Легендарному аэропорту Васьково ищут имя

В Архангельской области планируют присвоить почетное имя аэропорту, с которого началось развитие арктической авиации в России
Фото Артема Келарева
Фото В.Зыкина

С такой инициативой выступил коллектив 2-го Архангельского объеденного авиаотряда, в состав которого сегодня входит аэропорт Васьково. По словам генерального директора авиаотряда Александра Позднякова, эта идея возникла ещё в 2018 году.

Александр Поздняков/Фото Артема КелареваАлександр Поздняков/Фото Артема Келарева

— Наш авиаотряд создан в 1965 году, — отметил он. — И на протяжении всей своей истории мы были и остаёмся системообразующим предприятием для российской Арктики. Наши специалисты участвовали во всех операциях и проектах, связанных с освоением и изучением арктических территорий. Сегодня в отряде трудятся 600 человек, которые продолжают традиции полярных лётчиков. Поэтому мы обратились в региональную общественную палату с инициативой о присвоении аэропорту Васьково почётного имени. На наш взгляд это должно быть имя полярного летчика.

Аэродром с бетонным покрытием близ поселка Васьково был построен в 1934 году. Изначально он предназначался в качестве запасного аэродрома для беспересадочного перелёта Валерия Чкалова из Москвы в США через Северный полюс. В качестве военного аэродром Васьково был впервые использован в 1939 году во время финской войны. С началом Великой Отечественной войны аэродром использовался войсковыми частями авиации ПВО Архангельска, а с 1942 года начал принимать самолёты, предоставленные союзниками по договору «Ленд-Лиза». Сегодня это основная площадка малой арктической авиации Архангельской области.

— Три года назад, когда в России проходила процедура выбора имён для аэродромов, мы не смогли принять участие, — поясняет Александр Поздняков. — Но за это время мы провели большую подготовительную работу, в том числе с архивными документами.

Алексей Алсуфьев/Фото Артема КелареваАлексей Алсуфьев/Фото Артема Келарева

Инициативу авиаторов региональная общественная плата поддержала. Сначала создали рабочую группу, а седьмого июля был создан специальный оргкомитет, который возглавил председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев. В состав оргкомитета вошли также представители Общественной палаты Архангельской области, ведущих вузов Поморья, регионального отделения Российского военного-исторического общества, авиаиндустрии, а также эксперты в исторической области и общественники.

После предварительной проработки вопроса в списке претендентом для аэродрома Васьково — имена трёх прославленных лётчиков, чья судьба неразрывно связана с освоением севера и Арктики. Это лётчики-полярники Дмитрий Вершинский, Михаил Бабушкин и Иван Черевичный. Как отметил Александр Алсуфьев, список помогли сформировать историки и специалисты регионального государственного архива.

Фото из архива «Правды Севера»Фото из архива «Правды Севера»

Так, Дмитрий Вершинский был одним из первых архангельских лётчиков. Он прибыл в Архангельск в 1925 году. В то время за Казармами восстания находилось небольшие летное поле и ангар, в котором и помещался двухместный самолет «Конек-горбунок» с мотором мощностью 100 лошадиных сил. Он развивал большую по тем временам скорость 120 километров в час. Дмитрий Вершинский вместе с бортмехаником И. Денисовым впервые подняли в северное небо биплан и совершили полёт по многим городам и селам Северного края. Дмитрий Михайлович также участвовал в оборудовании ледового аэродрома напротив яхт-клуба, грунтового аэродрома на Кегострове, который до 60-х годов прошлого века оставался главными воздушными воротами города. В годы Великой Отечественной войны Дмитрий Михайлович выполнял государственные задания по сопровождению и охране караванов судов, идущих в Архангельск из стран-союзниц со стратегическими грузами.

Михаил Сергеевич Бабушкин начал работать на Русском Севере с начала 20-х годов ХХ века. В конце мая 1928 года он участвовал в поиске и спасении экипажа потерпевшего крушение дирижабля «Италия ». И впервые в истории совершил посадку на дрейфующую льдину. До него считалось, что летом сделать это невозможно из-за хрупкости льда. В 1933 году Михаил Бабушкин участвовал в экспедиции парохода «Челюскин», в 1935 году — в высокоширотной экспедиции ледокола «Садко». 21 мая 1937 года в составе экипажа самолета-гиганта АНТ-6 Михаил Бабушкин впервые в мире совершил посадку самолёта на Северный полюс. На лёд было доставлено оборудование и участники экспедиции дрейфующей станции «Северный Полюс-1». За проявленное мужество и героизм Михаилу Бабушкину 27 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Прославленный лётчик погиб 18 мая 1938 года, во время авиакатастрофы тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 при взлёте с военного аэродрома на острове Ягодник в русле реки Северной Двины близ Архангельска. Сегодня в честь Михаила Бабушкина в Архангельске названа улица.

С Русским севером летчика Ивана Ивановича Черевичного судьба связала в 1934 году, когда он стал пилотом Полярной авиации. Он участвовал в ледовых разведках над всеми полярными морями, принимал участие в спасении экспедиции Папанина со льдов дрейфующей станции «Северный Полюс-1», летал вдоль всей трассы Северного морского пути в 1940 году. Осенью 1941 году экипаж Черевичного получил срочный приказ — лететь в США. Перелет был настолько засекречен, что экипаж летел без предупреждения, без позывных, без карты и паспортов. 

Изначально маршрут был проложен через Шпицберген с промежуточной посадкой в Великобритании. Но Иван Черевичный этот план отверг, потому что был большой шанс быть сбитыми. А на борту самолета находилась группа высокопоставленных дипломатов и военных специалистов. Поэтому самолет полетел по арктической трассе на восток, через Аляску и Канаду с посадками в Ном — Кадьяк — Ситка — Сиэтл. Американские СМИ встречали русских летчиков как национальных героев, а их полет окрестили «таинственной русской миссией». Благодаря тому полету в США был подписан договор по лэнд-лизу, который впоследствии помог противостоять фашисткой германии. В этом году 31 августа исполняется 80 лет со дня прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш».

— В послевоенный период начался новый этап исследований Арктики с помощью полярной авиации и Иван Черевичный сыграл важную роль, — отметил Александр Поздняков. — Поэтому наш коллектив выступает за присвоение аэропорту Васьково имени Ивана Черевичного. Эту идею поддержал и внук прославленного летчика, который сегодня проживает в Москве.

Как пояснил председатель региональной общественной палаты Юрий Сердюк, с 8 по 22 июля в регионе запущена процедура общественного обсуждения инициативы о присвоение аэропорту Васьково почетного имени. В стартовом списке — три имени, но все желающие могут предложить свои варианты. После сбора предложений, экспертная группа сформирует короткий список, который будет представлен на общественное голосование.

Юрий Сердюк/Фото Артема КелареваЮрий Сердюк/Фото Артема Келарева

— Свои предложения все желающие могут высказывать по телефону горячей линии 8-800-700-29-29 или оставить комментарий в сообществе Архангельская область в социальной сети «Вконтакте», — сказал Юрий Сердюк.

После завершения процедуры голосования, пакет документов на присвоение почетного имени аэропорту Васьково будет направлен в Москву. Имя аэропорту может быть присвоено Указом президента РФ.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анастасия ВОЛОДИНА