Кто с фонарями по морю плывет
— По рассказам местных рыбаков здесь находится стихийная свалка мусора, который выносит морем на берег, — отмечает Олег Малышев, путешественник из Москвы. — Среди пустых ржавых бочек и другого металлолома лежит старый корпус крылатой ракеты. Из него торчат какие-то провода. Местные, естественно, рассказывают страшилки про вытекшее ракетное топливо, отравившее траву вокруг, и погибших оленей, которые эту траву ели.
Находка сделана в августе 2020 года, когда группа путешественников из Москвы решила добраться до мыса Воронов, а также посетить населенные пункты Койда и Мезень. По словам Олега Малышева, они путешествую уже более 10 лет, и даже ведут свой канал в социальных сетях. Побывали во многих труднодоступных уголках России, в том числе в Карелии и Мурманской области. До Архангельской области добрались впервые — просто выбрали точку на карте и отправились по бездорожью в путь. Все поездки команда Олега совершает на автомобилях «Нива» и резиновых надувных лодках. Главное условие — максимально дикие мест, до которых не добираются обычные туристы.
— До мыса Воронов мы добирались восемь часов на лодках, — рассказывает Олег Малышев. — Впервые шли по морю ночью. Безусловно, мы заранее по спутниковому телефону запросили прогноз погоды. И нам повезло — погода была идеальная. Море как на курорте — ни ветра, ни волны. Но плыть пришлось при свете фонарей. Светом фонарей мы-то и разбудили местных рыбаков, которые даже на берег вышли нас встречать. Удивились: кто это по морю с фонарями плывет. Хорошие ребята попались, показали нам где можно переночевать, ну и байки различные рассказали. Обратно мы уже добирались три дня, два раза попадали в отлив при движении в реках. На реке Койда при отливе, когда река полностью обмелела, пришлось тащить резиновые лодки по колено в грязи. Всего за 4 дня мы прошли 310 километров по Белому морю, сожгли 170 литров бензина.
Кстати, на обратную дорогу бензина как раз путешественникам и не хватило.
В Мезени путешественники посетили местный историко-краеведческий музей.
— Заведующий музеем Александр Петрович Рыжков нам провел индивидуальную экскурсию, — говорит Олег. — Впервые мы увидели как там шьют карбасы. Большое спасибо им хочется сказать за это.
Суперпроходимое «ведро»
По словам Олега, к каждому такому длительному путешествию они готовятся в течение года: выстраивают маршруты, вписывают в него достопримечательности. Несколько месяцев технически готовят автомобили.
Сегодня в команде путешественников — жители Московской и Ярославской областей разного возраста и профессий. Преодоление бездорожья для них не только хобби, но и возможность сменить обстановку и проверить себя.
— Машины, естественно, и ломаются, и застревают, но мы всегда справляемся собственными силами, — рассказывает Олег. — Например, в прошлой поездке по Мурманской области у меня машина практически развалилась. Ребята меня 100 километров тянули на тросе до Апатит. В Архангельской области мы планировали проехать по зимнику, ведущему на деревню Патракеевка до реки Ульмица. А далее по реке выйти в Белое море и дойти до острова Мудьюг. В итоге, по зимнику до Ульмицы мы доехали за два дня. Обратно прорвались за день. Оказался не самый сложный маршрут. А вот дрога на Мезень ужасная — 300 километров грунтовки. Хорошо, если недавно прошел грейдер. Иначе — часто попадаются сильно разбитые грузовиками участки дороги. В сухую погоду очень пыльно. Во время дождя дорога превращается в болото. Наши «Нивы» — исключительно для путешествий: ведро, но суперпроходимое. Хотя я на своей сейчас и в магазин езжу.
Все на путешествие Москва — Архангельск — р.Ульмица — остров Мудьюг — Архангельск — Пинега — Мезень — мыс Воронов — Койда — Мезень — Архангельск — Москва понадобилось две недели.
— После посещения музей «Малые Корелы» началась монотонная дорога на Москву, — рассказывает Олег. — Правда, на обратной дороге у одной из машин заклинил ступичный подшипник, пришлось ставать на незапланированный ремонт. Но впечатления от путешествия по Архангельской области очень хорошие.