13.03.2022 11:00

Земля участкового Орлова. Одни день из жизни полицейского Приморского района

В зоне ответственности участкового Владимира Орлова – 22 населённых пункта, расположенных как на «материке», так и на островных территориях

Маленькая речушка, текущая меж двух высоких холмов, на которых расположены деревни Малые и Большие Карелы…

Именно здесь, в тридцати километрах на юго-восток от Архангельска, начинается административный участок, который обслуживает участковый уполномоченный по Приморскому району майор полиции Владимир Орлов. Территория снегов, деревень, старинных храмов и удивительно тёплых людей…

Осваивал «на своих двоих»

Конецгорье, Дедов Полой, Лингостров, Мордарово, Княжестров, Лявля… О каждой деревне, доме или живущем здесь человеке участковый может рассказывать часами.

Уроженец посёлка Лайский Док, расположенного на другом конце Приморского района, Владимир Орлов пришёл на службу в органы внутренних дел в далёком 1997 году.

– Демобилизовался из армии, а специальность у меня связана с заводом в родном посёлке. А там ни работы, ни зарплаты. Вот однокурсник и предложил мне пойти служить в милицию участковым, – рассказывает Владимир Юрьевич. – Меня в первый день на машине довезли до Боброво: вот, мол, твоя «земля» – работай! И с тех пор я здесь. Территорию осваивал «на своих двоих». Времена неспокойные были, так что пришлось и порядок наводить, и объяснять некоторым, кто такой участковый и почему к нему стоит прислушиваться!

В зоне ответственности Владимира Орлова – 22 населённых пункта, расположенных как на «материке», так и на островных территориях. За день, работая по материалам и вызовам, на своём служебном уазике он может «намотать» до 300 километров.

Раньше здесь жизнь бурлила…

Княжестров – группа островов, разделённых протоками Северной Двины. Летом сюда можно добраться на катере и пароме, зимой – по ледовой переправе, а в межсезонье, пока река не очистилась ото льда, острова на некоторое время остаются отрезанными от большой земли.

Деревня Кузьмино. Пустые улочки, заколоченные на зиму дома с промёрзшими окнами и тишина.

– Раньше здесь жизнь бурлила, а теперь… Еле уговорили предпринимательницу магазин открыть, а то за продуктами на «большую землю» не наездишься. Большинство домой используются только летом как дачи. Некоторое время назад здесь начали восстанавливать ферму, построили овощехранилище, храм, работает Дом культуры. Постоянно здесь живёт не так много людей, но они удивительные – тёплые, сердечные, душой болеющие за свой остров, – говорит участковый.

Проезжая по деревне, Владимир Юрьевич внимательно вглядывается в дома: смотрит, всё ли в порядке, не нахулиганил ли кто. По пути заходим в гости. Дмитрий Рудольфович встречает участкового как старого знакомого. Между делом хозяин дома обмолвился, что ждёт мастера по ремонту бытовой техники, который уже какой день никак не может до него добраться. Владимир Юрьевич внимательно изучает оставленную умельцем бумажку.

Оказывается, специалист по ремонту техники похож на мужчину, который некоторое время назад был привлечён к уголовной ответственности за серию мошенничеств, совершённых в Приморском, Холмогорском районах и в Архангельске.

– Когда приедет к вам, позвоните мне, – просит участковый.

Как они были удивлены!

В распоряжении участкового есть как снегоход, так и служебный катер. Благодаря современной технике, Владимир Юрьевич в любое время года может и сам добраться до отдалённого населённого пункта, и доставить туда следственно-оперативную группу.

– В какой‑то год летом по острову по ночам начали носиться мотоциклисты. Местные пытались с ними поговорить, но тщетно. Позвонили мне. Мы с сотрудниками ГИБДД приехали на катере… Как они были удивлены!

– Напротив деревни Чёрный Яр, через реку есть деревня Дедов Полой, – рассказывает участковый. – Поступило оттуда сообщение, что кто‑то «вскрыл» несколько погребов. Снегоходов у нас тогда ещё не было, так что мы с опером пошли через реку пешком. Поработали, злоумышленников нашли. Обратно идти – пурга. Вешек не видно – ветром к земле пригнуло. Так мы с ним два раза в противоположную сторону к Новодвинску уходили. Переметы прекращаются – на пару минут становится видно огни города. Ага, значит не туда идём. Только глубокой ночью к Чёрному Яру вышли. Ночевать пришлось на опорном пункте, до дома в это время уже не добраться было.

В обители

По дороге в Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь, где Владимиру Юрьевичу необходимо проверить одного из трудников, находящегося под административным надзором, мы на пару минут заезжаем в церковь Успения Пресвятой Богородицы, что стоит на противоположном от монастыря берегу реки Лявли. Неподалёку от каменного храма «спряталась» жемчужина Приморского района – старинная деревянная церковь Николая Чудотворца.

– Представляете, этот шатровый храм – ровесник Архангельска, ему уже более 430 лет, – говорит Владимир Юрьевич. – Таких, как он, осталось совсем немного, а в нём ещё и службы проводят. Успенская же церковь помладше… лет на 200.

Участковый – желанный гость в стенах обоих храмов. Он тесно общается с их настоятелями – отцом Никитой и отцом Владимиром, а в дни православных праздников вместе со своими коллегами всегда следит за общественным порядком. Так, совсем недавно в Крещенскую ночь Владимир Орлов нёс ночное дежурство у иордани, вырубленной в реке напротив храмов.

В монастыре к частым приездам участкового тоже давно привыкли. Настоятельница обители игуменья Афанасия принимает трудниками, в том числе, и людей, освободившихся из мест лишения свободы. Поэтому все они находятся под пристальным взглядом участкового и сотрудников уголовного розыска.

После монастыря – в отдел полиции. До него ещё 30 километров пути, полные рассказов о том, что такое профессия сельского участкового. Владимир Юрьевич с шутками да прибаутками вспоминает о том, как посреди ночи к нему пришёл житель деревни, у которого из машины украли магнитолу. Участковый заметил у автомобиля характерные следы от «тракторной» подошвы. Следуя по ним, сначала нашёл ещё две «обчищенные» машины, а затем задержал с поличным и злоумышленника – соседа по дому, который к моменту прихода полицейского спокойно разбирал на кухне похищенные магнитолы.

Как в своё время на спортбазе сотрудники уголовного розыска накрыли подпольный ликеро-водочный цех. О том, как «вылавливал» городских мальчишек, приехавших в деревню на каникулы и бесконтрольно гоняющих по автомобильной дороге на скутерах и питбайках, а затем долго беседовал и с ними, и с их родителями.

Но как бы ни шутил участковый, за каждой из этих смешных историй стоит огромная и полная опасностей работа. И чем дольше наблюдаешь за ним и его работой, тем яснее понимаешь: за спиной такого участкового жители его земли – как за каменной стеной!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Александра КОЛОТОВА, пресс-служба УМВД России по Архангельской области. Фото автора