Автор работы — известный российский и советский художник, член общества «Бубновый валет» Василий Рождественский. Он бывал на Севере несколько раз. Особенно его вдохновляла деревня Лопшеньга, сейчас граничащая с национальным парком «Онежское Поморье»: там он работал в 1937 и 1938 годах и написал более 30 произведений.
Одна из самых известных работ Рождественского — «Рыбак колхозник» — сейчас хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге, и имя изображённого на ней помора доподлинно не было известно.
Начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия национального парка Марина Мелютина проанализировала мемуары художника и собрала воспоминания местных жителей деревни. В результате удалось уточнить, что для портрета позировал Андрей Ильич Федотов — его хорошо помнят старожилы Лопшеньги.
«Голубоглазый с розовым бородатым лицом, в кожаном картузе колхозник позировал мне в избе, во время штормов, когда невод был вынут. На портрете он привязывает к сети „кибас“ — груз, камень, вплетённый берестой с небольшой ивовый обруч», — описал процесс создания картины в своих дневниках сам художник.
Другое известное произведение Рождественского «Лов сёмги на Белом море» считается главной картиной художника. Она хранится в коллекции музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».
Отдельного «расследования», чтобы установить имя героини картины, не потребовалось — оно записано в мемуарах художника. В качестве модели он выбрал молодую крестьянку Касину Ивановну Петрову. Однако на её месте могла быть и другая жительница Лопшеньги — Мария Николаевна Федотова. Исследователи нашли в архиве у её сына Александра Гавриловича Федотова снимок, на котором лопшарка, очевидно, позирует для «Лова сёмги на Белом море». Вероятно, фото сделано Наталией Рождественской — женой художника.
Известно также, что главным героем произведения стал Алексей Степанович Майзеров — один из опытнейших промышленников Лопшеньги.
«Внешность Алёхи в клеёнчатом рыбацком комбинезоне, с меховым треухом на голове, вьющейся бородой золотистого цвета была очень характерна, и лучшей модели для картины я бы не хотел», — описывал мужчину Рождественский.
Алексей Степанович стал моделью и для других картин, служивших эскизами к главному произведению. Эти работы хранятся в Музее-заповеднике «Абрамцево» и Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Сегодня в Лопшеньге проживает правнучка Алексея Степановича Майзерова — Татьяна Ивановна Ряузова. Известно также, что в Лопшеньге Василий Рождественский со своей супругой Наталией останавливались в доме Петра Илларионовича и Анны Егоровны Майзеровых.
Художник написал в Лопшеньге серию пейзажей, два из них — «Шторм на Белом море» и «Белая ночь на море. Деревня Лопшеньга» — находятся в собрании Третьяковской галереи, сообщает пресс-служба нацпарка «Онежское Поморье».