиям. Надеемся, что согласится.

Мы же в свое время делали в Архангельске две его выставки.

И это, конечно, не все. Будут и другие театры, другие режиссеры. Предполагаем, что одновременно приедут человек 160-180 одновременно, дней за десять до фестиваля. Пока репетиции будут идти он-лайн, а потом здесь, по ночам будем репетировать.

Вот такое будут будущее у фестиваля уличных театров. А что касается юбилея театра…

Появились у нас сейчас определенные надежды, что все-таки будет у нашего театра собственное, специально построенное здание.

Я пока не буду говорить кто, но приезжал к нам один влиятельный человек. Два дня мы с ним сидели, обсуждал, как, какой документ написать в Москву, чтобы убедить — в Архангельске необходимо строить здание молодежного театра.

Месяц назад он пишет: определите примерные точки. Мы перечислили, даже кинотеатр «Мир» вспомнили. Но эти театры с колоннами — это все устарело.

Признаюсь честно, сначала хотели сделать театр в кампусе «Арктическая звезда». Алексей Кудрин 16 миллиардов на строительство кампуса достал. Мы говорили с Еленой Кудряшовой, с ним, обсуждали эту идею.

У нас огромное количество молодежи, так что это было бы совершенно правильно. Ведь в МГУ были свои театры, оттуда вышли Ия Саввина, Марк Розовский. Тот же Ролан Быков.

Но кампус будут долго строить, я могу и не дожить. А вот тут… Я спрашиваю — может на это надеется? И мне отвечают — если этот человек берется, он всегда дело доводит до конца.

Поэтому я надеюсь, что к 50-летию, через год у нас, будет решен вопрос о строительстве нового здания для театра.

— С вашей точки зрения, как руководителя учреждения культуры и как горожанина — чего не хватает в культурной жизни Поморья?

- Правды. И таланта. Я ни кого не хочу обидеть. Но без этого в культуре невозможно.

Не могу не привести пример. Это известная история. Анатолий Эфрос приходит домой после премьеры «Ромео и Джульетты» и говорит: я сделал плохой спектакль. Зрители вышли и сразу начали разговаривать.

После спектакля «Пикник на обочине» люди выходят и не смотрят даже друг на друга, молчат.

Вот воздействие театра. «Культура — это возделывание души», сказал Карл Маркс. Фальшивый оркестр может возделывать душу? Нет. Игры и еда могут возделывать душу? Нет. Это все потребительское.
Мы продолжаем делать фестиваль, потому что знаем природу человека, необходимость его движения, его развития.

Еще одну историю могу вспомнить. В Японию приглашают спектакль Олега Ефремова «Дядя Ваня». И ставят условие: ни в коем случае не переводить, играть на русском языке. И объясняют — пройдет несколько лет, и 4-5 человек из этого зала вспомнят щемящую чеховскую тоску и Япония станет чуточку богаче.

Вот так надо относиться к искусству! Так все это по пунктам разложено в нацпроекте «Культура»! Ведь театр — это художественная идея лидера. А сейчас с идеями туговато. Чаще — как отчитаться, что у тебя на каждом спектакле полтора миллиона зрителей.

Но президентом же прямо сказано — количественные показатели не могут быть определяющим фактором развития культуры. Вот эти пять человек вспомнят щемящую чеховскую тоску — вот для этих людей работает театр.

Уинстон Черчилль в 1943 году отказался подписать проект бюджет, в котором не было заложено финансирование культуры. Ему сказали — мы же воюем. Он ответил — а за что мы воюем? И не стал подписывать.

В конце концов, все написано в указе президента о развитии культуры. Читайте внимательно!

— Чтобы вы могли предложить, чтобы культурная жизнь была ярче? Помимо фестиваля?

- Что значит ярче?

— Чтобы больше внимания привлекать к региону. Те же туристы, например…

— Сталин сказал, кадры решают все. У нас нет кадров, которые в состоянии это делать. Я в свое время предлагал делать сквозные проекты. Для тех же туристов, например. Посмотрели спектакль «Россия молодая» — поехали на экскурсию в Новодвинскую крепость. После спектакля «Раненный зверь» — в Холмогоры. Не нашел понимания.

Но ведь есть турфирмы, которые возят туристов в Архангельск специально на Фестиваль уличных театров. Значит, работает эта идея.

Народные театры активно развиваются в районах? Да. Так давайте для них обучающие семинары проводить, возродим этот процесс. Мы готовы в этом участвовать, делиться опытом. Позволит это культурную жизнь ярче сделать? Уверен в этом.

— Ваш театр не один раз гастролировал на Западе. Сейчас русскую культуру там пытаются отменить…

— Понимаешь, какая вещь. Там пришли к власти всякие Макроны, Шольцы, абсолютно пустая молодежь. Которая ничего понимает … Да и Европы нет, руководит всей этой братвой Америка.

Они просто боятся нашей культуры. Я очень хорошо помню, как мы с Володей Резицким ржали, когда Ансамбль Александрова приехал в Париж, и в газете «Ле Монд» написали — сто человек в гимнастерках взяли Париж без единого выстрела! И это так.

В тот же Авиньон обычно везут классику. Когда нас туда впервые пригласили, я сказал, нет, это не интересно. И мы повезли «Не любо — не слушай» по Писахову.

Нас потом туда шесть раз приглашали. Мы туда и Шергина потом возили. Надо везти Абрамова, Ломоносова — вот мы чем должны быть сильны.

А запрещают русскую культуру не зрители, а руководители. Люди в той же Польше, наши друзья, с нетерпением ждут, когда они смогут к нам приехать.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Записал Андрей Мурашов