27.04.2022 12:00

Уроженка Архангельска разработала новый метод поиска алмазов в Арктике

Научную разработку Елены Агашевой, выпускницы архангельского лицея имени М.В. Ломоносова, уже признали ведущие российские и зарубежные учёные

Как известно, в России самые крупные месторождения алмазов расположены в Якутии и в Архангельской области. Но если в Якутии кимберлитовые трубки выходят на поверхность, то в Архангельской области они находятся под слоем осадочных пород. И Поморье в последнее время является объектом пристального изучения учёных. Так, в 2020 году Российский научный фонд выделил 15 миллионов рублей на поиск алмазов на арктических территориях Архангельской области. Цель масштабного научного исследования – создание карты перспектив алмазоносности как северных, так и южных районов области.

По словам Елены Агашевой, старшего научного сотрудника Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского отделения РАН, благодаря гранту удалось разработать новый метод, который позволяет оценивать потенциальную алмазоносность площадей. А главное, найти основной минерал-спутник алмаза – им оказался гранат.

При поиске новых месторождений алмазов геологи отбирают пробы осадочных пород из рек и ручьёв. Фото из архива Елены АгашевойПри поиске новых месторождений алмазов геологи отбирают пробы осадочных пород из рек и ручьёв. Фото из архива Елены Агашевой

– При поиске новых месторождений алмазов геологи отбирают пробы осадочных пород из рек и ручьёв, – рассказывает Елена Владимировна. – Промывая шлихи, они получают набор тяжёлых минералов, куда могут попадать все основные минералы-индикаторы кимберлита. Геологи изучают морфологию зёрен и определяют источник сноса для этих минералов. Если в пробах присутствует большое количество зёрен без механического износа и химического растворения, то можно говорить уверенно о том, что источник сноса этих минералов – близко расположенный, но ещё не найденный кимберлит. Далее проводят химический анализ минералов и определяют, мог ли быть этот кимберлит алмазоносным. Таким образом определяют перспективу изучаемой площади на предмет обнаружения новых месторождений алмазов. На основании анализа химического состава минералов также делают вывод о потенциальной алмазоносности, например, уже обнаруженной новой кимберлитовой трубки. Так вот, самый информативный в этом плане минерал-индикатор – это гранат. Именно анализ его состава позволяет определять основные, фундаментальные характеристики литосферной мантии, вещество которой присутствует в кимберлите в виде мантийных ксенолитов и отдельных минералов, в том числе и алмаз.

По словам учёного, новый метод исследования, изучения и интерпретации составов гранатов позволяет делать более точную оценку потенциальной алмазоносности площадей и объектов.

Так под увеличивающим в сотни раз микроскопом выглядит поверхность зерна граната, найденного на северных территориях области. Это значит, что кимберлит где‑то рядом. Этот образец с признаками химического растворения. 
Так под увеличивающим в сотни раз микроскопом выглядит поверхность зерна граната, найденного на северных территориях области. Это значит, что кимберлит где‑то рядом. Этот образец с признаками химического растворения.

– Сегодня мы не только можем определить принадлежность конкретного зерна к типу мантийной породы, определить соотношение типов пород, которые участвуют в строении литосферной мантии, определить мощность «алмазного окна», – рассказывает Елена Агашева. – Но можем полностью реконструировать процессы, происходившие в породах литосферной мантии от периода 2,8–3 млрд лет назад до момента образования кимберлитовой трубки – 390–360 млн лет назад. Мы можем выделять типы процессов, которые могли происходить одновременно с образованием алмазов, или те, которые губительно влияли на сохранность алмазов в мантийных породах, то есть полностью разрушали их. Эта информация – ключ к пониманию, почему одни кимберлитовые трубки алмазоносные, а другие – нет. Наша методика может быть успешно использована уже сейчас производственными компаниями, занимающимися поисками алмазов в Арктике, как на этапах выделения алмазоперспективных площадей, так и для оценки алмазоносности уже обнаруженных объектов.

Гранат с механическим износом под увеличивающим микроскопом.Гранат с механическим износом под увеличивающим микроскопом.

Отметим, что в середине апреля новая методика была представлена на XI Международной научно-практической конференции «Научно-методические основы прогноза, поисков, оценки месторождений алмазов, благородных и цветных металлов» в ФГБУ ЦНИГРИ в г. Москва, где проблема поиска месторождений алмазов в Арктике активно обсуждалась.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Людмила Захарова