И при замене паспорта, которая по закону происходит в 45 лет, Елена хотела сама поставить личную подпись. Но вместо подписи, по словам архангелогородки, ей предложили «сделать прочерк». И когда она отказалась, вернули заявление назад.
– Мне так и сказали: «Вы же слепая! Какая личная подпись? Вы даже прочитать документ не можете…» — вспоминает Елена.
Всё это время инвалид первой группы вынуждена была жить без паспорта.
– Я получаю гемодиализ много лет, с 2016 года стою в очереди на пересадку почки в Санкт-Петербурге, — поясняет Елена. — В Архангельске операцию мне делать нельзя, так как случай очень сложный — у меня ещё и диабет, недавно ампутировали ногу. В прошлом году, наконец, выделили квоту — операция в Санкт-Петербурге уже оплачена. И вызов из клиники может прийти в любой момент — у меня будет не больше десяти часов, чтобы добраться до больницы. Но как лететь без паспорта?
На прошлой неделе Елене Бережной позвонили из паспортного стола и предложили повторно подать заявление. В паспортный стол на этот раз мы отправились вместе. Поддержать Елену Бережную приехала и Елена Шинкарева, председатель регионального Союза общественных объединений инвалидов.
В коридоре, пока ждём очереди, Елена Бережная показывает свой старый паспорт, который просрочен с мая.
– Здесь у меня ещё факсимильная подпись стоит, — поясняет. — Раньше так разрешали. Теперь — нет, но я сразу сказала, что готова расписаться своей рукой в паспорте и в заявлении. Соцработник со мной была. Она показала, где в заявлении расписываться, и я сделала это при сотруднике МФЦ. Документы приняли, в паспортный стол отправили. А на следующий день вернули — «без исполнения».
– 30 апреля мы направили обращение от имени Союза, — рассказывает Елена Шинкарёва, — ответ из полиции о том, что проверка проведена, пришел в начале июня. Нам подробно объяснили про регламент, про прочерк вместо подписи. Про то, что нарушений проверкой не установлено.
Но, по словам Елены Шинкарёвой, «в ответе не было ответа».
– Получить паспорт — обязанность гражданина, — говорит председатель Союза, — но как исполнить обязанность? Я думаю, самая большая проблема здесь даже не в регламенте, не в том, что «не прописана конкретная ситуация», а в отсутствии коммуникации. Нам нужно учиться разговаривать друг с другом.
– Проверка проводилась месяц, а со мной никто из проверяющих даже не связался, — напоминает Елена Бережная.
По словам председателя Союза, лёд тронулся в июне, когда на публикацию «Правды Севера» обратила внимание прокуратура.
– Мне лично позвонила старший помощник прокурора Архангельска Римма Полосина, — рассказывает Елена Шинкарёва. — И сказала, что паспорт будет выдан незамедлительно. Буквально на следующий день Елену пригласили подать заявление.
– И даже предложили выбор, — уточняет Елена Бережная, — мне самой приехать или сотрудники паспортного стола приедут на дом сами.
– Так мы с удивлением узнали, что в регламенте, оказывается, предусмотрен и выезд на дом, если в силу заболевания прийти за паспортом сложно, — говорит Елена Шинкарёва. — И что инвалид по зрению первой группы с протезом ноги — это именно тот случай.
Наша очередь подошла. Вместе с Еленой Бережной заходим в кабинет. По словам заместителя начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Архангельской области Анны Кошкаревой, это первый случай в регионе, когда возникла подобная проблема при получении паспорта. Обычно незрячие люди соглашаются ставить прочерк.
Елене вслух зачитываются все необходимые данные, внесённые сведения. Ведётся видеосъемка. Расписывается в заявлении Елена легко и быстро. Как оказалось, у неё чёткий и довольно разборчивый почерк.
Анна Кошкарёва поясняет, что паспорт вручат 17 июня. Приезжать самой не придётся — документ Елене Бережной вручат прямо у неё дома. Новость радостная, но Елена, по её словам, хотела бы получить ещё и извинения.
– Я пережила унижение, когда мне сказали, что мои документы должен подписывать только опекун, — говорит Елена. — Неужели в паспортном столе не знают, что опекун назначается только недееспособным людям? Я — гражданка России, у меня есть все права. Но мне говорили, что могут предложить «только прочерк». А прочерк — это нет человека.
По словам Ивана Распутина, начальника отдела информации и общественных связей УМВД России по Архангельской области, если вопрос извинений является принципиальным, то его готовы решить. Поясняет, почему в апреле возникла проблема с подачей заявления через МФЦ.
– Личная подпись фиксирует правильность внесения данных в заявление. Поскольку никаких сведений о должностном лице, который вносил данные, а также о том, что заявление прочитано Елене Бережной, не было, то это вызвало вопросы у сотрудников. Каким образом, подписавшись, Елена Бережная зафиксировала правильность внесения данных, если не имела физической возможности ознакомиться с документом? И поскольку с такой ситуацией в паспортных подразделениях области раньше не сталкивались — у нас это первый случай за историю функционирования подразделения, была взята пауза, чтобы разобраться.
В законодательстве детально не прописано, как именно действовать, если человек не видит, но может расписаться сам. В регламенте невозможно предусмотреть каждую ситуацию. Наша единственная цель была — помочь, чтобы Елена Бережная получила паспорт.
И по итогам всех консультаций было принято решение — пойти Елене Бережной навстречу. Если подобные случаи возникнут вновь, будем решать их в рабочем режиме, — заверил Иван Распутин.
Шаг к получению паспорта сделан. Выходим на улицу, и Елена Бережная, наверное, впервые улыбается. Но говорит, что осадок в душе всё равно остался. Остались вопросы и у председателя Союза общественных организаций инвалидов.
– Объяснения по поводу, что «вышли за пределы регламента, когда пошли навстречу инвалиду» — звучит всё‑таки как‑то неубедительно для меня, — делится впечатлениями Елена Шинкарёва, — поскольку никакие пределы никто не переходил. Так и должно быть — ведь речь о доступности государственной услуги.
По словам Елены Шинкарёвой, ей как юристу понятно, что при подписывании любого документа необходимо удостовериться, что всё записано правильно со слов незрячего человека. И что человек сам должен это услышать, прежде чем подпишет документ. Получается, что в МФЦ в апреле так сделано не было. В паспортном столе надпись на заявлении, что документ зачитан незрячему должностным лицом — сделали.
– Я думаю, что пока этот «пункт» не добавлен в регламент работы МФЦ, инвалидам по зрению, которые могут самостоятельно расписываться, стоит приходить именно в паспортный стол. Или приглашать сотрудников паспортного стола на дом. Но главное, чтобы процесс не затягивался. Ведь сегодня, по сути, всё было сделано за какие‑то пятнадцать минут, — констатирует Елена Шинкарёва. — Человеческий фактор по‑прежнему значит многое.
По её мнению, урок, который извлёк Союз, — надо лучше объяснять, что такое инвалидность и как помогать людям с инвалидностью. А ещё — надо бороться со стереотипами.
– Мы до сих пор сталкиваемся с устойчивым мнением, что все незрячие — недееспособные, — говорит Елена Шинкарёва. — И хотя это звучит совершенно абсурдно, но так, к сожалению, не стесняются высказываться даже должностные лица.
– Прокуратурой области проведена проверка по публикации «Правды Севера» «В Архангельске инвалиду по зрению отказали в замене паспорта».
Установлено, что должностными лицами отдела по вопросам миграции УМВД России по городу Архангельску — в нарушение действующего законодательства — заявление о замене паспорта Бережной Е. А., являющейся инвалидом по зрению, возвращено без исполнения, поскольку в строке «личная подпись» она поставила свою подпись вместо прочерка.
По данному факту прокуратурой города Архангельска в УМВД России по городу Архангельску 4 июня 2021 года внесено представление. Паспорт заявителю будет выдан 17 июня.