Накануне в Архангельск научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» доставило участников Второй творческой экспедиции, которая объединила писателей и художников.
«Правде Севера» удалось пообщаться с ними в неформальной обстановке, буквально в промежутке между сходом на берег с судна и посадкой на самолет. Главное: сложилось впечатление, что никто из участников не жалеет, что экспедиция существенно затянулась. Вместо двух недель в Арктике пришлось провести почти полтора месяца, оставаясь на борту севшего на мель «Михаила Сомова». Но, очевидно, художники и писатели время зря не теряли. По их признанию, в творческом багаже — масса задумок, некоторые из которых уже реализуются.
И речь не только об арктических пейзажах. Ведь еще в первые дни экспедиции «Михаил Сомов» прошел в тех водах, где в годы Великой Отечественной войны под ударами немецких подлодок погибли пароходы «Куйбышев», «Комилес», «Марина Раскова» и их экипажи.
На месте гибели прошли памятные церемонии — на воду были спущены венки. Примечательно, что дед начальника экспедиции, Дмитрия Ларионова, входил в состав одного из советских тральщиков, которые шли в охране конвоя с «Мариной Расковой»… Вот такое пересечение судеб.
Трагедия этого конвоя стало одной из тем, которые художники намерены отразить в своих картинах. Но, конечно, не только об этом собираются рассказать в своих картинах и текстах участники Второй творческой экспедиции.
— Конечно, мы всем мешали, — улыбается художник Всеволод Видякин. — Потому что люди на «Сомове» не работали даже, а вкалывали. Но мы старались, находили условия. В наш адрес, кстати, ни одного упрека не прозвучало. Ну и мы по возможности старались помогать ученым, в том числе наблюдениями.
А наблюдать было за чем — киты и моржи, белые медведи и айсберги, необыкновенно прозрачный свет… Все это найдет отражение уже в творчестве.
Как вспоминает Всеволод Видякин, в момент посадки на мель он вместе с Иваном Александровым был на верхней палубе — делали эскизы.
— Я этот эскиз завершать не стал, пусть будет документом для истории, — говорить Иван Александров. — Но все же столкновение с мелью — не самое сильное впечатление. Я ведь ожидал чего-то монотонного, серого и бурлящего. А Арктика оказалась совершенно разной — даже у айсбергов оттенки менялись в зависимости от погоды. Арктика оказалась абсолютно сказочной. Нет, я не разочарован, может быть, это и хорошо, что удалось больше времени на корабле провести. Ведь ни книги, ни фильмы, ни даже воспоминания Борисова не дают полного представления об Арктике.
Кстати говоря, никакой паники — ни среди экипажа, ни среди участников экспедиции — не было.
— В этом, наверное, мы обязаны капитану «Михаила Сомова», — говорит Полина Ковальчук, пресс-секретарь Первой горнорудной компании, участник творческой экспедиции — 2023. — Он и весь экипаж сработали очень четко, очень уверенно. Сразу все объяснили, сразу сказали — помощь подойдет, надо ждать. Именно благодаря этой уверенности никаких переживаний и не было.
Зато появились новые возможности. Как признается Полина, за эти полтора месяца в экспедиции она узнала больше, чем за год в институте. И сделала для себя вывод: самое интересное в Арктике — это люди, которые там работают и живут.
Как, например, пилот-инструктор палубного вертолета Александр Макаров. Он отдал небу почти 40 лет. И летал не только в Арктике — в его послужном списке и Африка, и Чернобыль.
Кстати говоря, для писателя Юрия Шурчкова самым ярким впечатлениями от Арктики тоже стали люди.
— Конечно, я был в шоке, когда увидел своими глазами краски Арктики, — говорит он. — Прежде даже не представлял, насколько они яркие. Но я, да как и многие другие, наверное, раньше просто не понимал, что Арктика — это все-таки люди.
Во время экспедиции Юрий Шурчков сделал порядка 20 интервью — все они войдут в один цикл. Первое их них увидит свет в одном из ближайших выпусков популярного глянцевого журнала.
А вот с работами художников, принимавших участие в творческой экспедиции, можно будет познакомиться на специальной выставке — скорее всего, площадкой для нее станет архангельский музей Борисова.
Из-за посадки «Сомова» на мель запланированное посещение Малых Кармакул на Новой Земле оказалось под угрозой, но работники Первой горнорудной компании нашли выход — прилетели на Новую Землю самолетом и установили в Кармакулах мемориальную доску в память боя шхуны «Мурманец» с немецкой подлодкой U-601, в ходе которого погибли два гидросамолета Северного флота «Каталина».
— Я побывал в прошлом году в Малых Кармакулах на Новой Земле. Окрестности метеостанции — как музей под открытым небом. Здесь было первое русское поселение на Новой земле, первая православная церковь, первая метеостанция в Арктике, сюда в бухту заходили русские полярные экспедиции начала 20 века. Еще раньше здесь останавливались поморские экспедиции за морским зверем. Здесь и обломки гидросамолетов «Каталина» погибших в июле 1942 года, и позиции артиллерийской батареи с блиндажами и окопами, военный аэродром, где сохранились печки для прогрева авиадвигателей, корпус деревянной шхуны на берегу, кладбище тракторов и другой техники. Оставить все в заброшенном состоянии нельзя. Музей — это громко сказано, надо прибраться, снабдить «экспонаты» информацией, приглядывать за всем этим, — рассказал Владимир Станулевич, председатель Архангельского регионального отделения ИППО, одной их организаций-участниц проекта.
Попечитель проекта творческих экспедиций в Арктику и заместитель председателя Госдумы РФ Петр Толстой поддержал эти идеи и направил свои письма организациям-участникам проекта творческих экспедиций с просьбой проработать эти вопросы. Сейчас идет их изучение.
Как подчеркнул руководитель «Первой горнорудной компании» Сергей Незамаев, установка в Малых Кармакулах памятной доски в память членов экипажей гидросамолетов погибших в ходе боя шхуны «Мурманец» с немецкой подводной лодкой U-601 в ночь 27 июля 1942 года - имеет огромное историческое значение.
- Люди будут понимать важность всех событий, происходящих во время Великой Отечественной войны на архипелаге Новая Земля, им откроется истина этих неравных сражений, которые закончились бегством фашистов из бухты Малых Кармакул. Мы, совместно с 12 Главком Минобороны России, занимаемся эвакуацией обломков гидросамолетов, и в ближайшее время двигатель гидросамолета «Каталина» будет вывезен и займет достойное место в экспозиции 12-го Главка в парке «Патриот». С прошлого года по инициативе «Первой горнорудной компании» в экспедицию на «Сомове» направляются писатели и художники. Итогом их работы в этом году станут около 40 картин и книга об этом путешествии. Будем продолжать это важное и благородное дело, - отметил Сергей Незамаев.
Напомним, в рейс из Архангельска экспедиция отправилась на борту «Михаила Сомова» 4 июля, совместно с участниками Арктического Плавучего университета.
Однако
в ночь с 24-го на 25-е июля НЭС
«Михаил Сомов» сел
на мель в районе острова Земля
Вильчека и Комсомольские острова,
входящих в архипелаг Земля Франца-Иосифа.
На помощь «Михаилу Сомову» из Архангельска вышло научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов».
С борта севшего на мель «Михаила Сомова» эвакуировали почти всех членов экспедиции: ученых и художников переправили на научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов».
Ранее стали известны
результаты экспедиции Арктического
плавучего университета.