Когда архангелогородке Елене Бережной исполнилось 45 лет, она, как и положено, отправилась менять паспорт – с заявлением и всеми необходимыми справками обратилась в МФЦ
Но… получила отказ. Оказалось, что выдать основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, Елене Бережной не могут. Причина – её инвалидность.
– Мне отказали в замене паспорта, потому что я не согласилась поставить прочерк вместо личной подписи, – поясняет Елена. – Так и сказали: «Вы же слепая! Какая личная подпись? Вы даже прочитать документ не можете…»
У Елены Бережной, действительно, есть инвалидность – первая группа. Двадцать лет назад она, медсестра Первой городской больницы, потеряла зрение. На фоне сложнейшего диабета и проблем с почками, а Елена нуждается в постоянном гемодиализе, произошла отслойка сетчатки.
Но инвалидность Елену не сломила. Об этой сильной и талантливой девушке «Правда Севера» впервые рассказала лет десять назад. В Архангельске Елену Бережную знают как участницу благотворительных концертов и проектов – поэтессу, певицу и просто хорошего человека, готового помочь другим.
– В МФЦ я пришла вместе с социальным работником, – поясняет Елена. – Показала все свои документы, свою печать с факсимильной подписью, заверенную нотариусом. Объяснила, что в повседневной жизни использую эту подпись. Но сотрудники на приёме документов как‑то сразу всполошились. Я это буквально почувствовала. Факсимиле моё для них выглядело как что‑то «необычное и необъяснимое». Начали советоваться с кем‑то по телефону… Выяснили, что факсимиле в паспорте ставить нельзя. Я сказала, что в таком случае могу расписаться самостоятельно – проблемы нет. Соцработник показала мне, где расписаться. Я поставила подпись, и никаких вопросов больше не возникло. Мои документы отправили в паспортный стол.
– А когда вы узнали про отказ?
– На следующий день. Мне позвонили из паспортного стола и сказали примерно следующее: «Поскольку вы незрячая, то в паспорте вместо вашей росписи необходимо сделать прочерк». Я ещё переспросила, что значит «прочерк»? На каком основании меня вдруг лишили подписи? Разве я неграмотная и не умею сама писать? Ответили: «Такая инструкция».
По словам Елены, она несколько лет работает куратором молодёжной группы регионального отделения общества слепых, но никогда не сталкивалась с подобным.
– Незрячим всегда выдавали и меняли паспорта! – говорит Елена. – Без всяких прочерков или крестиков. Буквально месяц назад в Новодвинске мой ровесник, тоже инвалид по зрению, получил паспорт. Он сам расписывался.
Ставить прочерк вместо подписи Елена отказалась.
– Я сказала, что являюсь гражданкой России. У меня есть права. И я буду расписываться сама, – поясняет Елена. – На что мне возразили: «Вы не имеете права расписываться». И на мой вопрос: «Почему?» – я услышала: «Потому что вы слепая. И не видите, что подписываете. И вообще, за вас должен ставить подпись опекун…»
Тут Елена, по её словам, вовсе потеряла дар речи.
– Какой опекун? Я дееспособная! Разве вы не знаете, что признать человека недееспособным можно лишь по решению суда?
Но меня словно не слышали, – говорит Елена. – Смысл разговора дальше сводился к тому, что либо я ставлю прочерк, либо получаю отказ, и мои документы возвращаются обратно в МФЦ. Что, собственно, и произошло.
Елена говорит, для неё прочерк в паспорте – это «будто меня нет».
– Но ведь я есть! – недоумевает Елена.
На защиту архангелогородки встал региональный Союз общественных объединений инвалидов.
Елена Шинкарёва– Елена Бережная обратилась к нам на горячую линию, – рассказывает председатель Союза Елена Шинкарёва. – Ситуация, с которой она столкнулась, недопустимая и абсурдная – гражданин России должен по закону поменять паспорт, но заявление у него не принимают на том основании, что он не может прочитать документ в силу инвалидности по зрению! То есть, по сути, это отказ на основании инвалидности. И, кроме всего прочего – прямая дискриминация по признаку инвалидности.
Да, Елена не может прочитать текст сама. Но зачем тогда чиновник, который принимает документы?
– Сотрудник, принимающий документы, обязан разъяснить и прочитать текст вслух, если это необходимо?
– Безусловно. Существует регламент действий по предоставлению услуг людям с инвалидностью и оказанию им необходимой помощи, в том числе и по замене и выдаче паспорта. Почему о существовании этого регламента не знают в учреждениях Архангельска – большой вопрос.
Случай вопиющий, и мириться с ним нельзя. Сотрудники, которые принимают документы от граждан с инвалидностью, должны быть подготовлены к этому. Если они, действительно, не понимали, как действовать, то должны были элементарно спросить у Елены Бережной: «Что сделать нам, чтобы вы смогли расписаться?» Ведь у самой Елены по этому поводу не возникло вопросов.
– А что за инструкция, позволяющая ставить прочерк в паспорте, на которую ссылались в паспортном столе?
– Пункт регламента. Но в Административном регламенте по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспорта гражданина РФ говорится о том, что в графе подпись можно поставить прочерк, если человек не может расписаться сам.
– Но Елена может.
– Конечно. И она свободно расписывается сама. Поэтому, совершенно непонятно, на каком основании её заставляют ставить прочерк? Это прямое ущемление и нарушение прав. Полагаю, сотрудники, которые принимали заявление, оформляли отказ, должны понести ответственность.
Существуют требования, установленные министерством внутренних дел РФ, в отношении доступности услуг для людей с инвалидностью. Доступность – это не только доступность зданий, которые должны быть оборудованы пандусами, но и доступность при получении самой услуги. Об этом прямо говорится в требовании УМВД России.
– Какие действия предпринял Союз?
– Мы уже отправили обращение в прокуратуру, поскольку за дискриминацию установлена административная ответственность. Кроме того, замену паспорта необходимо провести вовремя. Иначе Елена не просто окажется без паспорта, но и будет нарушен срок его замены.
– То есть Елену могут ещё и оштрафовать?
– Это может повлечь штрафные санкции. Поэтому, надеемся, что реакция будет незамедлительной.
Елене Бережной также было заявлено, что она недееспособная, поскольку является инвалидом по зрению. Это унижение человеческого достоинства. Так поступать нельзя. Мы считаем, что перед Еленой должны обязательно извиниться.
Надеемся, в региональном УМВД разберутся и объяснят сотрудникам, как работать с гражданами, имеющими инвалидность. Союз открыт для любого общения. У нас есть эксперты, которые готовы рассказать о том, что такое доступная среда, о правилах её создания. Надеемся, конфликт удастся урегулировать без обращения в суд.
– А раньше в Союзе сталкивались с подобными ситуациями при замене паспортов?
– Нет. Это первый такой случай. За последние десять лет, на моей памяти, такого точно не было. И важно не допустить этого впредь. Поэтому, если вы столкнулись с подобными фактами или другими случаями дискриминации по признаку инвалидности – обращайтесь на горячую линию, звоните в Союз общественных объединений инвалидов – 8‑952‑304–86–27.