С недавнего времени — научный сотрудник Архангельского краеведческого музея, который разработал и провёл несколько необычных экскурсий и занятий, посвящённых Михаилу Ломоносову.
Ныне Андрей Юрьевич ещё и автор только что вышедшей книги, посвящённой успеху группы «Битлз». Она так и называется — «Успех группы. Психология глобального признания на примере успеха легендарной ливерпульской четвёрки». Труд серьёзный, в нём более 400 страниц. По словам автора, материалы для книги он собирал и проверял более 30 лет.
– Это не хронологическая история группы «Битлз», — говорит Андрей Жданов, — её уже написал по горячим следам Хантер Дэвис, она переведена и издана в нашей стране. Моя книга — попытка исследования причин успеха, невероятного по своему размаху в 1960‑х годах. Причём я ещё не затронул тему влияния «Битлз» на российскую культуру, думаю, это особая тема.
Андрей Юрьевич собирал книги о «Битлз», изданные в нашей стране в начале 1990‑х и за рубежом, их он упоминает в разделе «Домашняя библиотека автора». Туда же вошли научные монографии по психологии, изданные, в том числе, в Архангельске.
О новой книге Андрея Жданова мы и поговорили с автором, а её презентация состоится завтра, 27 января, и 3 февраля в Доме книги.
– И как вы считаете, в чём успех группы, ведь в СССР считали, что «битлы» даже нот не знали?
– Во-первых, успешные «Битлз» — это не четыре человека, а шесть. Прибавьте сюда продюсера звукозаписи Джорджа Мартина и концертного менеджера Брайана Эпстайна. Пусть четыре человека «нот не знали», зато их очень хорошо знал Джордж Мартин. К слову, основы академического музыкального образования получил и Пол Маккартни, пользуясь расположением мамы своей первой невесты Джейн Эшер. Мама её была профессором школы музыки и драмы.
– Хорошо, но этого мало для повального увлечения группой всех и вся. Мало ли было сильных музыкантов, но они не достигли такого успеха, как «Битлз».
– Именно этот феномен я и исследую в своей книге. Но предпосылки к тому были, и это не просто то, что шесть человек оказались в нужное время в нужном месте. Это были люди послевоенного поколения, а после войны в мире, потрёпанном большими потерями, наступил настоящий беби-бум. Дети подросли к 1960‑м, и это была преобладающая часть населения, в том числе и нашей страны, — молодёжь и подростки. Молодёжные бунты и революции, коммунарское движение в СССР пришлись именно на 1960‑е годы. Юношеству, ставшему большинством населения Земли, хотелось перемен.
– Ой, сейчас мы подойдём к теории пассионарности Льва Гумилёва…
– Да, так и есть. Бунты 1960‑х в Европе и появление плеяды «шестидесятников» в СССР прекрасно накладываются на теорию пассионарности. После Первой мировой войны было то же самое, но после Второй мировой «отцы» прекрасно понимали, во что может вылиться энергия «детей», достаточно бросить спичку. И отсюда появление глобальной рок-культуры, битломании или стиляг в СССР. Появилась молодёжная субкультура, и не одна.
– И всё? Подходящая публика, талантливые музыканты и не менее талантливые продюсеры.
– Не заметили, слушая «Битлз»? У них не было солиста, солистами были все. Это идея Джорджа Мартина. Официально лидером был Джон Леннон, но на самом деле популярностью пользовались все участники, а не один Леннон. Кто помнит имена музыкантов, подыгрывающих Элвису Пресли? Клифф Ричард выступал как единственный солист группы «Тени» (The Shadows). А вот в «Битлз» не было единственного неоспоримого лидера. Очень помогла мне понять суть этого явления докторская диссертация моего давнего друга — ректора САФУ Елены Кудряшовой, посвящённая лидерству. Именно переход функции лидера от одного участника к другому группы «Битлз» и обеспечивал, на мой взгляд, психологическую основу их успешного сотрудничества.
– Теперь все слагаемые успеха?
– Нет, ещё хочу написать книгу о женщинах, которые стояли за участниками «Битлз». Не нами сказано, за великими мужчинами стоят великие женщины.
– Про Йоко Оно, жену Леннона, говорили, что она развалила «Битлз»…
– Это не так. Йоко Оно оказала большое влияние на Леннона, но отнюдь не разрушительное. Я это математически доказываю в своей книге: с её появлением творческая активность всей группы возросла неимоверно.
– Так кто же развалил «Битлз»?
– Они разошлись, очумев от славы и наплевав на контракты. Брайану Эпстайну, пока он был жив, пришлось самому решать вопросы с неустойками. Но я не исследую причины упадка группы, у каждого из них началась сольная карьера, более-менее успешная. Тем не менее, «Битлз» остались в истории музыки и вообще в истории не просто как талантливые музыканты, а как явление. После них столь грандиозный успех смогли повторить единицы. Например, Майкл Джексон — и то, учитывая опыт «Битлз» и сотрудничая с Полом Маккартни. Ведь даже учреждён Всемирный день «Битлз» — 16 января.
– А правда, что вы хотите перевести свою книгу на английский и подарить Полу Маккартни к 80‑летию, которое он отметит в нынешнем году?
– Да, это так: такой совет дал мне Владимир Леонардович Матецкий, советский и российский композитор, продюсер, радиоведущий, автор многих шлягеров. Его считают главным знатоком творчества «Битлз» в России.
– А вы сами как познакомились с творчеством «Битлз», их ведь официально в СССР не жаловали?
– В детстве. Мой папа был моряк и меломан, по его словам, я научился читать в три года по надписям на пластинках. Потом в Архангельске можно было купить дефицитные пластинки иностранного производства «на туче». Это был чёрный рынок на втором лесозаводе. Ну и, конечно, по магнитофонным записям на «бобинах», гулявших по всей стране.
– Вы часто «диджействуете», сейчас просят поставить «Битлз»?
– Зависит от аудитории. «Yesterday», «Michelle» и «Girl», к примеру, всегда идут на ура. Да и в афишах Архангельска каждый год в январе обязательно найдётся несколько музыкальных вечеров, посвящённых творчеству «Битлз».