Еще 17 июля 1964 года исполнительный комитет Архангельского областного Совета депутатов трудящихся принял решение № 504 «Об открытии этнографического музея-заповедника деревянного зодчества на открытом воздухе в городе Архангельске».
Место для
будущего музея выбрали на границе
деревень Большие и Малые Карелы.
Архангелогородцы любили приезжать сюда
зимой кататься с горок, рядом располагались
лыжная база и турбаза «Северная Двина».
С крутых склонов открывался завораживающий
вид на северную природу: реку Корелку,
поля, овраги. Предстояла огромная работа
для реставраторов и научных сотрудников,
отправившихся в экспедиции по всей
Архангельской области. Необходимо было
найти, изучить, привезти и отреставрировать
старинные дома, колокольни, церкви и
часовни. На создание музея деревянного
зодчества под открытым небом ушло девять
лет…
Исторический момент открытия ворот
1 июня 1973 года деревянные резные ворота «Малых Корел» впервые открылись для посетителей. Лидия Андреевна Бострем, возглавлявшая музей с 1975 по 2005 год, в книге «Архангельский архитектурно-этнографический музей „Малые Корелы“» пишет: «У входа в музей Валентин Алексеевич Лапин (директор и главный архитектор Архангельской специальной научно-реставрационной производственной мастерской по ремонту и реставрации памятников архитектуры, внёс огромный вклад в создание музея. — Прим. ред.) вручил большой резной символический ключ от музея Мае Владимировне Миткевич, директору музея изобразительных искусств». Дело в том, что музей «Малые Корелы» долгие годы был архитектурно-художественным отделом Архангельского областного музея изобразительных искусств. Судя по чёрно-белой фотографии, на которой запечатлён исторический момент открытия, первыми почётными гостями музея, помимо начальников самых разных рангов, стали студенты морского рыбопромышленного техникума и курсанты мореходного училища.
За первое
полугодие работы учреждения его посетило
около 18 тысяч человек. Лидия Андреевна
Бострем в своей книге отмечает, что «для
вновь открывшегося музея это хороший
показатель, свидетельствовавший о его
перспективах».
Говорить о
перспективах развития музея всё равно
что рассуждать о бесконечности. За годы
своей работы он давно вышел за рамки
хранителя памятников культуры и знаний
об истории и традициях Русского Севера.
Он напоминает большой живой организм,
сказочную чудо-юдо рыбу кит, на огромной
спине которой расположилось множество
маленьких поселений с домиками. Как по
волшебству, старинные деревни вдруг
оживают: в некоторых домах топятся печи,
становится уютно и тепло, гостей встречают
экскурсоводы в северных костюмах,
лошадка катает в телеге довольную
ребятню, а праздничные гуляния в музее
в буквальном смысле слова стали народными.
Хранители прошлого
В музее до
сих пор работают люди, которые начали
в нём свою трудовую деятельность ещё в
80‑е годы XX века.
Архивариус
Екатерина Вадимовна Стеганцова пришла
сюда в 1982 году на должность экскурсовода.
Она отмечает, что работа в музее никогда
не была для неё скучной. Её увлекали
выставки, научные конференции,
просветительская работа. Ей довелось
участвовать в создании первых фольклорных
праздников. Правда, любимый народом
сегодня праздник «Поморская Масленица»
в те годы называли «Проводы русской
зимы».
Особенно
Екатерине Вадимовне запомнилось, как
начинали в музее разработку свадебного
обряда для молодожёнов. В 1989 году провели
научную конференцию «Традиционные и
новые обряды на Русском Севере».
Пригласили Лешуконский народный хор.
Он провёл для приглашённой пары — жениха
и невесты — старинный свадебный обряд,
в котором было всё: сватовство, рукобитие,
плач невесты и шествие к церкви. Пожалуй,
именно тогда зародилась традиция у
влюблённых после загса ехать в «Малые
Корелы».
Она помнит,
и как был сшит первый народный костюм
для сотрудников. Тогда, в 1984 году, было
сложно найти подходящие материалы. Для
создания правильного образа изучали в
фондах музея старинные рубахи, сарафаны,
коротёны и уже в ателье шили по образцам.
А сейчас в музее все сотрудники, работающие
с посетителями, носят традиционные
северные костюмы.
Ещё одно из
ярких воспоминаний Екатерины Вадимовны
— о том, как в начале 90‑х, когда она
уже работала в архиве, было сделано
ценное приобретение — фотографии и
документы от основоположников музея.
Архивная работа важна, уверена Екатерина
Стеганцова: документируется весь процесс
музейной работы, даже тот, который скрыт
от глаз посетителей. Продолжается дело
первых: архитекторов, историков,
этнографов, — тех людей, которые стояли
у истоков.
«Где бы я ещё встретила Ельцина?!»
Библиотекарь
Надежда Борисовна Тюн в «Малых Корелах»
с конца 80‑х. Она занимала разные
должности, начинала тоже экскурсоводом.
– Свою
первую экскурсию я проводила для гостей
из Москвы, — вспоминает Надежда Борисовна.
— Люди искренне интересовались деревянным
зодчеством и задавали столько вопросов!
Помню, что справилась. Они удивились,
когда узнали, что я впервые веду экскурсию,
и аплодировали мне. Для меня это было
высшей похвалой!
Надежда Тюн на экскурсии, лето 1989 года/Фото из архива музея-заповедника «Малые Корелы»
Надежда
Борисовна говорит, что за 35 лет работы
в музее довелось встретить много
интересных и талантливых людей.
– Особенно
я благодарна людям, которые меня окружали
в самом начале профессионального пути.
Это одни из первых научных сотрудников
музея: Нина Николаевна Власихина, Ольга
Васильевна Кременская, Иван Васильевич
Данилов, которые подарили мне бесценный
опыт музейной работы. Они привозили из
научно-исследовательских экспедиций
интереснейший материал из жизни северной
деревни — заслушаться можно.
За 50 лет музей
посетило много известных, знаменитых
людей. Это уже многолетняя традиция
гостей Архангельска: посещение «Малых
Корел» — обязательный пункт культурной
программы. Так, в 1996 году во время
предвыборной кампании на Север приехал
Борис Николаевич Ельцин.
– Ну где бы
я ещё увидела Ельцина? Только в «Малых
Корелах»! — восклицает Надежда Борисовна.
Будущего президента встречали, как и
всех дорогих гостей, у центральных ворот
хлебом-солью и колокольными звонами.
Экскурсию ему проводила директор Лидия
Андреевна Бострем. По рассказам коллег,
Борис Николаевич подходил ко многим
памятникам и прикасался к ним рукой,
чтобы ощутить тепло старинного дерева.
Надежда
Борисовна встречала высоких гостей в
избе и угощала чаем.
– Помню, он
вошёл, — рассказывает она. — Статный,
огромного роста! Хотя я тоже не маленького,
но на него смотрела, подняв голову. От
волнения у меня дрожали руки, и чашки с
чаем начали скользить по подносу.
Понимаю: ещё немного — и они рухнут!
Остановилась, собралась и пошла твёрдой
походкой. Он меня потом приобнял,
поцеловал руку и поблагодарил за приём.
Коллеги смеялись, мол, руку теперь не
мой!
Народ «голосует» ногами
Интересно
проследить за тем, как развивались в
течение 50 лет отношения музея и
посетителей. Ведь мы понимаем, что люди
всегда «голосуют» ногами, а до «Малых
Корел» ещё нужно добраться: расположен
музей в двадцати пяти километрах от
Архангельска.
По словам
директора музея Сергея Рубцова, до 1992
года объём посещений рос. В Советском
Союзе существовало такое понятие, как
«профсоюзный туризм». Музей «Малые
Корелы» входил в туристический маршрут
на Соловки.
– Я как раз
тогда на Соловках работал, — рассказывает
он, — и хорошо помню, как в пятницу утром
в Архангельск прилетали самолёты и
высаживали туристов из Москвы, Ленинграда,
Прибалтики. Сначала они отправлялись
в музей «Малые Корелы», затем уезжали
на два дня на Соловки. Путёвка первым
классом стоила всего 11 рублей. Потом
Советский Союз рухнул, а вместе с ним и
массовый туризм… Если раньше экскурсоводы
только успевали выходить на маршрут с
иногородними гостями, то теперь этих
групп не стало. Сократился объём
экскурсий.
Изменился и
портрет посетителя. Восемьдесят процентов
гостей музея — местные жители из
Архангельска, Северодвинска и Новодвинска,
знающие каждый уголок заповедника.
Казалось бы, ну чем их удивлять? Тогда
стали разрабатывать традиционный
календарь народных праздников. Именно
в 90‑е началось насыщение интерьеров
старинных домов. Ведь изначально гулять
можно было только по улочкам музея, а
внутрь усадеб не заходили. Появились
новые экспозиции, интерактивные
мероприятия и мастер-классы.
Традиции в красивой упаковке
– Наша
задача — сохранить материальное и
нематериальное культурное наследие
Севера, — рассказывает заместитель
директора по развитию и работе с
посетителями Михаил Орлов. — Нематериальное
— это праздники и традиции. Нужно всё
завернуть в такую красивую культурную
упаковку, чтобы людям было интересно.
Так приняли решение дать второе дыхание некоторым мероприятиям. Праздник сенокоса в 2019 году перерос в двухдневный этно-джазовый фестиваль «СеноFEST». Благодаря партнёру музея Тиму Дорофееву, на праздник приезжают музыканты со всей страны. Происходит синтез фольклора и джаза. Михаил отмечает: прелесть фестиваля в том, что каждый посетитель найдёт себе дело по душе. Одни отдыхают на сене, другие учатся косить, ставить стог, третьи заводят хоровод или общаются с ремесленниками, дети бегают и играют с сеном — никаких ограничений. И всё это в тёплой, дружеской обстановке на фоне северной природы.
Праздник
Лошади и Праздник Хлеба тоже переработали
в двухдневный этнокультурный фестиваль
«Борода», который проходит в сентябре
и символизирует окончание сбора урожая.
По словам Михаила Орлова, людям хочется
не просто смотреть на действие, а
принимать в нём непосредственное
участие: у гостей есть возможность жать
зерновые и копать картофель. Теперь
ради этого на экспозиционном поле
сотрудники музея садят не только рожь,
овёс, лён и пшеницу, но и картошку.
Изюминкой этого фестиваля стал конкурс
бородачей. Члены жюри, определяя
обладателя самой длинной бороды,
использовали старинные меры длины:
вершки и пяди. Праздник, как говорится,
«зашёл».
Забота о комфорте
В отличие от
советского посетителя, современные
гости музея путешествовали по миру, и
им есть с чем сравнивать. Самое главное
— они стали более требовательны к
сервису и комфорту. В музее каждый год
происходят приятные изменения по
улучшению инфраструктуры.
Сергей Рубцов
вспоминает: когда он начинал работать
в должности директора, людей поили чаем
только в доме Пухова, который в 2011 году
должны были закрыть на реставрацию.
Зима. Морозы жуткие, а погреться зайти
некуда. К концу 2011 года поставили чайный
дом в Каргопольско-Онежском секторе, а
в 2015‑м — в Двинском. В 2013 году рядом
с первым чайным домом построили творческую
мастерскую с выставочным залом.
Провели
работу с дворниками, чтобы на территории
заповедника всегда было чисто.
Ликвидировали, как пережиток прошлого,
неотапливаемые туалеты свободного
падения. Сейчас в музее несколько тёплых
уборных, недавно в них установили
пеленальные столики. По просьбе
посетителей на центральном входе
оборудовали камеру хранения, в которой
можно оставить даже большой чемодан.
Во время
больших праздников работают дополнительные
кассы, чтобы избежать очередей за
билетами, их можно купить и на сайте
музея. В дни фестивалей организуют
трансфер: музейный автобус перевозит
посетителей до северных ворот к
Мезенскому, Пинежскому и Двинскому
секторам. Появилась парковка для
велосипедов. В прошлом году отремонтировали
мостовой переход от автобусной остановки
до центральных ворот, оборудовали
дополнительные места для отдыха.
Судя по оценке
«пять баллов», которую посетители ставят
в отзовике Яндекса, люди чувствуют
заботу по отношению к себе. Может быть,
и они в ответ на заботу будут бережнее
относиться к памятникам архитектуры.
В планах —
усовершенствование информационно-указательной
системы, возможность посещения музея
по абонементу и многое другое…
– Сергей
Германович, продумывать стратегию
развития музея можно в кабинете. Как
часто бываете на территории?
– Как минимум
два раза в неделю выезжаю, личное
присутствие необходимо. Бывало, вижу —
группа стоит, а экскурсовод ещё не
освободился. Взял — повёл. А почему нет?
Я же на Соловках долгое время экскурсоводом
работал. Надо вспомнить молодость! Тем
более экскурсоводы рассказывают про
этнографию, деревянное зодчество. А я
показываю, чем сейчас живёт музей. Вот
тут плотники работают, недавно новое
место отдыха поставили, а вот здесь
повесили камеру видеонаблюдения. В
следующем году «Малые Корелы» отметят
ещё один большой юбилей — 60 лет со дня
создания, а ещё через год — 55‑летие
колокольных звонов. Главное для музея
— движение. Ровное, устойчивое и
стабильное.