22.07.2021 10:26

Настоящее богатство Русского Севера

На этой неделе на месторождении алмазов имени Ломоносова произошло знаковое событие – объём добычи достиг отметки 25 миллионов карат
Фото предоставлены компанией «Севералмаз»
Фото предоставлены компанией «Севералмаз»
Фото предоставлены компанией «Севералмаз»

Событие знаменательное для ведущего разработку месторождения «Севералмаза» не только с точки зрения статистики. Ведь всего лишь год назад казалось, что предприятию будет очень сложно оправиться от мощнейшего удара, нанесённого пандемией новой коронавирусной инфекции. Но горняки выстояли – крупнейшее горное предприятие Поморья возобновило добычу и уверенно смотрит в будущее.


Кризис

Как известно, месторождение алмазов имени Ломоносова, расположенное в 100 километрах к северу от Архангельска, на территории Приморского района – явление уникальное для Европейского Севера нашей страны.

Только разведанные запасы оцениваются в 154 миллиона карат. Сформированы эти запасы шестью кимберлитовыми трубками, которые расположены почти ровной цепочкой, протянувшейся с севера на юг на 9,5 километра. Как говорят специалисты, по совокупности горно-геологических характеристик месторождение имени Ломоносова не имеет аналогов в мире.

Промышленная добыча алмазов на Ломоносовском горно-обогатительном комбинате ведётся с 2005 года открытым способом на карьерах кимберлитовых трубок «Архангельская» и «Карпинского – 1». Львиная доля добываемых алмазов, до 80 процентов – ювелирного и околоювелирного качества. Причём многие из этих алмазов – фантазийных, как говорят специалисты, цветов. То есть жёлтых, коричневых, розовых и зелёных оттенков. Это ещё одна отличительная особенность месторождения.

Но даже эти уникальные особенности оказались бессильны перед кризисной ситуацией на ключевых рынках сбыта продукции, спровоцированной пандемией новой коронавирусной инфекции. В мае 2020 года было принято непростое решение – приостановить горные и обогатительные работы на месторождении. Практически весь коллектив ГОКа и персонал вспомогательных служб были выведены в простой. Исключение сделали для дежурной смены – она должна была обеспечивать жизнедеятельность горно-обогатительного комбината и работы на критически важных производственных объектах месторождения на период приостановки производства.

В июле 2020 года производственная деятельность была возобновлена. Пришлось изменить привычный порядок работы коллектива – вместо двухнедельных вахт горнякам пришлось работать 30‑дневными сменами. Это непросто как физически, так и психологически.

За третий квартал ГОК обработал 885 тысяч тонн руды. С октября 2020 года, в соответствии с антикризисным планом, вновь последовала остановка производства и консервация обогатительной фабрики.


Ответственность

Несмотря на тяжелейшую ситуацию, «Севералмаз» выполнил все свои социальные обязательства и сохранил все социальные проекты, предусмотренные соответствующими соглашениями с правительством области, с администрацией Приморского района.

Это и поддержка школ, расположенных в прибрежных деревнях Приморского района, и ремонт и реставрация музеев Борисова и Писахова в Архангельске, шефство над конкурсом «Книга года» и хоккейным клубом «Водник», реализация социально-культурных проектов и проектов комплексного развития сельских территорий.

Казалось бы, классическая теория менеджмента в число первых антикризисных мер ставит отказ именно от социальных проектов. Для горняков «Севералмаза» важнее оказалась не классика экономики, а верность данному слову.

Ну и, конечно, налоговые отчисления в бюджет региона, Приморского района, Талажского сельского поселения выплачивались своевременно. Так, за первые шесть месяцев 2021 года платёж только по налогу на добычу твёрдых полезных ископаемых составил почти 350 миллионов рублей.

Сейчас, подводя первые, промежуточные итоги 2021 года, можно с определённой долей уверенности сказать – «Севералмаз» с достоинством вышел из сложной ситуации. Выведены из простоя специалисты, объём добычи растёт и стремится к докризисному уровню.

Генеральный директор Ао «Севералмаз» Равиль Санатулов/Фото предоставлены компанией «Севералмаз»Генеральный директор Ао «Севералмаз» Равиль Санатулов/Фото предоставлены компанией «Севералмаз»

– Наша производственная программа в целом возвращается к докризисным показателям, – говорит генеральный директор предприятия Равиль Санатулов. – Непопулярные меры по оптимизации производства остались в прошлом. Более того, со второго полугодия будет проведена долгожданная индексация заработной платы. Мы выходим из кризиса и уверенно смотрим в будущее.

Возможно, уверенность в будущем, вера в собственное дело и помогли горнякам выстоять в непростое время. И это не только наша оценка. Возможно, это всего лишь совпадение. Но природа, наверное, тоже оценила стойкость горнодобытчиков и преподнесла неожиданный подарок – впервые на месторождении Ломоносова был добыт именной алмаз ювелирного качества.

Алмазы

В год «Севералмаз» добывает до 3,6 миллиона карат драгоценных камней. Но в этом объёме уникальные алмазы встречаются крайне редко. Скажем, тех же цветных камней – десятые или сотые доли процента в общем объёме добычи.

А 28 мая 2021 года случилось долгожданное событие – впервые в истории «Севералмаза» был добыт ювелирный алмаз весом 62,5 карата. Его размеры – 2–2,5 см по разным сторонам, он имеет два природных скола, штриховку на гранях, мелкие включения в приповерхностной зоне – всё то, что и отличает природные камни от искусственных алмазов.

– В нашей компании существует традиция – редким и уникальным камням присваивать имена собственные или названия, – рассказывает главный геолог предприятия Илья Зезин. – Мы предложили назвать этот алмаз «Беломорье» – в честь территории, где расположено месторождение, по названию Белого моря, значимость которого сложно переоценить как для Архангельской области, так и для всей России.

Прозрачный, как и все ювелирные алмазы, камень имеет лёгкий зеленоватый оттенок. Его ценность определяется исходя из размеров бриллиантов, которые можно получить из этого камня. По предварительным оценкам, стоимость алмаза «Беломорье» может составлять 45–50 миллионов рублей.

– Такие редкие, уникальные открытия – общее достижение всего коллектива, – говорит Илья Зезин. – Это наша общая заслуга и удача. Не сомневаюсь, что в будущем, по мере отработки богатейших руд месторождения, нас ждут новые открытия.


Люди

И всё же главное богатство «Севералмаза», как бы избито это ни звучало – это люди. Коллектив предприятия сегодня – это почти 1200 человек. Каждый из них достоин отдельного разговора. И каждый вносит свою долю труда в общий успех. Примечательно, что в своём поздравлении с профессиональным праздником, Днём алмазодобытчика, глава Архангельска Дмитрий Морев очень тепло отзывался именно о командном духе, который царит на предприятии. И это сказано не ради красного словца – Дмитрий Морев более пяти лет работал в «Севералмазе».

– Пять лет, проведённые на предприятии, для меня воспринимаются как интересные и насыщенные. Я горжусь тем, что был частью этого коллектива. Сегодня я хочу пожелать всем крепкого здоровья и поблагодарить «Севералмаз» за помощь в реализации проектов, направленных на развитие Архангельска, – отметил Дмитрий Морев в своём видеообращении.

Да, именно видео. Ограничения, налагаемые требованиями санитарно-эпидемиологических норм, не позволили провести мероприятия, посвящённые профессиональному празднику, в привычном режиме. Пусть и заочно, но праздник всё же состоялся.

Юрий Канашев, водитель самосвала/Фото предоставлены компанией «Севералмаз»Юрий Канашев, водитель самосвала/Фото предоставлены компанией «Севералмаз»

По традиции были отмечены лучшие сотрудники предприятия. Особой награды был удостоен водитель самосвала Юрий Канашев – ему присвоено звание «Заслуженный работник Группы «АЛРОСА».

Такое звание присваивается людям, не менее десяти лет проработавшим в компании. При этом важно подчеркнуть – в течение календарного года такое звание присваивается один раз.

Юрий Канашев стал первым за почти 30‑летнюю историю сотрудником «Севералмаза», кто был удостоен такой высокой награды.

Он родился в Пинежском районе, в деревне Шардонемь – это примерно полтора десятка километров от районного центра – села Карпогоры. Там же проживает и сейчас. В «Севералмазе» Юрий работает с 2006 года.

– На вахте день начинается в шесть утра, – рассказывает Юрий. – Завтрак в поселковой столовой, затем проходим медосмотр, получаем наряд-задание. И с восьми утра до восьми вечера я за рулём автомобиля.
Прежде, до пандемии, работали двухнедельными вахтами, между которыми были двухнедельные выходные. Из-за ковида всё изменилось, теперь вахта стала в два раза дольше, плюс время на обсервацию.

В прошлом году, в связи с приостановкой производства, перерыв между вахтами у Юрия составил почти полгода.

– Компания поддерживала нас – в период простоя мы получали две трети заработка, – вспоминает он. – Конечно, предлагали устроиться на другие предприятия, в лесной отрасли. Но я отказался – не привык бегать от одного работодателя к другому. Сейчас снова на вахте.

Именно на вахте, в карьере, Юрию Канашеву вручили золотые знаки отличия и удостоверение «Заслуженного работника группы «АЛРОСА».

И всё же Юрий Канашев не первый сотрудник «Севералмаза», удостоенный почётного звания, к которому прилагаются золотые знаки отличия.

Алексей Швед, машинист экскаватора/Фото предоставлены компанией «Севералмаз»

Алексей Швед, машинист экскаватора/Фото предоставлены компанией «Севералмаз»

Есть на предприятии и ещё один человек, который с гордостью носит золотой значок с бриллиантом – нагрудный символ высшей областной общественной награды «Достояние Севера». Это Алексей Швед, машинист экскаватора горного участка карьера. Высокую награду он получил в 2016 году и стал тогда первым за всю историю общественной награды представителем рабочей профессии, удостоенным этого звания.

Сам Алексей в одном из интервью признавался, что был удивлён, когда узнал о присвоении ему этой награды. Но пришёл к выводу – общество всё же стало выше ценить людей рабочих специальностей. И признался, что было приятно, когда на церемонию вручения поддержать его пришла вся бригада.

– Мы же дело делаем всем коллективом! Это и водители самосвалов, и бульдозеристы, и все, кто причастен к добыче алмазов. У нас текучести кадров практически нет, друг друга знаем, много лет дружим. Мы здесь чувствуем себя одной семьёй, – говорил он.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Илья АГАФОНОВ