07.05.2022 10:28

Капитан АТФ – о пути в профессию, рыбных местах и загадочных следах от зубов

Геннадий Васильевич Заворохин родился в деревне Боровской Шенкурского района
Геннадий Васильевич Заворохин в музее АТФ
Различные варианты кухтылей — шаров, которые подвязываются в качестве поплавка к рыболовным тралам.

Кораблик в луже

Мама работала на земле, пекла хлеб, отец, вернувшись с фронта, выучился на тракториста и всю жизнь отработал в Михайловском отделении совхоза «Ровдино» механиком.

– Это он привил мне любовь к механике и к рыбалке, — рассказывает Геннадий Васильевич. — И однажды я решил эти увлечения соединить. У меня троюродный брат учился в «рыбке», в деревню приезжал всегда в форме. И я решил — пойду на судового механика. И подал документы в Архангельский морской рыбопромышленный техникум, ничего не сказав родителям. Экзамены сдал, а вот на собеседование не попал — сенокос был в самом разгаре, пришлось вернуться в деревню. А когда 1 сентября приехал на учёбу, выяснилось, что моё место на судомеханика занято. Но было место на отделении судовождения, и я согласился.

Геннадий Васильевич признаётся, что учёба сначала давалась нелегко. Но к трудностям деревенский парень привык — в деревне каждый день в школу приходилось ходить по семь километров пешком.

– Поскольку я вступительные экзамены сдал с одной тройкой, то сначала на первом курсе я не получал стипендию, — рассказывает он. — Но со второго полугодия стипендия у меня уже была, со второго курса получал уже повышенную.

Первая производственная практика у будущих капитанов проходила в Риге.

– Я моря никогда не видел, — признаётся Геннадий Васильевич. — Раньше в деревне по весне у нас во дворе разливалась большая лужа. Мы с мальчишками представляли, что это огромное море и пускали там кораблики. И тут мы впервые вышли на судне в Рижский залив. Это было так называемое испытание морем. Качало страшно, хотя мы попали в небольшой шторм. Я всю ночь просидел на самой верхней палубе — пеленгаторной. Заполз туда и дышал свежим воздухом. С тех пор качку переносил легко.

Удалось побывать курсантам и на знаменитом паруснике «Крузенштерн».

Курсант Геннадий Заворохин на парусном судне "Крузенштерн "Курсант Геннадий Заворохин на парусном судне "Крузенштерн "

– Больше всего меня поразил штурвал, — рассказывает Геннадий Васильевич. — Он был выше человеческого роста. Фотографию с этим штурвалом я до сих пор берегу.

Геннадий Васильевич признаётся, что выбранная специальность ему нравилась, но всё же иногда тайком он спускался в машинное отделение и наблюдал за работой двигателей — страсть к механике не отпускала.

– Но желания изменить курс никогда не было, — признаётся он, показывая фотографию выпускного курса судоводителей — из 32 курсантов до конца учёбы смогли дойти чуть больше десятка.

Работаем до склянки

В первый рейс после выпуска Геннадий Васильевич ходил матросом на «Варзуге», потом получил диплом штурмана и был направлен помощником капитана на «Хибины». С 28 сентября 1977 года он пришёл в Архангельский траловый флот.

– Самая дальняя точка, где приходилось вести промысел, — Южная Георгия у Антарктиды, — вспоминает Геннадий Васильевич. — Там в начале 80‑х годов ловили нототению, клыкача. В середине 90‑х вели и зверобойный промысел. Была целая серия зверобойно-рыболовных судов польской постройки. Весной на них вели зверобойную кампанию, а всё остальное время они работали на донном промысле.

Геннадий Васильевич признаётся, что в те времена, в отсутствие современных навигационных систем, путь выбирали по звёздам.

– Нас вели звёзды и море. До сих пор помню аттестационную работу по астрономии, — рассказывает он. — Необходимо было сделать математический расчёт пути с Архангельска до Рейкьявика — учесть все навигационные знаки, произвести астрономические наблюдения. А потом, уже на работе, с нас всегда требовали астрономическое определение поправки магнитного компаса. Ведь магнитный компас показывает не истинный север, а компасный, и мы должны были уметь определять погрешность. Она меняется в зависимости от фазы луны, от фазы солнца, времени года. Поэтому тогда секстант (прибор, который определяет высоту светила над горизонтом), компас, старые книги — высоты азимутов и светил, морской астрономический ежегодник, который давали на суда, — были самыми верными помощниками. А ещё всегда измеряли глубины, потом на основе этих данных появлялись свои трассы траления. Сегодня суда АТФ до сих пор по ним ходят. Или обходят места, где мы помечали: здесь вот доску оторвало, здесь трал повержен. Есть одна трасса в Баренцевом море, где трал прыгает как на пружинах, поднимаешь — то булыжники, то камни.

Cекстант – прибор, который определяет высоту светила над горизонтомCекстант – прибор, который определяет высоту светила над горизонтом

По словам Геннадия Васильевича, сегодня самые рыбные места — в Баренцевом и Норвежском море.

– Например, у острова Надежды у архипелага Шпицберген рыба обычно плотно лежит на грунте, — рассказывает он. — Бывало, за две-три минуты мы вылавливали до 20 тонн. Сейчас из‑за потепления климата ареалы рыб смещаются на север. Так, лет 10–15 назад в районе полуострова Рыбачий ловили сайку, сейчас там ловят треску. Ловили сайку в районе Патракеевки, заходила она и район Нарьян-Мара, острова Колгуев. Сайка любит температуру попрохладнее.

Макет донного трала из музея АТФМакет донного трала из музея АТФ

Были в практике капитана Заворохина и сложные ситуации, когда приходилось принимать нестандартные решения, чтобы спасти орудия лова.

– Один случай до сих пор объяснить не могу, — улыбаясь, вспоминает он. — Трал так застрял, что аж искры от лебёдок летели. Погода начала меняться, а судно никуда не движется — держит нас капитально. Волна уже большая подходит, а мы сняться никак не можем. Пришлось смекалку проявить, а когда трал подняли, там на досках такие следы как от больших зубов. Траловая доска, к слову, это такая железная конструкция весом пять-шесть тонн. Что нас тогда держало, непонятно.

В 2021 году капитан Заворохин отработал свой последний рейс и вышел на пенсию. Сегодня дело отца продолжает его сын.

– Как говорится, я свою вахту отработал до склянки (отбивать склянки — способ отмерять время на судах с помощью рынды. — Прим. ред.) — 44 года, — говорит Геннадий Васильевич. — Теперь на рыбалку — только для души.

В апреле 2022 года Геннадий Заворохин награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени — за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу. Соответствующий указ подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Напомним, что в январе 2022 года работники Архангельского тралового флота были удостоены награды президента РФ. Среди них помощник капитана по радиоэлектронике посольно-свежьевого траулера АК-0751»Ачинск» Любомир Вульчин и капитан Архангельского тралового флота Алексей Романычев.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Людмила ЗАХАРОВА