01.06.2023 08:31

Сегодня музей-заповедник «Малые Корелы» отмечает юбилей

Ровно 50 лет назад, 1 июня 1973 года, музей распахнул свои двери для посетителей
В северном хороводе — артисты фольклорно-этнографического театра «Новиця»/Фото из архива музея-заповедника «Малые Корелы»
Праздник «Цветики-цветочки», 1987 год. Фото: Владимир Вешняков

Еще 17 июля 1964 года исполнительный комитет Архангельского областного Совета депутатов трудящихся принял решение № 504 «Об открытии этнографического музея-заповедника деревянного зодчества на открытом воздухе в городе Архангельске».

Место для будущего музея выбрали на границе деревень Большие и Малые Карелы. Архангелогородцы любили приезжать сюда зимой кататься с горок, рядом располагались лыжная база и турбаза «Северная Двина». С крутых склонов открывался завораживающий вид на северную природу: реку Корелку, поля, овраги. Предстояла огромная работа для реставраторов и научных сотрудников, отправившихся в экспедиции по всей Архангельской области. Необходимо было найти, изучить, привезти и отреставрировать старинные дома, колокольни, церкви и часовни. На создание музея деревянного зодчества под открытым небом ушло девять лет…


Исторический момент открытия ворот


Открытие музея, июнь 1973 года. Выступает начальник Управления культуры Архоблисполкома М.И. Ноговицына/Фото: Владимир ВешняковОткрытие музея, июнь 1973 года. Выступает начальник Управления культуры Архоблисполкома М.И. Ноговицына/Фото: Владимир Вешняков


1 июня 1973 года деревянные резные ворота «Малых Корел» впервые открылись для посетителей. Лидия Андреевна Бострем, возглавлявшая музей с 1975 по 2005 год, в книге «Архангельский архитектурно-этнографический музей „Малые Корелы“» пишет: «У входа в музей Валентин Алексеевич Лапин (директор и главный архитектор Архангельской специальной научно-реставрационной производственной мастерской по ремонту и реставрации памятников архитектуры, внёс огромный вклад в создание музея. — Прим. ред.) вручил большой резной символический ключ от музея Мае Владимировне Миткевич, директору музея изобразительных искусств». Дело в том, что музей «Малые Корелы» долгие годы был архитектурно-художественным отделом Архангельского областного музея изобразительных искусств. Судя по чёрно-белой фотографии, на которой запечатлён исторический момент открытия, первыми почётными гостями музея, помимо начальников самых разных рангов, стали студенты морского рыбопромышленного техникума и курсанты мореходного училища.

За первое полугодие работы учреждения его посетило около 18 тысяч человек. Лидия Андреевна Бострем в своей книге отмечает, что «для вновь открывшегося музея это хороший показатель, свидетельствовавший о его перспективах».

Говорить о перспективах развития музея всё равно что рассуждать о бесконечности. За годы своей работы он давно вышел за рамки хранителя памятников культуры и знаний об истории и традициях Русского Севера. Он напоминает большой живой организм, сказочную чудо-юдо рыбу кит, на огромной спине которой расположилось множество маленьких поселений с домиками. Как по волшебству, старинные деревни вдруг оживают: в некоторых домах топятся печи, становится уютно и тепло, гостей встречают экскурсоводы в северных костюмах, лошадка катает в телеге довольную ребятню, а праздничные гуляния в музее в буквальном смысле слова стали народными.


Хранители прошлого

В музее до сих пор работают люди, которые начали в нём свою трудовую деятельность ещё в 80‑е годы XX века.

Архивариус Екатерина Вадимовна Стеганцова пришла сюда в 1982 году на должность экскурсовода. Она отмечает, что работа в музее никогда не была для неё скучной. Её увлекали выставки, научные конференции, просветительская работа. Ей довелось участвовать в создании первых фольклорных праздников. Правда, любимый народом сегодня праздник «Поморская Масленица» в те годы называли «Проводы русской зимы».

Екатерина Стеганцова начинала как экскурсовод. С начала 90-х работает в архиве музея/Фото из архива музея-заповедника «Малые Корелы»Екатерина Стеганцова начинала как экскурсовод. С начала 90-х работает в архиве музея/Фото из архива музея-заповедника «Малые Корелы»

Особенно Екатерине Вадимовне запомнилось, как начинали в музее разработку свадебного обряда для молодожёнов. В 1989 году провели научную конференцию «Традиционные и новые обряды на Русском Севере». Пригласили Лешуконский народный хор. Он провёл для приглашённой пары — жениха и невесты — старинный свадебный обряд, в котором было всё: сватовство, рукобитие, плач невесты и шествие к церкви. Пожалуй, именно тогда зародилась традиция у влюблённых после загса ехать в «Малые Корелы».

Она помнит, и как был сшит первый народный костюм для сотрудников. Тогда, в 1984 году, было сложно найти подходящие материалы. Для создания правильного образа изучали в фондах музея старинные рубахи, сарафаны, коротёны и уже в ателье шили по образцам. А сейчас в музее все сотрудники, работающие с посетителями, носят традиционные северные костюмы.

Ещё одно из ярких воспоминаний Екатерины Вадимовны — о том, как в начале 90‑х, когда она уже работала в архиве, было сделано ценное приобретение — фотографии и документы от основоположников музея. Архивная работа важна, уверена Екатерина Стеганцова: документируется весь процесс музейной работы, даже тот, который скрыт от глаз посетителей. Продолжается дело первых: архитекторов, историков, этнографов, — тех людей, которые стояли у истоков.


«Где бы я ещё встретила Ельцина?!»

Библиотекарь Надежда Борисовна Тюн в «Малых Корелах» с конца 80‑х. Она занимала разные должности, начинала тоже экскурсоводом.

– Свою первую экскурсию я проводила для гостей из Москвы, — вспоминает Надежда Борисовна. — Люди искренне интересовались деревянным зодчеством и задавали столько вопросов! Помню, что справилась. Они удивились, когда узнали, что я впервые веду экскурсию, и аплодировали мне. Для меня это было высшей похвалой!

Надежда Тюн на экскурсии, лето 1989 года/Фото из архива музея-заповедника «Малые Корелы»Надежда Тюн на экскурсии, лето 1989 года/Фото из архива музея-заповедника «Малые Корелы»

Надежда Борисовна говорит, что за 35 лет работы в музее довелось встретить много интересных и талантливых людей.

– Особенно я благодарна людям, которые меня окружали в самом начале профессионального пути. Это одни из первых научных сотрудников музея: Нина Николаевна Власихина, Ольга Васильевна Кременская, Иван Васильевич Данилов, которые подарили мне бесценный опыт музейной работы. Они привозили из научно-исследовательских экспедиций интереснейший материал из жизни северной деревни — заслушаться можно.

За 50 лет музей посетило много известных, знаменитых людей. Это уже многолетняя традиция гостей Архангельска: посещение «Малых Корел» — обязательный пункт культурной программы. Так, в 1996 году во время предвыборной кампании на Север приехал Борис Николаевич Ельцин.

– Ну где бы я ещё увидела Ельцина? Только в «Малых Корелах»! — восклицает Надежда Борисовна. Будущего президента встречали, как и всех дорогих гостей, у центральных ворот хлебом-солью и колокольными звонами. Экскурсию ему проводила директор Лидия Андреевна Бострем. По рассказам коллег, Борис Николаевич подходил ко многим памятникам и прикасался к ним рукой, чтобы ощутить тепло старинного дерева.

Надежда Борисовна встречала высоких гостей в избе и угощала чаем.

– Помню, он вошёл, — рассказывает она. — Статный, огромного роста! Хотя я тоже не маленького, но на него смотрела, подняв голову. От волнения у меня дрожали руки, и чашки с чаем начали скользить по подносу. Понимаю: ещё немного — и они рухнут! Остановилась, собралась и пошла твёрдой походкой. Он меня потом приобнял, поцеловал руку и поблагодарил за приём. Коллеги смеялись, мол, руку теперь не мой!


Народ «голосует» ногами

Интересно проследить за тем, как развивались в течение 50 лет отношения музея и посетителей. Ведь мы понимаем, что люди всегда «голосуют» ногами, а до «Малых Корел» ещё нужно добраться: расположен музей в двадцати пяти километрах от Архангельска.

По словам директора музея Сергея Рубцова, до 1992 года объём посещений рос. В Советском Союзе существовало такое понятие, как «профсоюзный туризм». Музей «Малые Корелы» входил в туристический маршрут на Соловки.

– Я как раз тогда на Соловках работал, — рассказывает он, — и хорошо помню, как в пятницу утром в Архангельск прилетали самолёты и высаживали туристов из Москвы, Ленинграда, Прибалтики. Сначала они отправлялись в музей «Малые Корелы», затем уезжали на два дня на Соловки. Путёвка первым классом стоила всего 11 рублей. Потом Советский Союз рухнул, а вместе с ним и массовый туризм… Если раньше экскурсоводы только успевали выходить на маршрут с иногородними гостями, то теперь этих групп не стало. Сократился объём экскурсий.

Изменился и портрет посетителя. Восемьдесят процентов гостей музея — местные жители из Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, знающие каждый уголок заповедника. Казалось бы, ну чем их удивлять? Тогда стали разрабатывать традиционный календарь народных праздников. Именно в 90‑е началось насыщение интерьеров старинных домов. Ведь изначально гулять можно было только по улочкам музея, а внутрь усадеб не заходили. Появились новые экспозиции, интерактивные мероприятия и мастер-классы.


Традиции в красивой упаковке

– Наша задача — сохранить материальное и нематериальное культурное наследие Севера, — рассказывает заместитель директора по развитию и работе с посетителями Михаил Орлов. — Нематериальное — это праздники и традиции. Нужно всё завернуть в такую красивую культурную упаковку, чтобы людям было интересно.

Михаил Орлов с сотрудниками музея и артистами театра «Новиця»/Фото из архива музея-заповедника «Малые Корелы»Михаил Орлов с сотрудниками музея и артистами театра «Новиця»/Фото из архива музея-заповедника «Малые Корелы»

Так приняли решение дать второе дыхание некоторым мероприятиям. Праздник сенокоса в 2019 году перерос в двухдневный этно-джазовый фестиваль «СеноFEST». Благодаря партнёру музея Тиму Дорофееву, на праздник приезжают музыканты со всей страны. Происходит синтез фольклора и джаза. Михаил отмечает: прелесть фестиваля в том, что каждый посетитель найдёт себе дело по душе. Одни отдыхают на сене, другие учатся косить, ставить стог, третьи заводят хоровод или общаются с ремесленниками, дети бегают и играют с сеном — никаких ограничений. И всё это в тёплой, дружеской обстановке на фоне северной природы.

Праздник Лошади и Праздник Хлеба тоже переработали в двухдневный этнокультурный фестиваль «Борода», который проходит в сентябре и символизирует окончание сбора урожая. По словам Михаила Орлова, людям хочется не просто смотреть на действие, а принимать в нём непосредственное участие: у гостей есть возможность жать зерновые и копать картофель. Теперь ради этого на экспозиционном поле сотрудники музея садят не только рожь, овёс, лён и пшеницу, но и картошку. Изюминкой этого фестиваля стал конкурс бородачей. Члены жюри, определяя обладателя самой длинной бороды, использовали старинные меры длины: вершки и пяди. Праздник, как говорится, «зашёл».


Забота о комфорте

В отличие от советского посетителя, современные гости музея путешествовали по миру, и им есть с чем сравнивать. Самое главное — они стали более требовательны к сервису и комфорту. В музее каждый год происходят приятные изменения по улучшению инфраструктуры.

Сергей Рубцов вспоминает: когда он начинал работать в должности директора, людей поили чаем только в доме Пухова, который в 2011 году должны были закрыть на реставрацию. Зима. Морозы жуткие, а погреться зайти некуда. К концу 2011 года поставили чайный дом в Каргопольско-Онежском секторе, а в 2015‑м — в Двинском. В 2013 году рядом с первым чайным домом построили творческую мастерскую с выставочным залом.

Провели работу с дворниками, чтобы на территории заповедника всегда было чисто. Ликвидировали, как пережиток прошлого, неотапливаемые туалеты свободного падения. Сейчас в музее несколько тёплых уборных, недавно в них установили пеленальные столики. По просьбе посетителей на центральном входе оборудовали камеру хранения, в которой можно оставить даже большой чемодан.

Во время больших праздников работают дополнительные кассы, чтобы избежать очередей за билетами, их можно купить и на сайте музея. В дни фестивалей организуют трансфер: музейный автобус перевозит посетителей до северных ворот к Мезенскому, Пинежскому и Двинскому секторам. Появилась парковка для велосипедов. В прошлом году отремонтировали мостовой переход от автобусной остановки до центральных ворот, оборудовали дополнительные места для отдыха.

Судя по оценке «пять баллов», которую посетители ставят в отзовике Яндекса, люди чувствуют заботу по отношению к себе. Может быть, и они в ответ на заботу будут бережнее относиться к памятникам архитектуры.

В планах — усовершенствование информационно-указательной системы, возможность посещения музея по абонементу и многое другое…

– Сергей Германович, продумывать стратегию развития музея можно в кабинете. Как часто бываете на территории?

– Как минимум два раза в неделю выезжаю, личное присутствие необходимо. Бывало, вижу — группа стоит, а экскурсовод ещё не освободился. Взял — повёл. А почему нет? Я же на Соловках долгое время экскурсоводом работал. Надо вспомнить молодость! Тем более экскурсоводы рассказывают про этнографию, деревянное зодчество. А я показываю, чем сейчас живёт музей. Вот тут плотники работают, недавно новое место отдыха поставили, а вот здесь повесили камеру видеонаблюдения. В следующем году «Малые Корелы» отметят ещё один большой юбилей — 60 лет со дня создания, а ещё через год — 55‑летие колокольных звонов. Главное для музея — движение. Ровное, устойчивое и стабильное.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ЕВГРАФОВА