В начале прошлого века литейщики Бутырского завода по заказу товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства изготовили стальные конструкции для будущих ворот корабельного дока, который строился в северной тундре. Эти ворота вот уже 115 лет служат заводу верой и правдой. Как и люди, хранящие верность родному предприятию.
По словам Степана Бечина, заместителя директора по производству, сотрудникам предприятия приходилось работать много – на семи станках.
– То есть он и токарь, и фрезеровщик, и сверловщик – всё делает! – отметил он.
Делать всё – принцип, позволяющий одерживать новые победы в судостроении. Так, Лайский завод стал первым, где применили электросварку, построили первое советское научное судно "Персей" и первые суда на воздушной подушке. И сегодня в Лайском доке не только ремонтируют, но и строят суда. Предприятие имеет собственное конструкторское бюро. По своим проектам на заводе построены буксиры, которым сложно найти конкурентов в Архангельской области. Из дока вышли «Искандер», «Гранит», «Борей», «Маринеско» – все они успешно работают в Белом, Баренцевом, Карском морях.
В ходе торжественного мероприятия почётные грамоты и благодарности сотрудникам предприятия вручила глава Приморского района Валентина Рудкина.
Чествовали и ветеранов предприятия.
– Представляете, триста рабочих ! Но начальник специальности всегда говорил ребята: «Вы никогда в жизни не пожалеете, если поедете в Лайский док. Вы оттуда уедете такими классными специалистами». И мы ведь до сих пор, вот уже прошло 30-40 лет общаемся, – рассказывает Зинаида Сальникова, ветеран «Лайского дока».
А еще» Лайский док» славится трудовыми династиями. Одна из старейших – семья Телегиных.
– Я пришла сюда на завод в 17 лет. Вышла замуж за Виталия Федоровича Телегина. У него отец работал здесь на заводе, отец ушел на фронт, погиб. После этого муж мой работал, я работала, и мой сын младший работал тоже. У нас стаж общий 115 лет, – рассказывает Майя Телегина, ветеран предприятия.
Сегодня «Лайский док» обеспечен заказами по ремонту на сто процентов. Ежегодно здесь обслуживается, ремонтируется и строится до 120 различных судов.
– Коллектив «Лайского завода» успешно справляется с поставленными задачами, но у нас есть резервы и мы можем увеличить ремонтные работы, а также обеспечить и строительство новых судов в перспективе. Мы к этому стремимся. На заводе закупаются новые станки, производится обучение персонала , – говорит Александр Кузнецов, генеральный директор ООО «Лая-Девелопмент».
Стремиться – это, пожалуй, лозунг, следуя которому «Лайский док» сохранил свой профиль и остается старейшим судоремонтным заводом Поморья.