26.06.2022 14:26

В издательстве САФУ вышла новая книга Андрея Жданова о группе «Битлз»

Мы уже рассказывали о книге Андрея Жданова «Успех группы. Психология глобального признания на примере успеха легендарной ливерпульской четвёрки»
Андрей Жданов с новой книгой. Фото автора

Книга, посвящённая «Битлз» и битломании, вышла в конце прошлого года, ещё одна её презентация состоится на предстоящем фестивале «Белый июнь».

И вот, вышла новая книга Андрея Жданова — «Ливерпульская четвёрка как объект социально-психологического анализа». Книга тиражом в 500 экземпляров вышла на английском языке в переводе Елены Кузнецовой. Русский вариант книги планируется выпустить осенью, и, как обещает автор, он появится в широкой продаже.

Это издание — научная монография: секрет успеха группы буквально препарируется автором с точки зрения психологии, совместимости типов личности, теории лидерства.

Почему книга вышла сначала на английском языке? Дело в том, что она предназначается для англоязычного читателя, а именно — для Пола Маккартни, Йоко Оно, Ринго Старра. Ещё несколько экземпляров отправятся в библиотеку Ливерпульского университета.

О монографии мы поговорили с автором — Андреем Ждановым.

– Андрей Юрьевич, что это за график на обложке книги с родными для старшего поколения меломанов «битловскими» лицами?

– Круг Айзенка с обозначением секторов, соответствующих четырём типам темпераментов. Джон Леннон — где‑то между меланхоликом и холериком, Маккартни — типичный сангвиник, Харрисон — флегматик, а вот Ринго Старр оказался центральным ядром, объединяющим всю группу.

– Что нужно, чтобы начертить этот круг?

– Чтобы начертить этот круг, надо заполнить опросник на каждого участника, что я и сделал за них заочно. Дело в том, что о «Битлз» написаны тонны всяческой информации, «прослежено» было всё — как и что делают, быстро или медленно, как включают телевизор и тому подобное. «Перелопатить» всё это было непросто, но в моей домашней библиотеке есть, наверное, все изданные в России книги о «Битлз» и плюс интернет в помощь.

– Совпадение темпераментов и есть их секрет?

– Ещё я взял для анализа теорию поколений, сезонности, лидерства. В 1960‑е годы большинство населения Земли были молодыми людьми послевоенного поколения, живо воспринимавшими всё новое, следовательно, это предопределило битломанию. Сезонность — это четыре стадии развития, присущие всему живому, по типу времён года: весна — зарождение, лето — рост, осень — пожинание плодов, зима — подведение итогов. Ярко выраженного лидера в группе «Битлз» не было, его функции переходили от одного участника к другому.

– Хорошо, вы проанализировали феноменальный в своё время успех «Битлз» с точки зрения психологии. А зачем?

– Знаете, мой девиз, под которым я сейчас живу, таков: «Если армией управляет приказ, то обществом управляет культура». Культура задаёт образцы, ценности, знаки, языки. Вы можете сказать, что есть ещё антикультура. А у неё свои цели, прямо противоположные культуре. Тем не менее она тоже управляет какой‑то частью общества. Мне было интересно найти те глобальные рычаги влияния на общество, взяв за основу такой феномен как массовая истерия, повальное увлечение музыкой «Битлз» — битломанию.

– Вы сами написали в первой книге, что у «Битлз» был ещё гениальный продюсер, аранжировщик, композитор Джордж Мартин и гениальный менеджер Брайан Эпстайн…

– Да, успех группы — заслуга шестерых человек, а не четвёрки. У Джорджа Мартина был абсолютный слух, он работал со звуком в студии, и потом, на пластинках звучание «Битлз» было гораздо лучше, чем на концертах. Заслуга Эпстайна — создание планетарной битломании. Однако как только Эпстайн ушёл в мир иной, миф «Битлз» рассыпался, группа распалась, у каждого началась сольная карьера, но интерес поклонников к ним не пропал.

– Зачем же разрушать миф?..

– Мне было интересно, за счёт чего они достигли успеха, которого никто другой так и не достиг, в чём магия, которая сложилась вокруг «Битлз». Ведь в своё время они прогремели так, что проникли даже сквозь «железный занавес» СССР, а отголоски их успеха слышны до сих пор. Посмотрите записи концертов «Битлз» в интернете: рёв на трибунах стоит такой, что самой музыки иногда не слышно. И ведь не сказать, что все остальные музыканты мира в те времена были менее талантливы, чем ливерпульская четвёрка. Но тако-о-й успех выпал только на их долю. Пришлось исписать 400 страниц первой книги, чтобы понять, что никакой магии нет. Если обращаться к Пушкину, то я «проверил алгеброй гармонию».

– До вас этим никто не занимался?

– Насколько я знаю, нет. Поскольку «Битлз» всегда относили к области мифологии, то никто не подходил к ним с научными методами. Как сказал Владимир Матецкий, композитор, продюсер и главный битловед России: «Если судить о сложении темпераментов участников группы — то так о „Битлз“ ещё никто не писал. Хороший подарок к 80‑летию Пола Маккартни»: юбилей «битла» — в нынешнем июне и книга специально издавалась под эту дату. А Елена Кудряшова, доктор философских наук, ректор САФУ, считает, что монография — хорошая основа для докторской диссертации по социальной психологии.

– Как думаете, Маккартни ваша монография понравится?

– Во всяком случае, надеюсь, что сэр Пол Маккартни её прочитает. Мы отправляем ему пять экземпляров, если понадобится ещё — вышлем. Понимаю, вы хотите сказать, что научная книга написана, возможно, с некоторым пренебрежением, мол, задался целью опровергнуть миф о «Битлз»? Нет у меня такой цели, я только исследую их феномен. Я сам — битломан со стажем, и это навсегда…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА